|
|
18 октября '11 вторник
FontLab Studio — сейчас не просто ведущая, а практически единственная программа для профессиональной разработки векторных шрифтов: TrueType, OpenType, Type 1 (они же шрифты PostScript, PS1, T1). Когда-то лидером в этой области был Macromedia Fontographer ( изначально Altsys Fontographer, ну или просто Fontographer, FOG). Но потом он стал как-то грустно поддерживаться и обновляться, и даже сбоить иногда, вываливаясь без предупреждения — а где нет движения вперёд, там отставание и смерть. Но всё равно, были времена, когда Fontographer было куда удобнее использовать, чем тогда ещё молодой и чрезмерно переусложнённый в части интерфейса FontLab. Сейчас FontLab Studio — отличная удобная программа, которой приятно пользоваться. И Fontographer компания FontLab Ltd. неожиданно тоже приобрела, поймав удачный момент, когда Macromedia продавалась Adobe. И продвигает, как альтернативный вариант редактора шрифтов. В работе новый Fontographer не использовал, сказать про него ничего не могу. Неясно даже, сколько в нём осталось от прежнего Macromedia Fontographer и сколько — от нового FontLab. Если знаете, напишите. Кстати, Fontographer, выпущенный в начале 1986, стал первым коммерческим графическим редактором, позволявшим работать с кривыми Безье, за год до Adobe Illustrator'а, вышедшего в 1987. А ещё, компания FontLab Ltd. — российская, чем можем гордиться. Её создатель Юрий Ярмола — из Петербурга.
17 октября '11 понедельник
Известно, что кириллические шрифты разрабатывать вдвое труднее, чем латинские: больше знаков надо рисовать. А представляете, каково японцам с их японскими шрифтами, где тысячи знаков. Почему так мало бесплатных японских шрифтов?1. В японском языке 2965 основных и ещё +3390 дополнительных иероглифов. Итого 6355. На то, чтобы сделать один шрифт, нужно потратить 2–3 года жизни. 2. Большинство японских авторов шрифтов не используют Linux. И о вашем модном GPL, соответственно, тоже ничего не знают. 3. Меньше всего авторы шрифтов хотели бы наблюдать свои творения где-нибудь на порносайтах. Поэтому в страшном сне они регулярно видят их бесплатное распространение.
ProDTP — крупнейший отечественный форум по типографскому делу: шрифтам, вёрстке, полиграфическому дизайну. DTP — это, кстати, desktop publishing, компьютерная вёрстка. На форуме обсуждают Illustrator, Photoshop, InDesign, QuarkXPress, скрипты для них, допечатную подготовку, FontLab, шрифты. Наибольшей популярностью, конечно, пользуется раздел Помогите опознать шрифт, что наводит на размышления о судьбах человечества.
Паратайп — основной отечественный издатель шрифтов, бывший Отдел наборных шрифтов НИИ Полиграфмаш. Наиболее авторитетный русский сайт по шрифтам.
Типомания™ — древний проект, сохранившийся с первобытных времён, когда весь рунет можно было обойти за один день. Входил в серию Мания, где есть схожий дизайнерский проект Пиктомания. Но их автор-составитель вовремя всё осознал, бросил дизайн и теперь успешно фотографирует пеликанов. Узел посвящен вопросам шрифта и типографики. Узел перманентно находится в процессе развития и наполнения. Его структура и содержание постоянно меняются.Угу, на самом деле, ничего такого. Разделов и материалов немного: Статьи, Люди, Шрифты, проект сделан за неделю и затем успешно заброшен. Но продолжает пребывать, как веха в историческом развитии. И узел.
FontFont — огромный шрифтовой магазин компании FSI (FontShop International), основанной знатными передовыми шрифтовиками Невиллом Броуди и Эриком Шпикерманном в 1990 году в Берлине. Это один из крупнейших издателей шрифтов. Под маркой FontFont выпущены тысячи шрифтов, в том числе такие, как: FF Meta, FF Scala, FF Dax, FF DIN, FF Trixie и FF Hands. В собрании работы ведущих шрифтовых дизайнеров: Невилла Броуди, Эрика Шпикерманна, Дэвида Берлоу, Макса Кисмана, Эрика ван Блокланда, дяди питона Юста ван Россума...
А вот ещё одна игра на распознавание шрифтов — Typewar. Выдаёт заглавную моноширинную I, T или L без засечек или каких-то ещё признаков жизни и спрашивает: что это по-вашему, Вердана или Гельветика. Или там Футура, а может ещё Гилл-Санс. Как хотите, так и крутитесь. На первых уровнях Оптима и Дидо спасают. На каждом уровне подбрасывают новые шрифты: «You've reached level 9 and have unlocked typeface Baskerville», но после десятого уровня дальнейшего развития нет и играть становится неинтересно, тем более, что шрифтов мало.
Identifont — сервис поиска шрифта, который вы видите, и он вам нравится, но вы не знаете, как он называется и откуда его взять. Или, как вариант, подбора шрифта под нужные задачи: например, логотип, который вы разрабатываете. Вопросы, правда, довольно дилетантские, классификация шрифтов совсем иначе строится: - Есть ли засечки?
- Какой хвост у Q?
- Свисает ли J?
- Как перечёркнут $?
- Какое смыкание полуовала у P?
- Текстовый или акцидентный? (ну наконец-то спросили)
Сейчас народ выродился и не понимает, что каждый шрифт — это отдельная эпоха. Молодёжь, с самого рождения получившая компьютеры и не познавшая радость олдскульных деревянных кубиков, думает, что шрифты генерируются сразу такой монолитной кучей на торрентах, бери любой наугад. И только избранные знают, откуда они берутся на торрентах — их туда заливают археологи с бытовавших некогда в древности пиратских дисков с Митино, Горбушки и развалов у метро. В результате везде на уличных вывесках и рекламе, в полиграфии царит шрифтовая эклектика. Когда стилизация под военные плакаты делается непременно авангардистским шрифтом Родченко-Стенбергов, а в современный хайтековый дизайн вклеивается дореволюционный шрифт эпохи модерна. Особый период: шрифты конца XIX – начала XX века. Это и стимпанковский викторианский стиль, утянутый из западных типографий и переведённый на русский, и ар-нуво с его эллинистической биоорганикой, и конструктивизм и модернизм и неоклассицизм, и смесь всего этого, бытовавшая в ту эпоху. Шрифты примерно такой стилистики применяли в первой половине XX века в сначала Царской, а потом внезапно Советской России: - New Standard — Обыкновенная. Великая гарнитура, несмотря на своё скромное название.
- Kuzanyan — гарнитура Кузаняна.
- Swordsman — Кларендон.
- Standard Poster — на основе английских жирных шрифтов середины XIX века фирмы Леман, С.-Пб.
- Reforma Grotesk — на основе рисунков дореволюционных ручных шрифтов Узкий Тонкий Гротеск, Полужирный Книжный Гротеск, Реформа словолитных заведений Лемана и Бертгольда в Санкт-Петербурге.
- Karolla — на основе шрифтов немецкого модерна.
- Hill — очередной модерн в стилистике логотипа органа ЦК КПСС газеты Правда.
- Gothic 725 — версия знаменитого шрифта Akzidenz-Grotesk, породившего все эти ваши прочие сухие утилитарные гельветики, словолитни Berthold, Берлин, 1898 год.
- Elizabeth — Елизаветинская, широко применялась в советских книгах, кстати.
- Etienne — латинский шрифт XIX века с неожиданными для него завитушками.
- Clarendon — ещё Кларендон.
- Bruskovaya — Брусковая газетная египетская, что как бы отсылает нас к началу XIX века и корсиканскому дядьке Бонапарту.
- Black Grotesk — тот самый эпический дубовый шрифт (Газетный чёрный) Лемана. И реконструкция, на мой вкус, исполнена тоже предельно дубово, что как бы символизирует.
- Bloc — жирный немецкий акцидентный гротеск.
- Bernhard — на основе работ Люциана Бернхарда, 1912. И они уже задрали его в вывесках и рекламе использовать. Да, он отличный, но он не для повседневного использования.
- Josephine, Pravda, Grenader
- Brokgauz & Efron Regular — весьма поверхностная реконструкция шрифта вероятно того же Лемана, которым была напечатана знаменитая энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
- Old Standard — ещё одна отличная реконструкция дореволюционной Обыкновенной, менее реформированная, чем шрифт Владимира Ефимова.
- Atlas 1904 — реконструкция наборных антикв начала XX века. Заметны некоторые неточности, но забавно и, возможно, даже аутентично — в те времена тоже не особо вылизывали пропорции букв.
254
страницы
|
|
|