Вчера утром в городе Минделу на острове Сан-Висенте, одном из островов Зелёного Мыса, что находятся посреди Атлантического океана к западу от Африки — в городе, где она родилась когда-то, умерла Сезария Эвора, босоногая дива.
Одно из значений креольского слова sodade, означающего чувство, которое невозможно передать любыми словами, можно лишь пережить самому, и которым пронизаны песни Сезарии — ощущение потери того, без чего всё прочее теряет смысл.
Святым людям на празднике господа нашего Шивы Разрушителя не дают приобщать паству к светлому учению церкви и благости божией. Quod licet Iovi non licet bovi.
Этот сборник овеян легендой. Она гласит, что в начале 70-х столица Камбоджи город Пномпень был поистине райским местечком. Опасно краснеющего короля только что свергли; страной заправлял генерал, марионетка США. Штаты привычно пытались прибрать к рукам новую колонию и экспортировали в Камбоджу не только военную помощь, но и свою культуру, которая называлась одним словом: рок-н-ролл. Камбоджийцам так понравилась новая музыка, что они тут же стали играть и петь ее на свой удивительный птичий лад. В те золотые деньки Пномпень своей рок-сценой не уступал Западному Берлину и Южному побережью Калифорнии: на каждом углу открывались ночные рок-клубы, все бурлило, как 10 лет назад в Хайт-Эшбери. Веселая жизнь достигла пика, и её ожидало медленное увядание, но цветок срезали живым: в 1975 году партизаны Пол Пота захватили власть в стране и расстреляли всех музыкантов. Вот так рокеры Камбоджи все как один выполнили великий рок-н-ролльный завет: «Live fast, die young».
Ros Sereysothea — Chnam Oun Dop Pram Muy (I'm 16)
Лет шесть назад, когда мне попался этот сборник, в интернете не было никакой информации о нём, кроме: «некий западный турист услышал эту кассету в камбоджийском такси, купил её у таксиста и вывез, сведений о том, кто поёт, никаких не сохранилось, все давно мертвы». Но интернет становится всё наполненнее информацией, постепенно нашли и список песен, и много других сборников, оказывается, сохранилось. Я в своё время насобирал несколько сотен песен, сейчас, наверное, их уже гораздо больше можно найти. Если сравнивать даже с родным американским психоделическим гаражным роком — камбоджийцы на удивление в среднем мелодичнее. Были.
Пол Пот был буддийским монахом и гуманистом, призывавшим: «Бить допрашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти». Разве это не прекрасно, разве не этому учил Будда?
Со времен Крестового похода детей не было в мировой истории случая, чтобы основу целого воинства составляли подростки. А именно подростки, почти дети, были главной ударной силой «красных кхмеров». Невысокие, юркие, вооруженные АКМ китайского производства, в черных широких штанах и черных же свободных рубашках, обутые в сандалии из автомобильных покрышек, они обходились чашкой риса в день, ловили обезьян и пекли их на углях в пальмовых листьях.
Пересматривая в очередной раз Waking Life (Жизнь наяву, Пробуждение жизни), вдохновился и решил поделиться им с местной публикой. Фильм примечателен по многим причинам. Снятый на камеру, обработанный тридцатью аниматорами, он действительно похож на сон. Затрагивается множество тем — разносортная философия, немного эзотерики, и конечно же — осознанные и не очень сновидения.
Музыка достойна отдельного поста. Саундтрек by Tosca Tango Orchestra сразу и надолго основался в плейлисте.