Пушкин Александр Сергеевич… 1799 – 1837… Седая старина. Ямщик, лучина, крепостное право…
Многие считают конец 30-х – начало 4-х годов 20 века временем зарождения военной ракетной техники. Легендарная «Катюша» — первый залп батареи Флёрова в июле 41-го под Рудней. Немногие вспоминают принятие в начале 30-х годов на вооружение реактивных снарядов для авиации. Успешных весьма. Многие слышали о королевской ГИРД (группа изучения реактивного движения) образованной совместно с Цандлером в 32-м, ставшей базой для космонавтики и РВСН. Немногие – о ГДЛ (газодинамической лаборатории) Артемьева-Тихомирова, занимавшейся разработкой тактического ракетного оружия с 21-го года.
К чему это я? Ах, да. Александр Сергеевич был современником зарождения ракетного оружия в России. Справедливости ради стоит заметить, что в то время и в некоторых других странах дела шли не менее успешно.
Первенство в создании русских боевых ракет принадлежит члену Военно-ученого комитета А.Г.Картмазову, которому удалось в 1814 г. изготовить боевые ракеты двух типов — зажигательные и гранатные (фугасные). Ракеты Картмазова достигали максимальной дальности 1260 сажен (2690 м).
В эти же годы, независимо от Военно-ученого комитета, над созданием боевых ракет работал один из выдающихся отечественных ученых-артиллеристов А.Д.Засядко (1779-1837 гг.!!!).
Александр Дмитриевич Засядко. Генерал-лейтенант.
К 1818 г. А.Д.Засядко создал боевые ракеты трех калибров: 2-дюймовые, 2,5-дюймовые и 4-дюймовые и сконструировал легкий треножный станок для их пуска. На официальных испытаниях было установлено, что ракеты Засядко имеют дальнобойность большую, чем у всех известных тогда иностранных образцов ракет.
И поступает выдающийся изобретатель Засядко в распоряжение Михаила Богдановича Барклая де Толли. Умного, прогрессивного руководителя. Кстати, создателя первой организованной службы разведки-контрразведки. Она состояла всего из семи офицеров и во многом предопределила поражение великого полководца Наполеона. Кстати, никто из них не получил ни одной награды за свою закулисную деятельность. Неприлично это было. Все ордена заработаны на поле брани. Кому ж, как не ему заниматься новейшим оружием? Долгое время шли испытания и усовершенствования, но в 1826 г. в Санкт-Петербурге на территории Охтинского завода было создано постоянное ракетное заведение. В том же году «для обучения приготовления ракет и действия оными» специально была выделена одна из рот 3-й полевой артиллерийской бригады, переименованная в 1827 г. в постоянно действующую ракетную роту. Возглавил роту один из ближайших помощников Засядко капитан В. Внуков.
Для начала они изготовили ни много, ни мало 3000 боевых ракет. Эти ракеты были успешно применены в августе 1827 г. в Ушаганском сражении, против кавалерии близ Алагеза и при штурме Ардавильской крепости. В сентябре 1828 года крепость Варна обстреливали уже несколько батарей.
Обстрел Варны.
В русско-турецкую войну 1828 года русская армия получила около 10 тысяч ракет и пусковые установки, обеспечивающие одновременный запуск до 36 ракет. Это и были предки тех самых «катюш». Многие считали, что ракеты не оправдали возлагавшихся на них надежд: они были низкого качества, ненадежны в эксплуатации, отличались неточностью и нередко причиняли вред своим же войскам, разрываясь на пусковых станках и в полете. Но с развитием войны на Кавказе возникла острая необходимость пополнения ракетами ограниченного парка горной артиллерии. И ко второй половине 40-х годов ракеты прочно вошли в арсенал русской армии. В изданной в 1862 году в СПб «Карманной справочной книжке для артиллерийских офицеров» приведены тактико-технические данные для использования восьми типов ракет.
Однако, меня более интересует тогда еще полковник Константин Иванович Константинов (1818-1871).
Константин Иванович Константинов.
Он потом возглавит то самое Охтинское Ракетное Заведение, разработает и внедрит станки для производства ракет, которые будут работать после его кончины. Он сделает еще много выдающихся открытий. Одно из них – сопла по касательной к ракете для придания ей вращательного движения и, значит, стабилизации траектории. А сейчас он пишет «Записку о внедрении в употребление боевых ракет на флоте». Благодаря ей в марте 1829 г. ракетами конструкции Засядко вооружаются корабли Дунайской военной флотилии. Этим было положено начало внедрению ракетного оружия в военно-морском флоте.
В отчетах флагманского артиллериста Черноморского флота за 1848 г. содержатся протоколы штатных стрельб с кораблей по берегу боевыми крылатыми ракетами, что свидетельствуют об организованном боевом применении отечественного ракетного корабельного оружия еще за шесть лет до Крымской войны. А в 1851 г. началось формирование первой в России морской ракетной учебной команды. Спустя год она была передана в ведение Артиллерийского департамента Морского министерства. Эта команда размещалась в Кронштадте. Опытная ракетная батарея располагала восемью пусковыми «станками», изготовленными на Кронштадтском Морском заводе. Личный состав батареи включал трех офицеров, восемь фейерверкеров и тридцать рядовых. Батарейным командиром был назначен штабс-капитан Корпуса морской артиллерии Мусселиус. До этого он служил в Санкт-Петербургском Ракетном заведении, где проявил себя выдающимся ученым-пиротех
Монументальнейшее сообщение. Жаль, что несколько неоконченное. Не ждите модератора, дописывайте прямо в комментариях, это вполне в традициях. И ссылку дайте хоть какую-нибудь, чтоб соблюсти приличия.
Константин Иванович Константинов изобрел и некоторые приборы, позволившие развить теорию. В частности, баллистический маятник. Когда англичане пытались впарить российскому правительству заводик по производству ракет Конгрева (1842?) он сказал, что «у англичан учиться нечему»! Хорошо так сказал.
Но меня больше интересовал вопрос: когда появились боевые ракеты в России и на флоте. А ссылки... Любое имя в вики — вот и ссылка.
И всё.
Не совсем вежливо по отношению к читателю. Вставьте то, что выпало, в комментарии. Интересно же дочитать.
А наличие в сообщении ссылки — наше обязательное правило.
А так всё здорово, правда.
. До этого он служил в Санкт-Петербургском Ракетном заведении, где проявил себя выдающимся ученым-пиротехником.
А на Александровском заводе (многим известном как «Пролетарский») инженер-генерал Карл Андреевич Шильдер (1785- 1854) за собственный счет строит первую в мире цельнометаллическую подводную лодку. Он очень увлекался гальванизмом и занялся подрывом зарядов с помощью электричества. В мае 1834 г. была готова подводная лодка Шильдера с экипажем в 13 человек. Она могла перемещаться в надводном и подводном положениях с помощью гребков типа утиных лапок, приводимых в двухстороннее движение матросами, которые размещались внутри корпуса лодки. Лодка была снабжена шестью герметичными пусковыми ракетными контейнерами в виде труб, смонтированных в наклонном положении, по три на каждом борту. Ракеты имели боевую часть с пороховыми зарядами массой от 4 до 16 кг. Кроме того, на бушприте размещалась мощная мина, подводимая непосредственно к атакуемому кораблю. Пуск ракет и подрыв мины осуществлялись при помощи электрических запалов, включаемых по команде командира лодки, который наблюдал за целью в перископ. Тогда же в 40 верстах выше по течению Невы и были произведены первые подводные пуски ракет в присутствии самого Николая I, поразившие все учебные цели («булава»?). К сожалению лодка сгинула после смерти царя.
Идею зенитной ракеты предложил Сергей Павлович Королев в 1935 году в изделии «217», наводящемся по лучу прожектора при помощи фотоэлементов. Работы над снарядом велись некоторое время до стадии отработки. С появлением в Германии реактивных самолетов сильно возросла и потребность в зенитных ракета, что и было ими воплощено. К 1945 году ими была доведена до промышленного выпуска зенитная ракета «Вассерфаль». И СССР, и США как в космичесго-баллистической программе, так и в области ЗРК последовали за опытом немецких конструкторов. Под личным и неусыпным руководством товарища Берии был создан первый принятый на вооружение комплекс С-25. Ее сменил комплекс С-75, ракетой которого сначала 1 мая 1960 года был сбит недосягаемый U-2 Пауэрса, а затем 28 марта 1999 года и «неуловимый» F-117 «стэлс» в Югославии. Их разрабатывал академик Петр Дмитриевич Грушин (1906-1993).
Потом последовало много других, от стратегических (прикрывающих важные районы) до оперативно-тактических и носимых. Но это уже совсем другая история.
Ссылка — нужна. Это одно из основных правил.
Это сейчас, а в будущем постараюсь нормально поступать.