Плановые отключения электричества в Калифорнии? Не справляются с лесными пожарами? Да ну нах! Не может быть! — Может, очень даже может. Надо только взять на вооружение идеологически верное направление.
Фоторабота китайского фотографа Бао Юнцина «Мгновенье» отличается от 48 000 работ из более чем 100 стран и была избрана «Фотографией дикой природы 2019 года». Фотография была сделана на Цинхай-тибетском нагорье. По сообщению Би-би-си, фотограф очень долго наблюдал за животных прежде чем выбрать момент и сделать этот снимок. Сурок подумал, что лиса уже ушла и медленно выбрался из пещеры, но внезапно обнаружил, что лиса была рядом. В этот момент сурок конечно возмутился и как закричит на неё: «Ты чего дура подкрадываешься? Знаешь как я испугался!»
Сталин И. В. — Беседа с английским писателем Г. Д. Уэллсом 23 июля 1934 года Большевик. 1934. № 17. По изд. Сталин И. В. Cочинения. — Т. 14. М.: Издательство «Писатель», 1997. С. 24–39.
Уэллс. Но присмотритесь к тому, что происходит сейчас в капиталистическом мире. Ведь это не просто крушение строя. Это — взрыв реакционного насилия, вырождающегося в прямой гангстеризм. И мне кажется, что когда речь идет о конфликтах с этими реакционными и неумными насильниками, социалисты должны апеллировать к закону и вместо того, чтобы рассматривать полицию как врага, поддерживать ее в борьбе с реакционерами. Мне кажется, что нельзя просто действовать методами старого, негибкого инсуррекционного социализма.
Сталин. Коммунисты исходят из богатого исторического опыта, который учит, что отжившие классы добровольно не уходят с исторической сцены. Вспомните историю Англии XVII века. Разве не говорили многие, что сгнил старый общественный порядок? Но разве, тем не менее, не понадобился Кромвель, чтобы его добить силой?
Всегда плю зигую Дюрренматта. Он такой... нудный, бюргерский, буржуазный всегда — но занятный. Человек, вобравший в себя эпоху.
Там смешной как раз эпизод был с каким-то местным дуралеем, что по привычке стал кидать зиги проезжающим мимо на фашистском мотоцикле с коляской бюрократам либо иным каким угнетателям, не рассмотрел.
Возможно, лучшая роль Цеханасянц-Васильевой. Точнее, её сценариста, этого, как его... а, ну да, герра Дюрренматта собственно.
Оператор ещё хорош. Как понимаю, снимали, как обычно, в советской Прибалтике — в рамках нашего её угнетения и эксплоатации кровавой социалистической невыносимой.
Во-первых, это завораживающее зрелище. Во-вторых, через четыре дня всё это будет разрушено. Короткометражка будит мысль, как говорится — весьма, правда, невесёлую мысль. Вообще хроника — страшноватая вещь, она словно мутное окошко в Аид.
Вот даже и Фёдоров ровно о том же, о чём и мы все последние дни говорим тут.
Нет, это не осень. Это не сезонное. Это куда более долгий из ритмов мира нашего — во много раз, не то что сменяется четыре раза за оборот планеты вкруг солнца ея. Это то, что сменяется разве раз в двадцать, сто таких оборотов, либо иногда много реже.
Осень века, осень цивилизации очередная если хотите... не дай бог в этот раз уж осень всего человечества.
Мне кажется, нам просто повезло в какой-то момент. Ведь одновременно с нами начинало немало групп — кого ни вспомню, все оригинальные были! Просто мало кто до наших дней удержался. Нам повезло, что мы играем вместе до сих пор. Но ведь и сейчас есть много разной ни на что не похожей музыки: моя дочка играет в группе, у нее много друзей-музыкантов и в Москве, и в Питере — все оригинальные, все необычные. Время просто вокруг какое-то глупое, бездарное совершенно. У меня была надежда еще в 1990-х на то, что появится, собственно, музыкальная индустрия, а она не появилась. Ее как не было, так и нет.
Нет индустрии, нет масс-медиа, телевидения, нет никаких системных структур в нашей области.
Когда в 1990-х мы катались по Германии, там было по всей стране огромное количество клубов, которые занимались только альтернативной музыкой. В них проходили концерты каждый день, играли группы со всего мира. Разных эшелонов причем: те же King Crimson играли в клубах — не на стадионах, а в клубах!
А у нас Коля Дмитриев, который создал в Москве культурный центр «ДОМ», так и остался уникальным явлением, энтузиастом, продвигавшим необычную музыку… Нет журналистов, нет звукозаписывающих компаний, нет среды. И потому кто выскочил на перестроечной волне, как мы, тот и остался. А остальные…
Как в воду глядел, старый хитрец. После него ведь и правда никого не стало.
Вон, поймал себя на том, что если на рубеже 80-х и 90-х фильм с Джеки Чаном был для нас событием уровня как для астронома встретить очередную внеземную цивилизацию — то теперь вот, встречая, щёлкая пультом, вдруг из их обычного нынешнего ассортимента: фильмы уже престарелого Джеки Чана — первое, ещё рефлекторное: «О, а, ага, это он тут уже старый — сразу нафиг, крутим дальше, это заведомо нечто уровня их вот телерекламы». Нет чтоб напротив, ранние фильмы его показывать — я так их и не посмотрел тогда, не довелось, другим был занят.
Вернусь к фильму. Лучшее, что только и создают писатели и прочие: то, что они создают для детей. Помните? это ведь Киплинга вроде было посвящение? никак не найду сейчас ни в оригинале, ни в переводе:
Мальчику, что уже мужчина Или мужчине, что ещё мальчик
Вот этот фильм — как раз нечто редкое, чудесное, эталон этого особого жанра.
Специально ждал несколько дней когда они опубликуют у себя, как всегда с намеренной задержкой, видео.
Вот только тогда говорили с Аравийским про музыку. И насколько её опошляли всегда, и опошлили, в результате, эти профессиональные музыканты из симпхонических оркестров. Которых тогда, впрочем, уже Пьёр Ришар талантливо высмеял, не оставляя нам, потомкам, более почвы под ногами на этом пути.
Слушал на фоне, без особого интереса: ну ладно, ещё одного Ришара включили... но всё же именно в память о нём: о Франции, о музыке — ну пусть играет, пока тут программирую. И вдруг...
Пара моментов уже с середины сразу сподвигла поделиться у нас:
Ведь самое трудное в сентиментальном вальсе — не убить ощущение вальса.
Ведь что такое вальс [в их скотском представлении]?.. Ум-ца-ца, ум-ца-ца... Вы с дуба рухнули, это похоронный оркестр. Вальс — это не дискретный ваш тупой ритм для мёртвяков. Это сложное плавное точное движение музыки...
Он, правда, всё руками это показал — но на то он и музыкант, а не литератор.
Надо будет пересмотреть ещё, и особо запомнить и изучить все его рекомендации в пока так всё, спустя столько десятилетий terrra incognita для меня — классической музыке.
И, главное, что совсем зацепило, открыло смысл вообще всего этого хаоса что происходил во Франции в этом году:
...с вот такенным мозгом. Слишком много стало спорта. Сцену заполонили люди с умелыми руками и пустыми головами...
Именно то моё детское совсем ещё ощущение от русской классической литературы, классической и советской официозной музыки... большей части культуры человеческой цивилизации вообще. Включая мультфильмы про Тома и Джерри, что я вот всякий раз теперь показываю котятам. А они смотрят тоже несколько с недоверием.
...ушёл аристократизм. [...] Ушла культура. Понимание культуры как сверхценности...
Сколько раз я тут у нас как дурак повторял, что культура — это не «Лебединое озеро» и Большой театр никому со времён Наполеона нафиг не нужные. Что это вообще всё что нас только и создаёт: от умения почистить два килограмма картошки максимально быстро и эффективно, до умения создать станок, что будет вытачивать детали, которые до вас считались топологической загадкой, и способности передать всё это ещё и детям дальше...
...Большинство моих друзей под аристократизмом понимают буржуазный шик...
А это вон даже не мы, а Мамардашвили разбирал у Пруста в Германтах.
...Если человек богат — его замашки называют аристократическими...
Особое спасибо переводчику явно старой школы за ныне всеми давно забытое слово «замашки», как нельзя здесь точное, необходимое. Все эти олигофрены и зомби, что вон по телевизору вливают всем свою рекламу про сначала «хайп» теперь «кэшбэк», в таких случаях максимум что найдутся изобрести: «хэбитс». Даже, нет, не «габитус» увы, тех расстреляли вместе с Гумилёвым.
...Деньги-деньги-деньги...
Варваре Иммануилне Стрейзандт, женскому воплощению Микки-Мауса, тоже привет. Помним.
...Деньги стали единственным мерилом всего. Это приводит в уныние.
И сразу. Это именно формат мысли сознания, что не делает пауз, не растягивает от тезиса к тезису. Как и подобает музыканту-виртуозу, физику, математику...
Вы слышали, наверно, о протестах во Франции? Вначале это было потрясающе. Люди по всей стране решили сказать нет повсеместно распространившемуся скотскому образу жизни. Но постепенно благородное возмущение переросло в нечто совершенно противоположное: в политизированное требование денег. Типа: если нам в конце месяца заплатят сколько мы хотим — на улицах станет спокойно.
А ведь поначалу люди выходили сказать что устали от этого скотства. Протест был не про деньги — он был про то что мы живём не так! Едим какую-то дрянь, выполняем работу, смысл которой не понимаем...
Весьма, в старых традициях по-настоящему благородной французской аристократии тончайший намёк на неких... ну, таких с хвостиками завитками, с розовыми носиками, щетинистых... надеюсь, не испортил никому банкет?
...Зачем-то куда-то постоянно спешим, и вообще потеряли вкус к жизни...
А что, вон Сартр и Деррида что-то сказали сверх этого? Делёз, Лиотар, Башляр, Бодрийяр... И, тем более, столь же кратко и внятно?
...Ну а потом всё свели к деньгам.
Ладно, там надо всё полностью слушать. Он типа Ленина на броневичке, и даже в чём-то лучше.
Но я бы законодательно запретил заниматься музыкой для удовлетворения амбиций.
Курёхин жив. Спасибо, братишка, это было важно увидеть теперь, через столько лет, понять. Что и Франция, в том числе, не погибла. Пока живы в ней подобные.
«Мы, художники, зачастую портим вкус народа. В современном обществе присутствует деление на простой люд и элиту. Пластиковые игрушки – для простаков, фарфоровые для элитарного сообщества. И мы уродуем вкус народа, его восприятие мира, навязывая что-то бестолковое и бездарное, а потом удивляемся безвкусию, уже не народа, а созданной нами толпы. Сегодня все помешаны на элитарности: элитарное пиво, элитарные гвозди, элитарные сапоги, элитарный унитаз – это все смешно. Мир стремительно оглупляется. Мне много приходится бороздить разные страны, и я иногда высчитываю, сколько же сотен тысяч километров занимают в мире магазины «шмоток». Коммерция убивает всё: искусство, образование. В мое время во Франции и в Америке было полно книжных магазинов, посвященных исключительно определенным темам: книги по истории, книги по живописи, по графике и рисунку. Все они закрываются. И на их месте возникают обжираловки, или те же магазины «шмоток». Мы превращаемся в каких-то обезьян: поел, нарядился, попрыгал, кого-то соблазнил при помощи «прикида» и побежал дальше.
Кто влияет на рынок искусства сейчас? Время и социум, потом в процессе «запускается» очень сложный механизм, состоящий из художественной мафии, торговцев, критиков, музеев и прочее. Но это в Америке и в западной Европе. К счастью или к несчастью Россия от этого далека! В России на сегодняшний день нет настоящего рынка. На западный рынок нас не пускают, а если и проводятся аукцион русского искусства, то по сравнению с ценами западных и американских художников… Куда там! Отношение к российскому искусству, за исключением авангарда − Поповой, Кандинского, Малевича, Розановой − пренебрежительно-ироничное.
Каким в свое время было американское искусство? Никаким. Был дан приказ – создать образ интеллектуального американца. Приказ был дан Лео Кастелли самим Джоном Кеннеди. Кастелли вычислил художников, которые могут интересно работать в разных направлениях, отобрал пятерку: Энди Уорхола, Розенквиста, Джаспера Джонса, Вессельмана и Лихтенштейна. Фактически этой пятеркой он создал американский поп-арт. В этот проект были вложены громадные деньги. В Америке через 50 лет опубликовали секретные материалы ЦРУ и выяснилось, что все эти призы, которые американцы выигрывали на Биенналях в Венеции, выпуск журналов по современному американскому искусству, за всем этим бумом стояло ЦРУ и государство. На сегодняшний день весь мир знает Энди Уорхола, а кто в мире знает Рокотова, Аргунова? Кто знает Тышлера? Потому что мы ни хрена не делаем, чтобы показать, что мы сами-то умели и умеем делать в области искусства.
Сложно сказать, что такое успех. Когда я набираю свои 6-летние курсы, я веду беседу. Говорю, вы поймите, что выбрали очень неблагодарную профессию. Будь вы сапожниками или дизайнерами одежды, чем лучше у вас кожа, закройщик, колодки, качество шва, тем лучше, больше и быстрее вы продвигаетесь и завоевываете имя. Вы совершенствуетесь в профессии, и это сразу оценивается обществом. Наша же профессия очень неблагодарная. Чем больше вы развиваетесь, тем меньше вы поняты, потому что мы зачастую опережаем свое время. Чем дальше вы идете, тем тяжелее жить. И зачем тогда этим заниматься? – Радость творчества. Это самая таинственная вещь, которой обладают люди, которые принадлежат к клану искусства. Вот это есть ваша награда».
Михаил Шемякин советский, американский и российский художник, скульптор Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993) Народный художник Кабардино-Балкарии Народный художник Адыгеи почётный доктор ряда высших учебных заведений