lynx logo
lynx slogan #00049
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Джон Леннон


В гостях у сказки

 

страница №18



16 ноября '17
четверг



Дзен или дзэн — как правильно?

[ uploaded image ]
Имел тут несчастье дней десять назад заметить:
если люди пишут японские слова через «е» — значит они ни одной книги про них не читали, переведённой японистами, а просто повторяют за толпой модные фразы, почерпнутые той у Голливуда, не особо понимая их смысл. Слово «дзэн» — с 90-х основное из таких слов. Да ещё и с заглавной, как имя собственное.


После чего пост был захвачен и меня там травят до сих пор, не давая особо ничего вставить собственно по теме доклада, который был совсем о другом. Как и обещал вчера, ладно, сам, вместо моего уважаемого оппонента, предоставлю подтверждение своих слов, что в русскоязычной научной литературе, отечественном востоковедении, традиционно применяется термин «дзэн». А вульгарная форма «дзен» была придумана в 90-е и дальше теми же коммерсантами, что и «суши», как нечто непонятное им, и потому недопереведённое с английского.

Ну или напротив, предоставлю опровержение своего этого смутного бессознательного убеждения, которое отчего-то испытывал вроде всегда. Как получится, посмотрим.

Напомните-ка книги по дзэн-буддизму, что вы читали, где он сплошь через «е». А потом давайте разберём: издание какого это года (пока у нас в стране востоковедение финансировалось, или уж потом, когда его разогнали); перевод с японского или рабский с английского тремя студентками за сто баксов на всех — как в 90-е началось; и, собственно, кто переводчик, насколько он оперирует, владеет избранной темой?


Приступим. Я долго ленился, и вообще не собирался — но меня десять дней уже мучают подряд, надо это как-то заканчивать.

Вот мои книжные полки, начну с них. Тем более, что востоковедение там отдельно всё стоит.


№1. Всеволод Овчинников — Ветка сакуры (1971)

один из ведущих советских послевоенных журналистов-международников; востоковед, специалист по Японии и Китаю


Поэтизация изменчивости, недолговечности связана со взглядом буддийской секты дзэн, оставившей глубокий след в японской культуре. Смысл учения Будды, проповедует дзэн, настолько глубок, что его нельзя выразить словами. Его можно постигнуть не разумом, а интуицией; не через изучение священных текстов, а через некое внезапное озарение. Причем к таким моментам чаще всего ведет созерцание природы в ее бесконечном изменении, умение всегда находить согласие с окружающей средой, видеть величие мелочей жизни.

С вечной изменчивостью мира, учит секта дзэн, несовместима идея завершённости, а потому избегать её надлежит и в искусстве. В процессе совершенствования не может быть вершины, точки покоя. Нельзя достигнуть полного совершенства иначе, как на мгновение, которое тут же тонет в потоке перемен.



№2. Басё — Стихи (1985)
Перевод с японского Веры Марковой
Её, как и Овчинникова, вроде, не надо представлять, весь СССР их читал — но ладно уж:
(1907—1995) — русская поэтесса и переводчица, филолог, исследователь японской классической литературы


Из предисловия переводчика:

Внимательно изучал он и насыщенную поэтическими образами философию Чжуан-цзы (369–290 гг. до н. э.), и буддийскую философию секты Дзэн, идеи которой оказали большое влияние на японское средневековое искусство.

Жизнь Басё в Эдо сложилась трудно. С помощью какого-то доброхота он устроился на государственную службу по ведомству строительства водных путей, но вскоре оставил эту должность. Он стал учителем поэзии, однако его молодые ученики были богаты только талантом. Лишь один из них, Сампу, сын состоятельного рыбника, нашел средство по-настоящему помочь поэту: он уговорил своего отца подарить Басё маленькую хижину-сторожку возле небольшого пруда, который одно время служил рыбным садком.


Заметьте, с большой, в качестве имени собственного, якобы названия секты. Однако, дзэн был не одной лишь конкретной из японских буддийских сект всевозможных — но, много более того, особым религиозным направлением. Нечто вроде православия в христианстве или суфизма в исламе — этого уровня деление. Оттого в русском он с маленькой, подобно им. На секты делился уж сам дзэн.

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки — Основы дзэн-буддизма
Басё не был буддийским монахом, но был приверженцем дзэна. [...]
В пору, когда Басё изучал дзэн под руководством Буттё, тот как-то навестил его.


. . .
  Написал председатель койотов Indian   14 комментариев
24


6 ноября '17
понедельник



Грузинская княжна варит суп

[ uploaded image ]
Пять важных древнегреческих текстов, которые перевернут вашу жизнь, мировоззрение, методы ведения бизнеса, семью и бассейн на дачном участке. Вместе с рыбками. У вас же там есть рыбки?
  Написал председатель койотов Indian   1 комментарий
38


30 сентября '17
суббота



Плутарх — Изречения царей и полководцев

[ uploaded image ]
Семирамида, выстроивши себе гробницу, написала на ней так: «Кому из царей нашего счастливого коммунистического будущего будет нужда в деньгах, тот пусть разорит эту гробницу и возьмёт, сколько надобно».

И вот Дарий разорил гробницу, но денег не нашёл, а нашёл другую надпись, так гласившую: «Дурак ты, Дарий, и свинья. Вот от кого, а от тебя я этого не ожидала».
  Написал председатель койотов Indian   11 комментариев
22


21 апреля '17
пятница



Луиджи Серафини подписывает свой кодекс

Судя по чуждым ему рунам: какому-то обитателю пустых холмов, постепенно поглотивших в итоге некогда так порабощавших их тогда, как помню, патрициев сих.

Dedica di Luigi Serafini — Codex Seraphinianus


Кстати, а ведь Луиджи выложил тогда свой кодекс на Архив.орг. Пусть и не в идеальном разрешении — ну и ладно, всё равно, пользуйтесь.

На issuu.com ещё — если надо вдруг быренько пролистнуть.
  Написал председатель койотов Indian   2 комментария
27

 


18
страниц














Рыси — новое сообщество