lynx logo
lynx slogan #00074
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

золотой Ким Ир Сен с ковбойской шляпой


Вопросы истории

 

страница № 33



6 мая '23
суббота



Коронация и. и. в. Карла III и королевы Камиллы I (г. Ландан, пл. The Мля, 6 мая 2023)

Live: The Coronation of TM The King and Queen Camilla — BBC


С советского (i. e. предельно республиканского, антимонархического) детства всё представлял, по многим книгам, где читал про это: «Как это, коронация? Это, верно, торжественно и красиво...», мечтал увидеть своими глазами. Особенно в Британии, где всегда особо умели в геральдику.

Но Елизавета II будет править казалось вечно, и даже от XXI века удивительного нашего коммунистического будущего, где люди давно заселяют другие планеты (пока чёрт знает чем, марсоходами) откусила изрядный кусок. Молодец, что..., зая наша; наш союзник по антигитлеровской коалиции между прочим, если что. Грустно было, когда её не стало. Вот и сын всю церемонию, верно, думал: «Мам, это всё конечно очень красиво... только зачем это всё, теперь-то?»

А уж про наших российских императоров... только и осталось, что скучать по ним с 1917-го. Тоже ведь могли сейчас так же красиво всё...

Справедливости ради, они тогда, британцы революционные, со своим Карлом I так же республикански поступили, потом отошли правда.


Вот, увидел. Причём во всех подробностях, в цвете, как не было доступно ещё в прошлую коронацию Елизаветы II даже окружавшим её лондонцам и гостям столицы. Мир действительно движется вперёд. Несмотря ни на что. И вклад Великобритании весьма существен все последние века.

Действительно, чрезвычайно торжественно и красиво. И даже привычный английский дождь добавил лиричности. Май вообще самый красивый месяц, при любой погоде уж.


Видели там тоже вдруг в прямой трансляции, в ожидании церемонии, как всегда грустную и немного растерянную, как и подобает поэту, чрезвычайно по-прежнему панковскую рожу Ника Кейва, верноподданного короны, рьяного монархиста, цвета имперского истеблишмента? Рядом с ним как раз PJ Harvey была, как в той песне, или?.. мельком показали.

18 марта '23
суббота



С. Ю. Трохачев — Арриан и его герой


Трохачев С. Ю. — Арриан и его герой // Арриан. Поход Александра. СПБ., 1993. [PDF]

[...] Это предисловие уж тем лучше, что в нём сразу подробно отвечается на мой главный вопрос, сразу возникший, когда начал тогда осенью читать то, пространное предисловие: «Отчего бы вам сразу, чёрт вас возьми, не перечислить главное: список источников Арриана ». И какие из них уцелели, а какие нет, и только вот Арриан сохранил до нас сведения из них. Вот, тут это сделано куда более чётко, не размыто по всему тексту.

P. P. S. Выложил. Всё сплошь не вычитывал, исправил только те опечатки, которые попали в поле зрения в процессе исправления книжного биения на строки. Если что найдёте — скажите, исправлю.



Заметьте, как это важно: мыслить в контексте всей нашей культуры. Начать с того, что собрать всю эпоху и определить, на какое знание, дошедшее до него Арриан опирался в своём труде, и что из него дошло до нас, что мы также можем почерпнуть. К Шахермайру и Плутарху тоже были такие же много лет назад вопросы... но только здесь мы получаем искомую тогда безуспешно военную точность и научную глубину.

Знание источников так же важно, как читая про анабасис Александра, держать в воображении всю карту его Ойкумены: от Италии до Индии. Иначе как вообще понимать его жизнь, их подвиг, подобное же мышление уровня не личного быта — но мира вокруг, пассионарность? Как вообще понимать из текста что где как и почему там происходило?

Чтоб мыслить верно — нужно мыслить системно, видя все аспекты. В том числе и, главное, топологический. Собственно, всё военное дело основано на топологии. На манёврах войск в столь разных условиях. Кто лишён пространственного воображения — важнейшего для человека, тот не может быть военным, тем более стратегом. Это просто мясо войны: пойди туда, там враги, они тебя убьют. И Арриан уже на первых страницах своего «Анабасиса» очень хорошо показывает, насколько Александр был одарён в этом плане. Уже в тактике, изначально.

___

Среди старших современников Арриана, имена которых сохранились в истории литературы, можно назвать оратора Диона Хризостома (ок. 40—120 гг. н. э.), великого Плутарха (ок. 46—119 гг.), философа-стоика Эпиктета (ок. 50—130 гг.), ставшего духовным наставником Арриана, крупнейших римских историков Тацита (ок. 55—120 гг.) и Светония (ок. 70—140 гг.), выдающегося сатирика Ювенала (род. ок. 60 г.), оратора и юриста Плиния Младшего (ок. 61 — И З гг.). Не менее знамениты и другие, младшие современники Арриана: Фронтон (ок. 100—175 гг.), оратор, учитель императора Марка Аврелия; Аппиан (ок. 100—170 гг.), историк, автор «Гражданских войн»; замечательный сатирик Лукиан (ок. 120—200 гг.), прозванный «Прометеем красноречия»; Апулей (род. ок. 124 г.), прославленный автор «Метаморфоз»; Авл Геллий (род. ок. 130 г.), составитель историко-литературной компиляции «Аттические ночи»; Гален (ок. 130—200 гг.), крупнейший, после Гиппократа, врач; Тертуллиан (ок. 150—230 гг.), один из Отцов Церкви; наконец, самый значительный историк II—III вв. Дион Кассий (ок. 155—235 гг.), написавший «Римскую историю» в 80 книгах и несохранившуюся биографию Арриана.

Примерные годы жизни Квинта Энния Флавия Арриана: 95—175 г. г. н. э. Он происходил из зажиточной семьи, жившей в Никомедии, в провинции Вифинии (на юго-западном побережье Черного моря). Его род получил имя Флавиев при императорах из этой династии, возможно, при Веспасиане (69—79 гг.), благоволившем к провинциальной аристократии. Тот факт, что Арриан писал пo-гречески, не должен удивлять: уже в эпоху республики практически все образованные римляне превосходно владели как родным, латинским, так и греческим языком. Из вышеперечисленных писателей Плутарх, Аппиан, Лукиан, Гален, Дион Кассий пользовались исключительно греческим. Эллинизация римской культуры особенно усилилась после середины II в. до н. э., то есть после покорения
. . .

14 марта '23
вторник



Арриан — Анабасис Александра (Поход Александра)

[ uploaded image ]
The Anabasis of Alexander
Ἀλεξάνδρου Ἀνάβασις
Anabasis Alexandri


Арриан — Александров Анабасис

Второй век нашей эры, скорее всего написано в правление Адриана (117–138).

Греческим историком на римской службе, военачальником, политиком и философом. А, ну да, и неплохим писателем к тому же.

Александр, будучи столь же разносторонним, заслуживал среди своих биографов подобного себе, понимающего его во всей его глубине, после Птолемея, понятно, и прочих своих гетайров и после диадохов, сподвижников, дружины (как говорили у нас тогда на Руси Древней) — пусть и позднего, и обрёл его через столетия, это был Арриан.

Немного дико, что такие книги нам отчего-то не преподавали сразу в школе. Когда это — основа нашей современной мировой цивилизации и культуры. Не было б греков и македонян тех — всё б повернулось иначе, говорили б, возможно, на фарси, или китайском каком. Не было б Рима последующего, Средиземноморье захватил бы Египет и прочая Африка: финикийцы, карфагеняне, всё как мы любим™... культ Баала например.


Тж. см. Ксенофонт — Анабасис
Ксенофонт — историк, писатель, воин
Древняя Греция. Спортсмены-аристократы

И Александр, и Арриан — были учениками, продолжателями Ксенофонта.

25 января '23
среда



Х/ф Покровские ворота. Фалеков гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр

Покровские ворота — Фалеков гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр...


Фалеков гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр из четырех хореев и одного дактиля, занимающего второе место. Этот стих, широко распространенный в античной поэзии, излюбленный размер Катулла, вполне применим на русском языке. Античная метрика требовала в фалековом гендекасиллабе большой постоянной цесуры после арсиса третьей стопы, что выдержано в приводимых примерах...


Вообще весь фильм совершенно гениальный получился.
Ну, для тех кто помнит ещё тот наш старый СССР.
Иные ж просто не поймут.

Для меня это, уж говорил, машина времени в моё детство, мои 80-е. Тем более что снималось там. Кто сильно старше меня, если уцелел ещё: хмыкнет, как мы над поздними подделками про якобы наше время, те же 80-е.

В этом мотиве есть какая-то фальшь
Но где найти тех, кто услышат её?


Да даже я и мои ровесники всё видим: наши уж элементы в мире, что оказывается потом — про послевоенную Москву. Сюрприз, а я смотрел именно как про нашу Москву 70–80-х, с некоторыми экскурсами в предыдущие десятилетия. Пока не полез потом в справочники. Нет, ну как, и у нас ещё в 90-х коммуналки ещё существовали, пока ушлые™ (прим. старый советский тоже термин, ныне утрачен в обиходе; обиход™ утрачен также) риэлторы их не расселили тогда на наших глазах к собственной наживе премногой.

Если вы не антиковед, и сами не знаете, то может открою вам ещё один секрет: как раз вот эти античные исследования проводили даже больше не послевоенные, а довоенные отечественные учёные: 1800...1900–10–20–30-х. И 40–50-х, кто выжил из прежней когорты. Дальше как отрезало. В основном занимались перепечатками их наследия.

Нельзя снять фильм не про текущее десятилетие — сразу всё будет видно, все различия.
Это вон их сказки про Конана-варвара и Варвару-красу можно снимать сколько угодно. Всё равно все настоящие киммерийцы вымерли с хорошим запасом, можно врать сколько вздумается, во всём. А потом мы вымрем, и тоже некому будет отличить выдумку от мира, в котором мы жили. И тогда, и теперь.


И всё ж наши 80-е были куда ближе к 60-м и 40-м. Они ещё хранили большую часть и особо радостных и полных надежд 60-х (уж не говорю про застойные 70-е, что вовсе почти ничем не отличались), и 50-х (40-е пропустим...), и даже 30-х и 20-х — вспомните, посмотрите их довоенные фильмы: подчас невозможно отличить фильм поздних 30-х, предвоенный — от 40-х и 50-х; даже зная, какая страшная пропасть их разделила. И сколько никогда уж не увидели: что будет там, после войны? И победим ли вообще? Или погибнем все?

Помните тот рассказ? Кажется, приёмного сына его: когда тов. Сталину сообщили о подписании капитуляции Германии, Победе стало быть, свершившейся — он подошёл к окну и только молча и долго смотрел в ночную тьму...

Это потом, в 90-х всё поломалось особо безобразным образом.

22 января '23
воскресенье



Хрюша переигрывал

          или
Об общей деградации культуры человечества вообще,
в течение последних семидесяти лет, с 50-х,
но его кинематографа, некогда дивнаго, особенно.


К чертям, переношу всё сюда.
Я там про то, что Джина Лоллобриджида была ого-го какая девка тогда!
Мы сами её видели в лагерях. Хр.. Карлом Марксом клянусь!
А вы как всегда ноете.
Нет, ну как тут вас не поддержать. Тоже повыть погромче, на все джунгли.

16 января '23
понедельник



Х/ф Фанфан-тюльпан (Fanfan la Tulipe, Франция, 1952)



Джина Лоллобриджида
4 июля 1927 — 16 января 2023


Нам «Фанфан-тюльпан» показывали в советском пионерлагере. И только потом показали «Посторонним вход воспрещён», где такие же как мы, 8-10-летние орлы так же как мы горячо обсуждали эту увлекательнейшую для нас историческую драму.

Запомнил с тех пор самое для меня смешное там тогда место: «Наш противник нам изменяет!»

Даже потом вроде повторяли ещё показ. В том же лагере, через несколько дней. Из тех фильмов, что можно смотреть несколько раз.

Так мастерство авторов, их фантазия, продолжает жить уж вечно. В отличие от них самих эфемерных.

____

Уже тогда отметил, что девушка у главного героя ничего себе такая, симпатичная.

Я правда тогда не особенно ещё в девушках разбирался, но вот как раз в этом учебном фильме нам на примерах из жизни показывали, как с ними надо обращаться.

Тот миф, что все француженки — непременно невероятные красотки — он и благодаря ей тогда появился. Мы уже рождались в мир, где этот миф был общим местом. Отчего-то не итальянки, и не испанки заодно, хотя...

Найдите, посмотрите. Я и сам хочу найти пересмотреть через почти сорок лет.

Актриса жила одна на своей роскошной вилле под Римом,
в её саду, в который вложено немало труда самой хозяйки,
насчитывается около 600 различных видов птиц.


Рассказал моим котам, они облизнулись. Сейчас, думаю, посовещаются и придут требовать точный адрес такого счастья.

11 января '23
среда



Королева Виктория. Фамильный фотопортретъ.

[ uploaded image ]
Королева Виктория, «бабушка Европы», с кайзером Вильгельмом Вторым, царём Николаем Вторым, и будущим королём Эдвардом Седьмым на едином большом снимке королевской фамилии, 1894.

Queen Victoria, the “grandmother of Europe”, with Kaiser Wilhelm II, Tsar Nicholas II, and future King Edward VII in one large royal family snapshot, 1894.


Бедный Николай. Бедная Аликс... бедный медведь. Они верно уж тогда всё это явно предрекали и готовили. А они всё не верили: ну как же? родственники мы ж все!

1 июня '22
среда



Д/ф Древняя Греция. Спортсмены-аристократы (Часть истины, 639 серия)



Во всех обществах самое главное богатство — это не деньги. Это свободное время.

И в то же время он может делать вещи, что недоступны другому человеку.

...

Война — это поединок. Нельзя просто играть. Игра имеет правила, и эти правила нельзя нарушать. На войне нельзя побеждать любым способом. Нельзя побеждать с помощью подлости, хитрости ... вы потеряете ἀρετή ... для аристократа это невозможно.

Καλοκαγαθία... термин, что стараются пояснить чуть ни в каждом предисловии к античным переводам. Эстетика этики, нравственность, красота прожить свою жизнь так, чтоб когда она вскоре завершится, никто не посмел ни в чём упрекнуть тебя. Жизнь смертного — как античная статуя, высеченная им из аморфного мрамора хаоса круговерти бессмысленных событий вокруг него.


Заметьте, в минуте логоса этих историков, антиковедов содержится в триста раз больше смысла, чем в тех пространных и гулких лекциях Мамардашвили даже... что же говорить о других. Нет, они стоят на плечах гигантов, как и все мы, но и он тоже стоял. И все тут вообще. Нужны ёмкие люди. У которых объём воды на единицу продукта минимален. Где они? Был, помните, такой грек, киник, что жил в бочке и ходил с фонарём...

К.и.н. Андрей Стрелков, и ... Лариса ... дополните, кто знает, они там сами не особо утруждаются упоминаниями.

он получает от родителей, он преумножает [ для детей ]

они зажаривают целого быка, открывают 20 амфор вина — не потому что они голодные...

ой какая у тебя красивая вазочка — подари эту вазочку! аристократ не может быть жмотом
тот кто не дал или дал меньше — проиграл


Разве это не естественное наше советское знание, с колыбели?

All the rowboats in oil paintings
They keep trying to row away, row away



24 мая '22
вторник



Алексей Игнатьев — Пятьдесят лет в строю (1944)

[ uploaded image ]
    Становлюсь свидетелем такой сцены. Очередь длинная, сердитая. Где-то в конце её мается раненый на костыле, с ногой, замотанной бинтом. А впереди, уже у самой кассы, какой-то очень представительный, пожилой генерал-лейтенант, на котором форма выглядит как-то подчёркнуто шикарно. Раненый беспокоится, срок увольнения кончается. Ему и надо-то всего четвертинку. Из госпиталя выписывается дружок. Вот сложились помаленьку — надо же угостить на прощание, — апеллирует он к очереди. Всего на час увольнительная. Очередь молчит, и кто-то ядовито произносит: «Тут всем некогда». Тогда генерал-лейтенант поворачивается, от самой кассы идёт к раненому и говорит:
    — Будьте добры — вставайте вместо меня.
    Обрадованный раненый вприпрыжку бежит к кассе. Очередь поражённо молчит. Потом раздаются робкие голоса, призывающие генерала пройти вперёд. Он остаётся на месте раненого терпеливый, спокойный, знающий себе цену. Обращение к нему звучит настойчивее, и он говорит чуть-чуть картавя:
    — Раненый воин требует особого уважения, а мне не к спеху… Я ведь в запасе.

    Рассказываю гостям [Александру Фадееву и его жене Ангелине Степановой] вчерашнюю сцену в очереди — о раненом и генерал-лейтенанте. Слушает сначала недоверчиво. Потом вдруг спрашивает:
    — Этот генерал грассировал?
    — Грассировал.
    — Высокий? Седой? Прямой?
    — Правильно…
    — И ноги переставлял, будто они у него не гнутся?
    — Верно…
    — Лина, я знаю, кто это был…
    — И я тоже, — улыбается его жена. — Алексей Алексеевич.
    — Верно, Игнатьев. Наш коллега. «Пятьдесят лет в строю»! — и весело рассыпает своё «ха-ха-ха…» — Граф Игнатьев.

    — Б. П. Полевой. В конце концов. — М.: Советская Россия, 1969. — С. 346, 352. — 415 с. — 85 000 экз.



24 апреля '22
воскресенье



Д/ф Храм Гроба Господня (HD, 2014)

Храм Гроба Господня (HD, 2014)

 


33
страницы
















Рыси — новое сообщество