В 1890-х годах в Европе возник новый стиль в искусстве, который охватил не только множество стран, но и множество видов искусства – архитектуру и дизайн интерьеров, живопись и графику, прикладное искусство – дизайн ювелирных украшений, дизайн мебели,
посуды, столовых приборов. Во Франции этот стиль называли «art nouveau» (ар-нуво – «новое искусство»), в России – «модерн», в Германии «Jugendstil» (Югендштиль – «Искусство юности»), в других странах у него были тоже свои названия.
Особенности стиля модерн заключались в том, что предпочтение отдавалось плавным, прихотливо изогнутым «растительным» линиям, использованию растительных и животных мотивов, которые включали подражание японскому и древнеегипетскому искусству. В архитектуре это выражалось, например, в округлых формах окон,
дверей, а часто и
других элементов, богатой растительной орнаментации, ажурных кованных перилах и
решётках, в изразцовых
фризах, выполненных в мягких пастельных тонах – эта
школа в Ногинске является типичным образцом модерна. Самым известным архитектором, творившим в этом стиле, по праву считают каталонского архитектора
Антони Гауди, который застроил Барселону уникальными
зданиями, а его
Храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família), строительство которого началось в 1882 году и должно окончиться в 2026 году, по праву считается величайшим шедевром стиля модерн.
О модерне можно говорить бесконечно, поэтому в рамках этого сообщения я остановлюсь лишь на двух его малоизвестных аспектах, к архитектуре не относящихся, а именно на немецком журнале «Jugend» («юность, молодость, молодёжь»), давшем имя немецкому наименованию этого стиля, «Югендштиль», а также на творчестве гениального чешского художника, Альфонса Марии Мухи, Alphonse Maria Mucha (1860-1939), повлиявшем на всё искусство двадцатого века.
В 1896 году в Мюнхене, Бавария, был основан иллюстрированный сатирический, литературно-художественный и общественно-политический еженедельный журнал «
Jugend», подзаголовок которого был «Münchener Wochenschrift für Kunst und Leben» — Мюнхенский еженедельник искусства и жизни. Кроме карикатур, памфлетов и фельетонов в этом журнале публиковались графические работы художников со всей Европы, этот журнал стал символом стиля модерн и рупором этого движения. Электронная библиотека Гейдельбергского университета содержит
все номера журнала «Jugend» в открытом доступе. Именно в «Югенде» (№ 10 за 1904 г.) впервые увидело свет стихотворение Рудольфа Грейнца, которое, будучи переведенным на русский язык, стало впоследствии знаменитой песней «Варяг» («Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“»), вот эта
страница, стихотворение Der “Warjag” в правом нижнем углу. Журнал публиковал работы российских художников Бакста и Серова, оказал влияние на становление стиля художника Билибина и стал образцом для подобного российского журнала тех лет, «Мир искусства». Самые лучшие номера «Jugend»— до начала Первой мировой войны, потом начался творческий упадок. В 1940 году нацисты закрыли журнал за безыдейность.
Но со славой чешского художника Альфонса Мухи (1860 –1939) тогда мало что могло сравниться. Поначалу он перебивался случайными заказами, работал то в Вене, то в Моравии, то в Мюнхене, оформляя интерьеры фресками, а в 1887 году он переехал в Париж, где рисовал иллюстрации в журналах. Однажды, в конце 1994 года, он случайно узнал, что самой известной актрисе Парижа, Саре Бернар срочно требуется афиша для её спектакля «Gismonda». Муха нарисовал ей плакат за две недели (рис. слева), который привлек такое внимание публики и так понравился Саре Бернар, что она тут же подписала с ним контракт на 6 лет. С тех пор Муха создал большое количество плакатов разного рода, в том числе и рекламных, афиш, живописных полотен, книжных иллюстраций, и именно его стиль стал известен как «ар-нуво», «новое искусство». Представляю вашему вниманию
подборку самых лучших его работ, можно скачать
одним архивом. Ещё есть замечательно иллюстрированная
книга о творчестве Альфонса Мухи на русском.
Есть ещё
две книги о модерне в целом, и одна энциклопедия модерна в формате ISO. Короче говоря, всё это можно скачать
из одной папки.
А вот так это можно легко обходить. Дописывать продолжение сообщения в своих первых комментариях.
Может, создать отдельный зоопарк для всего этого? Впрочем, нет — тема, действительно, безграничная, и проще давать материалы по ней в Открытое (если есть ссылка на отдельный источник) и на Стену (если ссылки нет, а лишь отдельные картинки). Буду рад, если это станет одной из постоянных тем нашего Открытого.
Ну и ваш город и разрушают не так активно эффективные менеджеры и
предприимчивые застройщики, как наш. Надеюсь.
Возвращая мою ушедшую мысль к нашей теме: а ведь ничего не стоит взять и объявить прямо сейчас, спустя сто лет, ренессанс ар-нуво. И начать рисовать, проектировать, строить не хуже, а даже лучше, учитывая современные технологии.
Здорово было бы, не правда ли? Мне этот стиль очень близок. Он, может быть, проигрывает тому же классицизму в строгости, но наиболее графичен.
В общем, я бы возрождал их все: ар-нуво, классицизм, конструктивизм...
Для нас обратное стало бедствием: знают, твари, что не то что лучше не построят, а что и в сотую долю такого сделать не в состоянии — и разрушают совершенно не стыдясь никого. И на место уничтоженного уникального шедевра вбухивают пять многоэтажек частоколом в стиле «архитектурная блевотина», простите. Где даже никто жить не будет, и под офисы сдаваться это тоже не будет — это не для людей всё предназначено, а инвестиции в бетонометры. Впрочем, не будем о грустном. Правда, не будем. На самом деле больно.
Но нет, прошу вас, закончим на этом. Давайте лучше переключимся на эту идею — как было бы чудесно вот прямо с этого понедельника взять и начать возрождать архитектуру наших городов, и снова начать строить конструктивистские кварталы, здания в стиле модерн и советского неоклассицизма.
Ведь, чёрт возьми, ничто этому не мешает. Ну, помимо тех, кому общество делегировало сейчас против своей воли эти полномочия.