Самолеты бывают красивые и не очень. В-основном, конечно красивые. Небо красоту любит.
А еще бывают самолеты, как говорят работники пера — «опередившие время». В смысле такие «продвинутые-продвинутые». Модные. Технически непростые. Оттого и судьбы у таких самолетов тоже сложные.
АН-70 создавал уже не
О.К. Антонов. Главным конструктором был назначен Олег Богданов, а общее руководство программой осуществлял Петр Балабуев. В самолет еще на фазе проектирования были заложены слишком прогрессивные на тот момент «интегрированный борт» (это когда все системы самолета заведены в один (не один, на самом деле, а несколько — для резервирования) компьютер и, по идее, это должно упростить работу экипажу и повысить эффективность управления),
винтовентиляторные двигатели, не освоенные на тот момент никем в мире (в 80-х годах General Electriс испытывала подобные схемы на MD-81, но в серию ничего не пошло.
Видео.). Но, вместе с тем, прекрасный планер, крыло и т.д., все, чем славились «антоновские» самолеты.
Самолет был нужен на смену отживающему свое АН-12. Потом — развал СССР. Россия по-прежнему хочет покупать этот самолет. В декабре 1994 самолет первый раз взлетел. Я это помню хорошо — такой красавец от земли оторвался!. В феврале — столкновение опытного образца с самолетом сопровождения АН-72. Ан-72 сумел сесть. 7 человек экипажа Ан-70 и машина были потеряна. Виной называли ошибки выполнения правил полетов, но говорили также об эксплуатационных сложностях с бортовой ЭВМ.
Ну, а дальше было создание нового образца, попытки предложить самолет (правда с другой авионикой и двигателями) Европе, устранение «детских» болезней, доработка и т.д.
И теперь, спустя 19 лет, судьба Ан-70 все так-же туманна. Украина заказала пару, Россия меняла свое мнение не один раз по поводу закупок. Европа выпустила A400m, который в разы дороже (но свой).
Тут конкуренты летают вместе. А
тут уже только наш красавчик. Немного истории о
прекрасном, но не успевшем вовремя самолете с непростой судьбой.