В своей замечательной «Книге о живописи» великий мастер Ренессанса, в частности, описывает процесс составления эскиза неких мемориальных сооружений. Вот описание одного из них:
Кто хотел бы воздвигнуть «Победу» по случаю подавления восставших крестьян, тот может воспользоваться для этого такими вещами, как я сейчас научу. Прежде всего, установи квадратный камень со стороною в десять футов и в четыре фута вышиною посередине квадратной плиты со стороною в двадцать футов и вышиною в один фут. И положи на первую ступень по четырем углам связанных коров, овец, свиней и т. п. На верхнем же квадратном камне помести в четырех углах четыре корзины с сыром, маслом, яйцами, луком и кореньями или что придет тебе в голову.
Излишне краткое и поверхностное, на мой взгляд (ведь мы имеем дело с философией, где нельзя уделять жизни мыслителя, полной трудного опыта и недоступной большинству работы интеллекта, несколько страниц), однако написанное выдающимся интеллектуалом XX века исследование.
Следует читать, как первый же учебник по истории философии. Обратите внимание: не по самой философии отнюдь. А именно как хронологию: как двигалась западная мысль в этой важнейшей для культуры области исторически.
Написана во время Второй мировой. Считается, что Нобелевскую премию по литературе в 1950 году Бертран Рассел получил в числе прочих своих трудов и за эту книгу.
Самолеты бывают красивые и не очень. В-основном, конечно красивые. Небо красоту любит. А еще бывают самолеты, как говорят работники пера — «опередившие время». В смысле такие «продвинутые-продвинутые». Модные. Технически непростые. Оттого и судьбы у таких самолетов тоже сложные. АН-70 создавал уже не О.К. Антонов. Главным конструктором был назначен Олег Богданов, а общее руководство программой осуществлял Петр Балабуев. В самолет еще на фазе проектирования были заложены слишком прогрессивные на тот момент «интегрированный борт» (это когда все системы самолета заведены в один (не один, на самом деле, а несколько — для резервирования) компьютер и, по идее, это должно упростить работу экипажу и повысить эффективность управления), винтовентиляторные двигатели, не освоенные на тот момент никем в мире (в 80-х годах General Electriс испытывала подобные схемы на MD-81, но в серию ничего не пошло. Видео.). Но, вместе с тем, прекрасный планер, крыло и т.д., все, чем славились «антоновские» самолеты. Самолет был нужен на смену отживающему свое АН-12. Потом — развал СССР. Россия по-прежнему хочет покупать этот самолет. В декабре 1994 самолет первый раз взлетел. Я это помню хорошо — такой красавец от земли оторвался!. В феврале — столкновение опытного образца с самолетом сопровождения АН-72. Ан-72 сумел сесть. 7 человек экипажа Ан-70 и машина были потеряна. Виной называли ошибки выполнения правил полетов, но говорили также об эксплуатационных сложностях с бортовой ЭВМ. Ну, а дальше было создание нового образца, попытки предложить самолет (правда с другой авионикой и двигателями) Европе, устранение «детских» болезней, доработка и т.д. И теперь, спустя 19 лет, судьба Ан-70 все так-же туманна. Украина заказала пару, Россия меняла свое мнение не один раз по поводу закупок. Европа выпустила A400m, который в разы дороже (но свой). Тут конкуренты летают вместе. А тут уже только наш красавчик. Немного истории о прекрасном, но не успевшем вовремя самолете с непростой судьбой.
“Песню знаю жалистную” это не только про животное о четырёх ногах и одном хвосте, но и о разбитом девичьим сердце. Почему отравилась Маруся, никто толком не знает до сих пор, несмотря на великое множество версий, авторов и исполнителей этого городского романса.
О фабричной девушке пел Ю. Морфесси, писал стихи В. Маяковский, её упоминал В. Гиляровский в «Москве и москвичах» — пели «Марусю» и по кабакам, и под асфальтовыми чанами. Народную песню любили домохозяйки, домработницы, вдовы, и даже женщины-зубные техники. Поют её и до сих пор. А в 1929-м году был даже вальс:
Борис Гребенщиков, Сергей Курёхин, режиссёр Сергей Дебижев
Псевдоисторический фарс. Начало XX века. Безрассудство фанатиков толкает человечество к пропасти. В России начинается революция. Сумасшедший доктор Фаркус вызывает оргазм неживой материи. Активизируются белые марокканские карлики. На небе появляется второе солнце. В этой непростой обстановке капитаны самоотверженно противостоят силам хаоса, удерживая космический баланс истории.
В фильме показаны в сюрреалистическом ракурсе такие исторические фигуры, как Ленин, Калинин, Фанни Каплан, Георгий Димитров, Адольф Гитлер, Герман Геринг, Нильс Бор, Шпенглер, Дрейфус, Сакко и Ванцетти, Иван Горемыкин, адмиралы Колчак и Нахимов.
«Агадирский инцидент», или «Второй марокканский кризис», действительно имел место в 1911 году. Канонерскую лодку «Пантера» на самом деле направила Германия.
Когда закадровый голос говорит «В Маньчжурии Фаркус знакомится с молодым Чан Кайши», на экране показывают правителя Маньчжоу-Го — Пу И.
На 12-й минуте фильма показаны испытания противопулевых щитов французской пехотой во время Первой мировой войны.
Часть закадрового текста в начале фильма (например, «Германия обещала не поощрять агрессивной политики Австрии на Балканах...») представляет собой цитирование книги C. C. Ольденбурга «Царствование императора Николая II».
В уста Адольфа Гитлера, «поздравляющего трудящихся с праздником урожая», вложена композиция под названием «Поэзия» из альбома «Треугольник» группы Аквариум, представляющая собой прокрученную задом наперёд запись стихотворения.
Рассказ о празднике урожая иллюстрирован кадрами из фильма «Триумф воли», «Die Deutsche Wochenschau» и советской военной кинохроники (можно видеть, например, поезд с танками Т-34).
«Сооруженный турками в пустыне триумфальный храм» — это Arco dei Fileni в Ливии.
— Мамка, а что есть пещное действо? — Действо пещное — как ангел Господень трех отроков — Анания, Азария и Мисаила, — из пещи огненной, халдейской, вывел. А ввергнул их в пещь огненную грозный царь языческий Навуходоносор.
Так начинается сцена великого диалога между Иваном Грозным и митрополитом Филиппом в фильме Сергея Эйзенштейна [32-я — 40-я минуты второй серии], действительно произошедшего во время богослужения в Успенском соборе Кремля, и составившего кульминацию шекспировской драмы по-русски. Верно воспроизведя смысл разговора, авторы фильма, однако, «соврали» относительно даты, перенеся действие с 22 марта на Неделю святых праотец (30 декабря в этом году), чтобы добавить художественных деталей.
«Погодите, а что, весь этот цирк с ряжеными в главном храме страны — не вранье, что ли?» — могут спросить люди, ещё не потерявшие обыкновение просматривать ссылки. Нет, не вранье.
Пока другой, «положительный», тиран Пётр I не запретил художественную самодеятельность в храме, в суровом русском богослужении (за которое нас порой упрекают православные греки и арабы) существовало три (насколько я знаю) театрализованные постановки с участием Патриарха:
1. «Шествие на осляти» (попытка сделать пост упирается в единственный достойный источник — Википедию, — и довольно скучную пока современную реконструкцию в Ростове, с участием местного архиепископа.
3. Сабж (с которого начинался предрождественский постный карнавал). Что ещё добавить (увы и ах!) к статье Википедии? Оригинальный сценарий — сами знаете где. Несмотря на шутливый тон поста, очень люблю. Пожалуй, здесь неплохое аудио (с выпущенной песней отроков в огне). Запомнилась картина с «Иван-Царевичем» — фреска в одной из сельских церквей, — и картина прерафаэлита Симеона Соломона, отразившая сразу все три продолжительных увлечения художника — иудаизм, католицизм и гомосексуализм.
Начиная примерно с 1200 до 1600 г., индейским воинам, которые жили на юго-востоке Америки, часто приходилось наносить на лица татуировки. Эти татуировки изображали перья или когти. Наносили их вокруг глаз и, как думали сами индейцы, они захватывают душу тех, кого они убили в бою. Они думали, что душа убитого продлевает им жизнь и помогает умершим родственникам перейти в «другой мир».
Мечи мастера Мурамаса всегда были объектом желания самураев и уже позднее коллекционеров. Когда-то в Японии носить это оружие было запрещено. С мечами связана череда смертей в династии великого сегуна Иёясу Токугава. Он решил уничтожить все мечи, которые хранились в его семье. Его примеру последовали и другие знатные воины. В то время почти все мечи были уничтожены, однако, некоторые самураи все же тайно сохранили их. Большинство дошедших до наших дней мечей хранятся в частых коллекциях и не демонстрируются широкой публике. Дзэнская притча: Два меча Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие. Мастер Масамунэ — как оружие, которым защищают свою жизнь. Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья. Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассеченными на две части. Листья оплывали меч Масамунэ, не касаясь его.