В 1890-х годах в Европе возник новый стиль в искусстве, который охватил не только множество стран, но и множество видов искусства – архитектуру и дизайн интерьеров, живопись и графику, прикладное искусство – дизайн ювелирных украшений, дизайн мебели,
посуды, столовых приборов. Во Франции этот стиль называли «art nouveau» (ар-нуво – «новое искусство»), в России – «модерн», в Германии «Jugendstil» (Югендштиль – «Искусство юности»), в других странах у него были тоже свои названия.
Особенности стиля модерн заключались в том, что предпочтение отдавалось плавным, прихотливо изогнутым «растительным» линиям, использованию растительных и животных мотивов, которые включали подражание японскому и древнеегипетскому искусству. В архитектуре это выражалось, например, в округлых формах окон,
дверей, а часто и
других элементов, богатой растительной орнаментации, ажурных кованных перилах и
решётках, в изразцовых
фризах, выполненных в мягких пастельных тонах – эта
школа в Ногинске является типичным образцом модерна. Самым известным архитектором, творившим в этом стиле, по праву считают каталонского архитектора
Антони Гауди, который застроил Барселону уникальными
зданиями, а его
Храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família), строительство которого началось в 1882 году и должно окончиться в 2026 году, по праву считается величайшим шедевром стиля модерн.
О модерне можно говорить бесконечно, поэтому в рамках этого сообщения я остановлюсь лишь на двух его малоизвестных аспектах, к архитектуре не относящихся, а именно на немецком журнале «Jugend» («юность, молодость, молодёжь»), давшем имя немецкому наименованию этого стиля, «Югендштиль», а также на творчестве гениального чешского художника, Альфонса Марии Мухи, Alphonse Maria Mucha (1860-1939), повлиявшем на всё искусство двадцатого века.