
— Мамка, а что есть пещное действо?
— Действо пещное — как ангел Господень трех отроков — Анания, Азария и Мисаила, — из пещи огненной, халдейской, вывел. А ввергнул их в пещь огненную грозный царь языческий Навуходоносор.
Так начинается сцена великого диалога между Иваном Грозным и митрополитом Филиппом в фильме Сергея Эйзенштейна
[32-я — 40-я минуты второй серии], действительно произошедшего во время богослужения в Успенском соборе Кремля, и составившего кульминацию шекспировской драмы по-русски. Верно воспроизведя
смысл разговора, авторы фильма, однако, «соврали» относительно даты, перенеся действие с 22 марта на Неделю святых праотец (
30 декабря в этом году), чтобы
добавить художественных деталей.
«Погодите, а что, весь этот цирк с ряжеными в главном храме страны — не вранье, что ли?» — могут спросить люди, ещё не потерявшие обыкновение просматривать ссылки. Нет, не вранье.
Пока другой, «положительный», тиран Пётр I не запретил
художественную самодеятельность в храме, в суровом русском богослужении (за которое нас порой упрекают православные греки и арабы) существовало три (насколько я знаю) театрализованные постановки с участием Патриарха:
1.
«Шествие на осляти» (попытка сделать пост упирается в единственный достойный источник — Википедию, — и довольно скучную пока
современную реконструкцию в Ростове, с участием местного архиепископа.
2.
«Омовение Христом ног ученикам» (возобновлено после столетнего перерыва
Патриархом Кириллом).
3.
Сабж (с которого начинался предрождественский постный карнавал).
Что ещё добавить (увы и ах!) к статье Википедии?
Оригинальный сценарий —
сами знаете где. Несмотря на шутливый тон поста, очень люблю. Пожалуй, здесь неплохое
аудио (с выпущенной песней отроков в огне). Запомнилась картина с
«Иван-Царевичем» — фреска в одной из сельских церквей, — и
картина прерафаэлита
Симеона Соломона, отразившая сразу все три продолжительных
увлечения художника — иудаизм, католицизм и гомосексуализм.
«— Мой Алюль, мой Булюль, мой Хиштаки Саританур!»
Сказки и мифы народов Востока.