Трагедия, не слабее классической пьесы «Дни Турбиных» Булгакова.
Или, если уйти от этого конкретного топоса и взглянуть на жанр в общем — шекспировского «Юлия Цезаря» и куросавовского «Кагэмуся».
Про предреволюционный хаос начала XX века, в итоге приведший к поражению в Первой мировой и разваливший Российскую Империю. Про людей, которые несли сквозь этот хаос свою честь дворян, офицеров и патриотов. Которые пытались сохранить страну ценой своих жизней, заранее понимая, насколько это жертва будет бесполезной.
Наследовав от своего учителя, Л. Н. Гумилева, моцартовскую легкость изложения, Владимир Махнач довел её до такого блеска, что и сравнить не с кем, из нынешних популяризаторов нашей истории. При знакомстве возможен шок: менталитет требует в разговоре о России супить бровь, а тут — easy walk в сибаритском духе! Ещё и качество записей хромает, и лекции обычно начинаются минуте на 30-й; спасает лишь, что любая одинаково интересна с любого места. Бегло ознакомиться — здесь. И — качнуть всё!
Многие слышали о трагедии, случившейся в крепости Масада. После трёх лет осады римлянами мужчины, женщины, дети — всего 967 человек выбрали из своего числа 10 палачей и погибли от их рук (эти десять последовали за остальными позже).
Но не многие знают почему они так поступили. Согласно римской традиции, пока таран не коснулся стены или ворот города, нанося первый удар, у его жителей была еще возможность сдаться на благоприятных условиях, но после того как начался штурм, у обороняющих уже не было выбора.
Кстати, израильское КГБ (Моссад) названо в честь этого события.
Когда-то, в 1543 году, на острове Танэгасима, что на самом юге Японского архипелага, высадились португальцы. Так японцы познакомились с огнестрельным оружием, португальскими аркебузами. Оно их так впечатлило, что с тех пор они его так и называли: танэгасима. Ну или тэппо — железная пушка.
Ну а остров Танэгасима у них уже так прочно связался со всякой пиротехникой для фейерверков™ (проведение свадеб, торжеств, чёрное сео, тамада, услуги), что они там потом устроили космодром, чтобы запускать всякую фигню своим небесным богам синтоизма, когда она им требуется вдруг.
Некогда там всё было одной галереей и чуть ли не в печатном разрешении. Успел тогда скачать полгигабайта этих красот. Но с тех пор всё обновилось. Так что наверное имеет смысл заходить туда почаще — там постоянно появляется новые работы и исчезают проданные.
Не сказал бы, что там лучшие по цветам отпечатки, но именно эти странности конкретных живых тиражей, не прошедших отбор и обработку реставраторами, делают галерею ещё более интересной.
Как македонско-греческая армия ухитрилась завоевать всю ойкумену? При том что до этого персы изрядно портили эллинам кровь и вроде бы не должны были стать лёгкой добычей. Просто македоняне были читеры.
Представьте себя варваром, вооружённым своим обычным уставным мечом и защищённым лишь своей храбростью, магическими оберегами и боевой раскраской вместо доспехов. И несущимся в атаку с дикими воинственными воплями на стену из хорошо заточенных пятиметровых тыкалок. Мясозаготовки были массовыми.
Собственно, сариссы были изобретением скромного македонского базилевса Филиппа. И то, что Александр Великий так много успел, и так прославился — это всё, в основном, благодаря тому, что подготовил его заботливый папенька.
Все знают, почему оголтелые израильские сионисты так ненавидят братских палестинцев — потому что древние заскорузлые палестинцы, которых звали филистимляне, притесняли древних заплесневелых израильтян, которых звали иудеи. И вот они теперь мстят.
Но мало кто знает, что филистимляне — это не протоарабы. Это дорийцы были протоукры, и принесли на Пелопоннес английские булавки и колумбарии, причём задолго до Колумба. Впрочем, это уже отдельная история. А вот филистимляне — это на самом деле пеласги — народ, живший в Греции до эллинов, в Палестине до евреев, в Магрибе — до финикийцев, в Италии до этрусков, в Англии до кельтов, в Японии до завоевания её чукчами.