Сегодняшним сообщением я открываю обещанный цикл о Битве за Атлантику — величайшей битве в истории человечества, длившейся с первых часов Второй мировой, до ее фактического окончания в 1945. Это была битва за тоннаж, битва за поставки. И хотя целью ее было подрыв экономики воюющих сторон, в ней гибли люди и созданные ними суда. О легендарном транспорте «Либерти» я и поведу свой рассказ.
Беспощадная война за
брутто-регистровые тонны началась с первых минут войны. С 1 сентября 1939-го по декабрь 1940 года Великобритания лишилась 20% своего тоннажа, а это 585 судов тоннажем 4,5 млн тонн), а к лету 1941 года он сократился на треть. Катастрофа, когда уничтожается
больше судов, чем могут спустить на воду союзники, становилась реальность. Основную лепту в уничтожение торгового флота внесли
подводники Кригсмарине — серые волки
Деница.
Стенограмма его доклада:
Для нас неважно, где топится судно. Главным является количество потопленного тоннажа при наименьших потерях в лодках с нашей стороны. Исключение составляют Северный Ледовитый океан и Средиземное море, где присутствие немецких подводных лодок помогает ослабить давление на вермахт. Потопленный тоннаж союзников снижает возможности противника по открытию «второго фронта».И вот тут пришло время вступить в битву
промышленности США. Ведь поставки по ленд- лизу способствовали поддержанию высокого уровня занятости рабочих в США, были крайне выгодны
монополиям, обогащающимся за счет правительственных заказов. Ускоренная программа судостроения, объявленная президентом Ф. Рузвельтом, целью которой было строить много судов со сравнительно низкой стоимостью была запущена.
Впервые в мировой практике судостроения перешли к цельносварным корпусам, отказавшись от заклепочных соединений, что резко снижало трудоемкость сборочных работ, а отказ от заклепок позволял экономить на каждом корпусе 600 тонн стали. Сварка корпусов производилась как вручную, так и с применением автоматической электросварки, которая позволяла заменять высококвалифицированный ручной труд. В производстве были задействованы чернорабочие, в основном
женщины. Обводы корпуса, максимальное упрощения и унификации судового оборудования — вот принципы их построения. Их даже лили из
железобетона. В Штатах шутили, что «Либерти» варят парикмахеры.
Применение новшеств в судостроении позволило довести производительный цикл сборки судна до двух месяцев, а абсолютный рекорд продолжительности постройки «Либерти» составил 111 часов 30 минут (верфь в городе Ричмонде).
Стоимость судов на разных заводах была разной, колебалась она и во времени. Так, средняя стоимость первых судов на Калифорнийской верфи была 1178 тыс. долларов, а уже к 124 судну снизилась до 700 тыс. долларов.
27 сентября 1941 года со стапеля американской верфи Бетлехем-Фэрфиелд в Балтиморе был спущен на воду пароход «Патрик Генри», возглавивший серию судов, общим количеством 2770 единиц.
Здесь(англ.) — можно найти многое о них.
Говорят, что человек, пожертвовавший на нужды обороны 2 миллиона долларов, имел право назвать «Либерти» своим именем.
Да, они были уродливы с точки зрения корабельной эстетики. Да, они
ломались на волне, буквально ломались. Подводили и качество металла, и упрощения конструкции.
Но они
прошли. Они прорвали блокаду. По останкам корпусов предшественников. Немецкие подводники не рисковали атаковать их в надводном положении — суда были хорошо
вооружены. Они вытянули на себе все тяжести той Битвы, доставив в Европу и СССР то, что было
необходимым.
Они уже исключены из состава торгового флота. Только музеи. "
Джон Браун".
Но это были суда-труженики, ставшие судами-героями. Они вошли в историю. Они заслужили это.
До новых встреч.
ВВ.
Кстати, вот еще хороший материал о «Либерти». К сожалению — на английском.
Меланхолический вальс А. Даргомыжский
И их судам... Моя версия.
В. А. Моцарт. Реквием — часть 8 Lacrimosa dies illa (слезный день) — хор
ВВ.