lynx logo
lynx slogan #00031
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

мастер Пэй Мэй, Убить Билла: Часть 2-я




   

№5062
12 004 просмотра
15 апреля '13
понедельник
11 лет 10 дней назад



Два капитана

[ uploaded image ]
185 лет назад Россия вела очередную войну с Турцией. 8 мая 1829 года из Босфора вышла турецкая эскадра в составе шести линейных кораблей, двух фрегатов и шести малых кораблей. Через три дня в районе Синопа она встретилась с русским 44-пушечным фрегатом «Рафаил», который занимался каперством на турецких коммуникациях (захватывал торговые суда). Командовал фрегатом капитан 2-го ранга Семен Стройников.

Разумеется, фрегат не имел возможности на равных вести бой с вражеской эскадрой, но он мог хотя бы попытаться от нее уйти. Но «Рафаил» сдался без малейшего сопротивления.

Раньше Стройников был командиром брига «Меркурий», на нем он в мае 1828 года захватил в районе Анапы турецкий транспорт с десантом 300 человек и тремя знаменами. За это он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и получил под командование фрегат. За сдачу же туркам этого самого фрегата Николай I лишил Стройникова (и всех остальных офицеров «Рафаила», вернувшихся из турецкого плена после окончания войны) чинов, орденов и дворянства. Все офицеры были разжалованы в матросы, а Стройникову царь специально запретил жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника».Тем временем, турецкая эскадра, возвращавшаяся от Синопа, подошла к Босфору. И 14 мая наткнулась на группу из трех русских кораблей: фрегата «Штандарт» и бригов «Орфей» и «Меркурий». «Меркурий» был тот самый, коим два года назад командовал Стройников. Теперь командиром корабля являлся капитан-лейтенант Александр Казарский.
  Написала Маргарет Тэтчер      
88



Турки, вдохновленные победой над «Рафаилом» решили повторить успех. А «Штандарт» и «Орфей» сделали то, не смог (или не захотел) совершить «Рафаил» — бежали, пользуясь своей быстроходностью. «Меркурий» же стал от них отставать.
Казарский собрал офицерский совет и спросил, что именно выбирают господа офицеры — гибель или сдачу? По традиции первым высказывался младший по чину, в данном случае поручик Прокофьев. Он предложил драться до конца, а потом взорвать бриг. Возражений не было. Казарский приказал положить у входа в крюйт-камеру заряженный пистолет, чтобы последний оставшийся в живых офицер взорвал корабль, выстрелив в бочку с порохом.
Тем не менее, русский корабль пользуясь наличием весел, ушел. Нанеся тем самым турецкому флоту унизительнейшее поражение.
Николай I произвел Казарского в капитаны 2-го ранга и наградил орденом Св. Георгия 4-й степени («Георгий» был высшей воинской наградой Российской империи). Следующие чины и ордена получили все офицеры брига, на их дворянских гербах по указанию императора появилось изображение пистолета (того, с помощью которого предполагалось взорвать «Меркурий»). Бриг получил Георгиевский флаг, Николай приказал всегда иметь в составе Черноморского флота корабль с названием «Меркурий» или «Память Меркурия».
В этой поучительной истории двух командиров «Меркурия» есть еще один интересный момент — поведение «Штандарта» и «Орфея». Конечно, при подавляющем превосходстве противника бегство было единственно правильным вариантом. Если не учитывать того обстоятельства, что они бросили на растерзание туркам «Меркурий», не вспомнив суворовского «сам погибай, а товарища выручай». Впрочем, в пример потомству их ведь и не поставили.
Dara › «дабы не иметь в России потомства труса и изменника» — Стройников уже имел двух сыновей, ставших, впоследствии, контр-адмиралами.
Интересовала эта история давно: слышал ее вольное изложение не от одного моряка и интересующихся историей. Я принимаю как данность — в истории Российской империи моряки (и заслуженно) считались бесстрашными людьми с особыми (даже с учетом всех военных традиций) понятиями о чести. Факт того, что Семен Стройников сдал фрегат — подтвержден. На совете офицеры корабля решили драться «до последней капли крови», но команда не хотела сражаться. Командир корабля, пожалев команду, приказал спустить флаг. Позже, по решению суда, он был приговорен к расстрелу, но потом просто лишён наград и разжалован в матросы, также как и все офицеры.
Имя «Рафаил, как символ позора, навечно исключено из списков названий кораблей русского флота. Турки переименовали его в «Фазлы-Аллах», и при Синопе Нахимовым он был сожжен.
Еще один позорный случай — Цусима. Больная тема, скажу лишь, что за сдачу 4-х кораблей под командованием адмирала Небогатова также приговаривали к расстрелу, и позже заменили наказание каторгой.
А вот как получилось, что свои бросили бриг «Меркурий» — не установлено. Историки говорят (все со слов — я сам не разбирался, ничего не искал), что наказаний для командиров этих кораблей не последовало. Версии были: перевозили груз, заманивали и вовремя не увидели, прикрывал отход, раз убежать не смог, и т.п. Может быть, все от лукавого, и просто еще одной позорной строчки в истории флота не хотелось, а может, и правда — сам погибай, а товарища выручай.

А вот турки описывают, как сражался «Меркурий»: «…. Во вторник, с рассветом, приближаясь к Босфору мы приметили три русских судна: фрегат и два брига; мы погнались за ними, но только догнать могли один бриг в три часа по-полудни. Корабль капитан-паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело неслыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, ретируясь и маневрируя со всем искусством опытного военного капитана, до того, что стыдно сказать, мы прекратили сражение, и он со славою продолжал свой путь. Бриг сей должен потерять, без сомнения половину своей команды, потому что один раз он был от нашего корабля на пистолетный выстрел, и он, конечно, еще более был бы поврежден, если б капитан-паша не прекратил огня часом ранее нас, и сигналом не приказал бы нам то же сделать.

В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне ?????, что капитан сего брига никогда не сдастся и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвет бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий». С 20 пушками не более, он дрался против 220 в виду неприятельского флота бывшего у него на ветре.»

Вообще, странная истоиря отношений двух государств — мы воюем с турками давно и охотно, а сейчас мы к ним, они к нам, и никакой генетической памяти?
Leshiy › Спасибо за хорошее дополнение!
Нашла другие слова императора Николая I, их приводит в своей статье капитан 1 ранга в отставке Александр Дмитриевич Санин. (При её написании использовались материалы Музея Черноморского флота)
Разгневанный император Николай I издает указ, в котором говорится: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата »Рафаил«, не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».

Воля императора была выполнена.

После разгрома турецкой эскадры в Синопском сражении, когда адмирал П.С. Нахимов сжег османскую эскадру в бухте Синопа, свой доклад императору он начал словами: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегат »Рафаил« не существует».

После Синопского сражения флагманский корабль эскадры Нахимова «Императрица Мария» залпами ста пушек разнес бывший фрегат «Рафаил» в щепки.

А как было на самом деле? Я могу только предполагать.
Leshiy › УКАЗ
ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА
29 июля 1829г.
(На имя Морского Министра)
Меркурий по определению бегать должен отменно.
[ uploaded image ]
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.
1892г, холст, масло, 212 x 339 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
[ uploaded image ]
Dara › Картина И.К Айвазовского..
И.К Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами. 1848.
Холст, масло. 123х190 см. Государственный Русский музей.
[ uploaded image ]
   


















Рыси — новое сообщество