185 лет назад Россия вела очередную войну с Турцией. 8 мая 1829 года из Босфора вышла турецкая эскадра в составе шести линейных кораблей, двух фрегатов и шести малых кораблей. Через три дня в районе Синопа она встретилась с русским 44-пушечным фрегатом «Рафаил», который занимался каперством на турецких коммуникациях (захватывал торговые суда). Командовал фрегатом капитан 2-го ранга Семен Стройников.
Разумеется, фрегат не имел возможности на равных вести бой с вражеской эскадрой, но он мог хотя бы попытаться от нее уйти. Но «Рафаил» сдался без малейшего сопротивления.
Раньше Стройников был командиром брига «Меркурий», на нем он в мае 1828 года захватил в районе Анапы турецкий транспорт с десантом 300 человек и тремя знаменами. За это он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и получил под командование фрегат. За сдачу же туркам этого самого фрегата Николай I лишил Стройникова (и всех остальных офицеров «Рафаила», вернувшихся из турецкого плена после окончания войны) чинов, орденов и дворянства. Все офицеры были разжалованы в матросы, а Стройникову царь специально запретил жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника».Тем временем, турецкая эскадра, возвращавшаяся от Синопа, подошла к Босфору. И 14 мая наткнулась на группу из трех русских кораблей: фрегата «Штандарт» и бригов «Орфей» и «Меркурий». «Меркурий» был тот самый, коим два года назад командовал Стройников. Теперь командиром корабля являлся капитан-лейтенант Александр Казарский.
В 17 веке в голландском городе Утрехт жил гравер и звали его Якоб де Гейн III. Сей гравер так и остался бы в пыльных складках истории, если бы не два «но». Первое – он заказал свой портрет у Рембрандта, второе – картина оказалась очень компактной. Изначально картина задумывалась заказчиком как диптих – с одной стороны зрителям представлялся сам Якоб, а с другой его друг Моритц Хюйгенс. Приятели договорились, что после смерти первого , портрет умершего переходит живущему. Первым умер Якоб и его небольшой портрет, выполненный маслом на дубовой доске отошел Моритцу. После смерти второго, картины покупали, продавали и так несколько раз , пока они, наконец, не оказались в картинной галерееДелвича, где и начинается самое интересное.
Интересность состоит в том, что эту небольшую картину похищали несколько раз. А точнее – четыре. В первый раз в 1966 году злоумышленники проникли в галерею и схватили, все, что понравилось в количестве 9 штук, среди 9 картин известных художников оказалась и наша дощечка. В прессе поднялась шумиха, скромная и мало кого интересующая галерея вдруг стала центром событий и, вероятно, преступники испугались. Рембрандта нашли первым, человек, выгуливающий своего пса, увидел странное под кустом. Странным оказался портрет де Гейна. Остальные похищенные картины были обнаружены под скамейкой на кладбище неподалеку. Все последующие разы были не менее увлекательными: картину находили в багажнике велосипеда, камере хранения на вокзале, такси. Сейчас руководство галереи утверждает, что система охраны настолько хороша, что проще унести все здание музея, чем Якоба. Хотелось бы верить, что это соотвествует действительности, а то мало ли какой авантюрист, решит что это вызов и опять попытается стащить бедного Якоба.
Многие считают конец 30-х – начало 4-х годов 20 века временем зарождения военной ракетной техники. Легендарная «Катюша» — первый залп батареи Флёрова в июле 41-го под Рудней. Немногие вспоминают принятие в начале 30-х годов на вооружение реактивных снарядов для авиации. Успешных весьма. Многие слышали о королевской ГИРД (группа изучения реактивного движения) образованной совместно с Цандлером в 32-м, ставшей базой для космонавтики и РВСН. Немногие – о ГДЛ (газодинамической лаборатории) Артемьева-Тихомирова, занимавшейся разработкой тактического ракетного оружия с 21-го года.
К чему это я? Ах, да. Александр Сергеевич был современником зарождения ракетного оружия в России. Справедливости ради стоит заметить, что в то время и в некоторых других странах дела шли не менее успешно.
Меч Сталинграда, этот прекрасный образец оружейного искусства храниться в Волгограде, в музее Сталинградской битвы. Ему, как и самой битве, уже 70 лет. Подарок достойный и выбран точно, ибо само слово «Сталинград» — слово-меч, где корень «сталь» сочетается с жесткими, сильными буквами русского алфавита. Вот тут собраны детальные фотографии этого произведения. Официальное вручение меча состоялось в советском посольстве в Тегеране в ходе встречи представителей Большой тройки, посвящённой обсуждению планов Нормандской операции.
Меч изготовлен на заводе компании Wilkinson Sword кузнецами-оружейниками Томом Бизли (Tom Beasley) и Сидом Роузом (Sid Rouse), каллиграфом Мервином С. Оливером и серебряных дел мастером капралом Королевских ВВС Великобритании Лесли Дж. Дарбином. Сталь для клинка поставлена шеффилдской фирмой Sanderson Brothers and Newbould.
Немцы (милитаристы особенно) технику строить умели и умеют. Нестандартные и смелые подходы в дизайне и конструкции приводили порой к необычным решениям. Чего стоит хотя-бы BV.141B, который в юности (после всех этих правильных планеров в авиамодельном кружке) приводил меня в восторг и технический ступор. Не всегда смелые эксперименты авиаконструкторов Но иногда «стреляло». Так было с Me 262, например. Но лично мне нравится Do.335 Pfeil. Он на картинке. Самый быстрый винтовой (и поршневой) самолет второй мировой. Непростая история создания, живыекартинки, для англочитающих. Летающая мясорубка. Мне нравится.
..По возвращении мы получили соответствующее приглашение от Скандинавских стран Дании, Норвегии и Швеции. Но в те дни в печати этих стран поднялась свистопляска, направленная против нашего визита. Протест выражался не против нашей делегации лично, а против советского государства, его политики. И мы ответили: «Существующие условия не располагают к нашей встрече, поэтому мы откладываем ее до более благоприятного времени». Затем у нас состоялись поездки в США и во Францию. Видимо, за это время в Скандинавских странах созрели условия для встречи, и их правительства повторили свое приглашение. Тут была некоторая неловкость: нас пригласили, мы отказались, потом опять нас приглашают, вроде бы как упрашивают... Не знаю, как барьер неловкости был преодолен дипломатами, но было объявлено, что мы прибудем в июне 1964 года(1).пишет Никита Хрущев в своих мемуарах «Время.Люди. Власть.» , а филателисты задумчиво кивают головами.
Дело в том, что благодаря двум запланированным визитам в Скандинавию, из которых состоялся только один, советские филателисты получили сразу две редких марки: одну в 1959 году, а вторую в 1964.
6 сентября 1976 г на аэродроме под Владивостоком с утра начались полеты на новейших перехватчиках МиГ-25П. В 12:50 (местного времени) с аэродрома поднялся самолет с бортовым номером 31 пилотируемый старшим лейтенантом Виктором Беленко. После набора высоты самолет начал стремительно снижаться и вскоре исчез с экранов радаров. Полеты прекратили, в район предполагаемого падения самолета направили поисковую группу на вертолете, но ничего не нашли. В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П (бортовой номер — «31» ) , пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в гражданском аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года. Принято считать, что результатом угона стала замена на всех самолетах советских ВВС системы опознавания «свой-чужой», на что ушло порядка 2 миллиардов рублей. Что точно стало результатом угона так это продажа МиГ-25 Ираку (20 самолетов), Сирии (30 машин) и Алжиру поскольку с него были сняты экспортные ограничения. Вскоре американцы и их союзники повстречались с этими МИГами в воздухе. В 1980 г Конгресс США предоставил беглецу американское гражданство «за огромный вклад в укрепление национальной безопасности США». В том же году вышла книга «Пилот МиГа», написанная писателем Джоном Бароном по воспоминаниям Беленко.
Многие слышали о Карле Великом — франкском короле из династии Каролингов, основавшим огромную империю в Западной Европе. А ещё он был «крестным отцом» библиотечного движения, только об этом мало кто знает.
Дело в том, что тогдашние церковники любили охоту пуще светских феодалов, и поголовье зверей истребляли как-то уж слишком рьяно. И вот тогда мудрый император, с трепетом относившийся к знаниям, придумал, как ограничить подобную страсть: было разрешено добывать ровно столько шкур, сколько потребно на переплёт имеющихся в данном монастыре книг. Церковники почесали затылки... и дружно принялись открывать в монастырях скриптории и библиотеки.
Именно поэтому копирование книг производилось столь быстрыми темпами, что львиная доля всего наследия античности дошла до нас усилиями именно той эпохи. Не будь этой меры — ещё неизвестно, сколько бы старинных манускриптов сохранилось, пока ими не занялись деятели Возрождения.
Историческая справка: В завершение переговоров между Президентом США Франклином Делано Рузвельтом и Премьер–министром Великобритании Уинстоном Черчиллем, состоявшихся на борту военных кораблей близ острова Ньюфаундленд, 14 августа 1941 года, была подписана декларация, получившая название «Атлантическая хартия», к которой 24 сентября 1941 года присоединился и СССР.
Во время встречи также произошла нештатная ситуация с котом Блэки, который по результатам конференции стал также Черчиллем.
В развитие сообщения доктора, продолжу тему истории, и отдельно — истории мостостроения.
Строили тогда хорошо, с размахом и вкусом. Но далеко не все шло гладко у строителей на протяжении этих 4000 лет. Вниманию зрителей предлагается теплый, ламповый диафильм(!), излагающий интереснейшую легенду, записанную Геродотом, о богах, мощной мостостроительной организации, и ее креативном руководителе.
Для просмотра — нажимаем на стрелочки.
Для услаждения же слуха зрителей, предлагается легкая развлекательная мелодия.
Приятного просмотра!
Музыка из немого кино — Регтайм (из к/ф «Мы из джаза»)