lynx logo
lynx slogan #00059
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close






   

№3876
20 261 просмотр
27 января '13
воскресенье
11 лет 312 дней назад



Ар-нуво – Модерн – Югендштиль

[ uploaded image ]
В 1890-х годах в Европе возник новый стиль в искусстве, который охватил не только множество стран, но и множество видов искусства – архитектуру и дизайн интерьеров, живопись и графику, прикладное искусство – дизайн ювелирных украшений, дизайн мебели, посуды, столовых приборов. Во Франции этот стиль называли «art nouveau» (ар-нуво – «новое искусство»), в России – «модерн», в Германии «Jugendstil» (Югендштиль – «Искусство юности»), в других странах у него были тоже свои названия.

Особенности стиля модерн заключались в том, что предпочтение отдавалось плавным, прихотливо изогнутым «растительным» линиям, использованию растительных и животных мотивов, которые включали подражание японскому и древнеегипетскому искусству. В архитектуре это выражалось, например, в округлых формах окон, дверей, а часто и других элементов, богатой растительной орнаментации, ажурных кованных перилах и решётках, в изразцовых фризах, выполненных в мягких пастельных тонах – эта школа в Ногинске является типичным образцом модерна. Самым известным архитектором, творившим в этом стиле, по праву считают каталонского архитектора Антони Гауди, который застроил Барселону уникальными зданиями, а его Храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família), строительство которого началось в 1882 году и должно окончиться в 2026 году, по праву считается величайшим шедевром стиля модерн.

О модерне можно говорить бесконечно, поэтому в рамках этого сообщения я остановлюсь лишь на двух его малоизвестных аспектах, к архитектуре не относящихся, а именно на немецком журнале «Jugend» («юность, молодость, молодёжь»), давшем имя немецкому наименованию этого стиля, «Югендштиль», а также на творчестве гениального чешского художника, Альфонса Марии Мухи, Alphonse Maria Mucha (1860-1939), повлиявшем на всё искусство двадцатого века.



imageВ 1896 году в Мюнхене, Бавария, был основан иллюстрированный сатирический, литературно-художественный и общественно-политический еженедельный журнал «Jugend», подзаголовок которого был «Münchener Wochenschrift für Kunst und Leben» — Мюнхенский еженедельник искусства и жизни. Кроме карикатур, памфлетов и фельетонов в этом журнале публиковались графические работы художников со всей Европы, этот журнал стал символом стиля модерн и рупором этого движения. Электронная библиотека Гейдельбергского университета содержит все номера журнала «Jugend» в открытом доступе. Именно в «Югенде» (№ 10 за 1904 г.) впервые увидело свет стихотворение Рудольфа Грейнца, которое, будучи переведенным на русский язык, стало впоследствии знаменитой песней «Варяг» («Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“»), вот эта страница, стихотворение Der “Warjag” в правом нижнем углу. Журнал публиковал работы российских художников Бакста и Серова, оказал влияние на становление стиля художника Билибина и стал образцом для подобного российского журнала тех лет, «Мир искусства». Самые лучшие номера «Jugend»— до начала Первой мировой войны, потом начался творческий упадок. В 1940 году нацисты закрыли журнал за безыдейность.

image Но со славой чешского художника Альфонса Мухи (1860 –1939) тогда мало что могло сравниться. Поначалу он перебивался случайными заказами, работал то в Вене, то в Моравии, то в Мюнхене, оформляя интерьеры фресками, а в 1887 году он переехал в Париж, где рисовал иллюстрации в журналах. Однажды, в конце 1994 года, он случайно узнал, что самой известной актрисе Парижа, Саре Бернар срочно требуется афиша для её спектакля «Gismonda». Муха нарисовал ей плакат за две недели (рис. слева), который привлек такое внимание публики и так понравился Саре Бернар, что она тут же подписала с ним контракт на 6 лет. С тех пор Муха создал большое количество плакатов разного рода, в том числе и рекламных, афиш, живописных полотен, книжных иллюстраций, и именно его стиль стал известен как «ар-нуво», «новое искусство». Представляю вашему вниманию подборку самых лучших его работ, можно скачать одним архивом. Ещё есть замечательно иллюстрированная книга о творчестве Альфонса Мухи на русском.

Есть ещё две книги о модерне в целом, и одна энциклопедия модерна в формате ISO. Короче говоря, всё это можно скачать из одной папки.








  Написал Юмжагийн Цэдэнбал          
88


ар-нуво модерн югендштиль


Тут сконцентрировано штук 20 отдельных сообщений. Академический подход к написанию материалов.
Indian › Ну, я уж постарался. Если бы не ограничение на длину сообщения в 6000 символов, я бы ещё больше сообщений тут мог вместить, тема-то неисчерпаемая. По каждой отдельно взятой стране, а то и по городам можно было бы пройтись, по личностям, по предтечам и по последователям стиля, по разновидностям стиля, по разным жанрам, по доступности ар-нуво-клипартов разных направлений сегодня, зацепить ещё арт-деко можно было бы, пройтись по стильным автомобилям, затронуть модерн в невизуальном искусстве, например в музыке, русский модерн явно отдельного сообщения требует, а то и нескольких — о Баксте, о Дягилеве, о Билибине, о всех их вместе — в общем, работы непочатый край.
Yellow Sky › Если бы не ограничение на длину сообщения в 6000 символов, я бы ещё больше сообщений тут мог вместить, тема-то неисчерпаемая.

А вот так это можно легко обходить. Дописывать продолжение сообщения в своих первых комментариях.

Может, создать отдельный зоопарк для всего этого? Впрочем, нет — тема, действительно, безграничная, и проще давать материалы по ней в Открытое (если есть ссылка на отдельный источник) и на Стену (если ссылки нет, а лишь отдельные картинки). Буду рад, если это станет одной из постоянных тем нашего Открытого.
А мне нравится югенд в Риге. Там его больше, чем в других городах. Эта часть модерна действительно ассоциируется с ростом национального самосознания. Так, рекламный буклет, но кое-что извлечь можно.
Yurasha › Рига и югендштиль — это отдельная тема. Его не просто больше, чем в других городах, центр Риги внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как собрание самых прекрасных зданий в стиле модерн в Европе. Если бы кто-то взялся написать сообщение об этом, с фотографиями самых красивых зданий...
Yurasha › В испанском (каталонском) Реусе прекрасный модерн. И когда прилетаешь из Риги, чувствуешь себя странно — все не так, а вроде как дома.
А, кстати, в нашем городе ведь центр застроен особняками в стиле модерн. Налажу свой фотоаппарат и сфотографирую.
Yellow Sky › У нас тоже хватает. Внутри Садового кольца.
Indian › Так у вас же столица, а у нас уездный городок. smile
Yellow Sky › И это делает вашему честь.

Ну и ваш город и разрушают не так активно эффективные менеджеры и
предприимчивые застройщики, как наш. Надеюсь.


Возвращая мою ушедшую мысль к нашей теме: а ведь ничего не стоит взять и объявить прямо сейчас, спустя сто лет, ренессанс ар-нуво. И начать рисовать, проектировать, строить не хуже, а даже лучше, учитывая современные технологии.

Здорово было бы, не правда ли? Мне этот стиль очень близок. Он, может быть, проигрывает тому же классицизму в строгости, но наиболее графичен.

В общем, я бы возрождал их все: ар-нуво, классицизм, конструктивизм...
Indian › Город небольшой, поэтому, если разрушат что, то очень в глаза бросается. У нас не разрушают, а выкупают, шпаклюют и делают офис. Да и разрушать смысла нет, сейчас всё равно лучше не построят. Если 3 войны пережило и как новое, то какой смысл его рушить?
Yellow Sky › Да и разрушать смысла нет, сейчас всё равно лучше не построят.

Для нас обратное стало бедствием: знают, твари, что не то что лучше не построят, а что и в сотую долю такого сделать не в состоянии — и разрушают совершенно не стыдясь никого. И на место уничтоженного уникального шедевра вбухивают пять многоэтажек частоколом в стиле «архитектурная блевотина», простите. Где даже никто жить не будет, и под офисы сдаваться это тоже не будет — это не для людей всё предназначено, а инвестиции в бетонометры. Впрочем, не будем о грустном. Правда, не будем. На самом деле больно.
Indian › Я вас прекрасно понимаю. Дух города — это ранимое создание.
Indian › Пугающая синхронность. Или единые подходы в градостроительсте? Киев. Андреевский спуск. Скажу честно, на обновленный не ходил. Боюсь разочарования.
Genosse › У нас эта синхронность началась аккурат с начала XXI века, когда к власти пришли кто надо и процессы неоформившегося прежде брожения 90-х оформились и углубились, как говорил последний президент СССР, трусливо сдавший страну.

Но нет, прошу вас, закончим на этом. Давайте лучше переключимся на эту идею — как было бы чудесно вот прямо с этого понедельника взять и начать возрождать архитектуру наших городов, и снова начать строить конструктивистские кварталы, здания в стиле модерн и советского неоклассицизма.

Ведь, чёрт возьми, ничто этому не мешает. Ну, помимо тех, кому общество делегировало сейчас против своей воли эти полномочия.
Indian › Одессу точно так же испохабили. Посносили удивительной красоты здания. На Дерибасовской выстроили стеклянно-бетонное страшилище. Весь центр города изгадили, в некоторых местах практически до неузнаваемости. С памятниками архитектуры тоже не стесняются. Нет больше того города. Больно, обидно аж до слез. И еще стыдно очень почему-то.

Alenka › Да и у нас то же самое, увы. Нет, щас вроде приостановилось как-то, но то, что стояло в Крепости, в «старом», «внутреннем» городе веками, то есть буквально с века XXI-XXII еле спасли. А офисов нефтняных компаний понастроили, срам и стыдоба. Да, вы правы, «новые» ослепли от денег, все порушили. Я кстати, давно замахиваюсь про старый город написать, все как-то руки не доходят. Да и фоток у меня специальных нет. Но кое-что есть, несомненно. Посмотрим, смогу ли как-то собрать. История интересная, город древний. Эх, надо засучить рукава! Вот еще бы денег столько, чтобы не работать... Ух, и написал бы я! А так... Ладно, слово не воробей, сделаю так скоро, как смогу. Со своими фотками.
Elsh › Очень интересно, напишите, пожалуйста. И, раз речь о Баку зашла, вы могли бы подсказать, это действительно аптека «Чиканук»? Какая это улица?
Yellow Sky › Да, это та самая улица. Называется она то ли Большая Крепостная, то ли Малая Крепостная, не помню уже, к сожалению. У меня есть много фоток с этих улочек, как напишу, выставлю сюда.
Yellow Sky › Материал действительно неисчерпаемый. Может, не все готовы обсуждать в подробностях и смаковать, и шибко много надоест. Но по некоторым городам пройтись стоит.
Дверь не сплошная металлическая с магнитным замком, упаднический стиль.
Я нашёл документальный фильм об Альфонсе Мухе, «Альфонс Муха — провидец Ар-нуво», на русском.
Yellow Sky › Мне нравится Lajos Kozmа. Я тоже нашла сайт с большим количеством венгерского Ар-нуво.
Kimmarie › Вот это да! Замечательно!
   


















Рыси — новое сообщество