Трохачев С. Ю. — Арриан и его герой // Арриан. Поход Александра. СПБ., 1993. [PDF]
[...] Это предисловие уж тем лучше, что в нём сразу подробно отвечается на мой главный вопрос, сразу возникший, когда начал тогда осенью читать то, пространное предисловие: «Отчего бы вам сразу, чёрт вас возьми, не перечислить главное: список источников Арриана ». И какие из них уцелели, а какие нет, и только вот Арриан сохранил до нас сведения из них. Вот, тут это сделано куда более чётко, не размыто по всему тексту.
P. P. S. Выложил. Всё сплошь не вычитывал, исправил только те опечатки, которые попали в поле зрения в процессе исправления книжного биения на строки. Если что найдёте — скажите, исправлю.Заметьте, как это важно: мыслить в контексте всей нашей культуры. Начать с того, что собрать всю эпоху и определить, на какое знание, дошедшее до него Арриан опирался в своём труде, и что из него дошло до нас, что мы также можем почерпнуть. К Шахермайру и Плутарху тоже были такие же много лет назад вопросы... но только здесь мы получаем искомую тогда безуспешно военную точность и научную глубину.
Знание источников так же важно, как читая про анабасис Александра, держать в воображении всю карту его Ойкумены: от Италии до Индии. Иначе как вообще понимать его жизнь, их подвиг, подобное же мышление уровня не личного быта — но мира вокруг, пассионарность? Как вообще понимать из текста что где как и почему там происходило?
Чтоб мыслить верно — нужно мыслить системно, видя все аспекты. В том числе и, главное, топологический. Собственно, всё военное дело основано на топологии. На манёврах войск в столь разных условиях. Кто лишён пространственного воображения — важнейшего для человека, тот не может быть военным, тем более стратегом. Это просто мясо войны: пойди туда, там враги, они тебя убьют. И Арриан уже на первых страницах своего «Анабасиса» очень хорошо показывает, насколько Александр был одарён в этом плане. Уже в тактике, изначально.
___
Среди старших современников Арриана, имена которых сохранились в истории литературы, можно назвать оратора
Диона Хризостома (ок. 40—120 гг. н. э.), великого
Плутарха (ок. 46—119 гг.), философа-стоика
Эпиктета (ок. 50—130 гг.), ставшего духовным наставником Арриана, крупнейших римских историков
Тацита (ок. 55—120 гг.) и
Светония (ок. 70—140 гг.), выдающегося сатирика
Ювенала (род. ок. 60 г.), оратора и юриста
Плиния Младшего (ок. 61 — И З гг.). Не менее знамениты и другие, младшие современники Арриана:
Фронтон (ок. 100—175 гг.), оратор, учитель императора Марка Аврелия;
Аппиан (ок. 100—170 гг.), историк, автор «Гражданских войн»; замечательный сатирик
Лукиан (ок. 120—200 гг.), прозванный «Прометеем красноречия»; Апулей (род. ок. 124 г.), прославленный автор «Метаморфоз»;
Авл Геллий (род. ок. 130 г.), составитель историко-литературной компиляции «Аттические ночи»;
Гален (ок. 130—200 гг.), крупнейший, после Гиппократа, врач;
Тертуллиан (ок. 150—230 гг.), один из Отцов Церкви; наконец, самый значительный историк II—III вв.
Дион Кассий (ок. 155—235 гг.), написавший «Римскую историю» в 80 книгах и несохранившуюся биографию Арриана.
Примерные годы жизни Квинта Энния Флавия Арриана: 95—175 г. г. н. э. Он происходил из зажиточной семьи, жившей в Никомедии, в провинции Вифинии (на юго-западном побережье Черного моря). Его род получил имя Флавиев при императорах из этой династии, возможно, при Веспасиане (69—79 гг.), благоволившем к провинциальной аристократии. Тот факт, что Арриан писал пo-гречески, не должен удивлять: уже в эпоху республики практически все образованные римляне превосходно владели как родным, латинским, так и греческим языком. Из вышеперечисленных писателей Плутарх, Аппиан, Лукиан, Гален, Дион Кассий пользовались исключительно греческим. Эллинизация римской культуры особенно усилилась после середины II в. до н. э., то есть после покорения
. . .