Ксенофонт — историк, писатель, воин (Час истины №776, 2017)
К. и. н., доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ А. В. Стрелков рассказывает о Ксенофонте (ок. 445 — ок. 355 до н. э.), древнегреческом историке, писателе и воине.
Он родился в V веке до нашей эры в Древней Греции и прожил больше девяноста лет. Происходил из богатого афинского рода и учился у Сократа. В Коринфской войне воевал на стороне Спарты. В Афинах его лишили гражданских прав. Когда отношения Спарты и Афин улучшились, афинское гражданство ему вернули, но на родину он не вернулся: жил в Коринфе. Много писал на самые разные темы, однако основным его сочинением стала «Греческая история». Ныне его почитают как одного из самых популярных и плодовитых авторов древности, почти все его произведения дошли до нашего времени.
Во какую отличную сразу целую серию телевизионных лекций вам нашёл!
Вообще-то писателей-историков в Греции были сотни. Один список их в Александрийской библиотеке утомлял. Их было так много, что их делили на трагиков, комедиографов... От большинства остались только имена, названия работ, фрагменты.
Область научных интересов — история Афинского государства в античный период, история денежного обращения в эпоху античности.
Окончил исторический факультет МГУ в 1976 г., написал дипломную работу на тему «Политическая роль афинских полководцев в первой половине IV в. до н. э.», научный руководитель — доц. О. И. Савостьянова. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экономическая политика Афин в период Первого Афинского морского союза», научный руководитель — проф. Г. А. Кошеленко.
Основные публикации: Афинские серебряные монеты Нового стиля // Монеты и медали. Вып.I. М., 1996. Афинский монетный декрет // Нумизматика и эпиграфика. Вып.XVI. М., 1999. Финансовая структура и финансовая политика Афин в V–IV вв. до н.э. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции. Под ред. В.И.Кузищина. СПб., 2000. Ксенофонт // Историки мира. Вып.2. Архивно-информационный бюллетень. №1 (26). М., 2001. Древняя Греция. Путеводитель по истории. М., 2003. (В соавт. c К.Л.Гуленковым, С.В.Новиковым, Л.Л.Селивановой.) Афинские бронзовые монеты IV–I вв. до н.э. // Монеты и медали. Вып.II. М., 2004. Афинский закон о серебряных монетах 375/4 г. до н.э. // Нумизматика и эпиграфика. Вып.XVII. М., 2005. Древняя Греция. Учебное пособие для вузов. М., 2006. (В соавт. c С.В.Новиковым, Л.Л.Селивановой.) О начальном этапе и распространении чеканки имитаций афинских монет на Востоке в конце V – начале IV вв. до н.э. // Вестник древней истории, 2007, №4.
Читает следующие общие курсы и спецкурсы: Семинарские занятия для студентов I курса Исторического факультета, отделение истории, отделение политологии; Курс лекций по истории Древней Греции для студентов I курса Исторического факультета, отделение истории; Курс лекций по истории Древней Греции для студентов I курса Филологического факультета, отделения классической филологии и византинистики; Курс лекций по истории Древней Греции и Рима для студентов I курса Философского факультета, отделения философии и политологии; Спецкурс «Источниковедение Древней Греции» для студентов III курса кафедры истории древнего мира Исторического факультета; Спецкурс «Введение в античную нумизматику» для студентов IV курса кафедры истории древнего мира Исторического факультета; Спецкурс «Введение в греческую эпиграфику» для студентов IV курса кафедры истории древнего мира Исторического факультета; Спецсеминар «Прогулки с Павсанием» для студентов II курса кафедры истории древнего мира Исторического факультета; Спецсеминар «Введение в греческую мифологию» для студентов II курса кафедры истории древнего мира Исторического факультета.
Андрей Стрелков — Высшее образование в Древней Греции (Час истины №755)
Андрей Стрелков — Образование в Древней Греции
Гомер, Еврипид, Менандр, Демосфен...
— До изумления узнаваемо.
— Россия очень многое почерпнула у Византии. Западная Европа иначе развивалась, шла от церковных школ. И там были свои преимущества.
Ремарка насчёт обучающего и наставника мне непонятна. Недавно уже говорили, что мне, верно, повезло и со школьными советскими учителями, и вот уже в новом веке с капиталистическими университетскими — мне дико представить учителя, профессора, в роли именно не профессора — дающего своё знание, делящегося своей профессией, а в роли некоего чиновника, претендующего на нечто. В этом отношении именно советская школа была куда либеральней всего того ада, о котором нам вон сообщают невольно в литературных произведениях своих выходцы из их англо-саксонской системы образования за последние двести лет, включая недавнее время.
Действительно, всё настолько узнаваемо, что я тогда уж говорил, только прочтя Ксенофонта — что да вот же, глядите, будто наш современник пишет. Говорил же? То же самое с прочими многими античными авторами: Сократо-Платоном, Цезарем, Апулеем, Плутархом, Аврелием, Флавием, Петронием... Пушкин, Державин и Фет были совсем недавно куда более вычурны. Ну, на них, понятно, именно Гомер повлиял, и Ветхий Завет ещё.
Здесь я вынужденно доверяюсь тому, что ну не могли же наши переводчики настолько адаптировать оригинал? В таких случаях, нас строго учили, пишется: «адаптированный перевод», «сокращённый» как Зинаида Бобырь тогда куда ловчее перевела нудного Толкина, или «в пересказе Бориса Заходера» там например. Да вон того же Элиана глянуть — его английские переводы, так и не сделанные на русский, ещё даже более просты.
Судьи положили перед ним на выбор игрушки, кости и подобранный листик.
Андрей Стрелков — Микенская цивилизация
— Важно другое, что как правило более развитые, достигшие определенного уровня развития цивилизации не выдерживают ударов варварских племён.
— Это всё политкорректность проклятая. До добра она никогда не доводит.
— Дело не в политкорректности. А что возникает стратифицированное общество. И ему гораздо сложнее обороняться от толпы людей, которые в принципе этого их различия социального не знают. А потом ещё возникает странная вещь: в обществах, где возникает государство — обычно людям есть что терять. А вот варварам, им терять нечего.
Неожиданно так разговор перешёл на наиболее серьёзные сейчас для всей нашей бывшей чудесной европейской цивилизации безмятежной некогда прежде аспекты.
Про опасные вещи говорит профессор. В наши дни всякий, кто только смеет сказать, что уровень вод Атлантического океана не внушает что-то боле доверия к нему, или тем более осмелится вспомнить про те запрещённые работы Платона «Т***й» и «К***й» дозволено царской цензурой — может не только от эцилопа получить по голове дубиной, но и рискует быть потащенным ими утопленным в первых рядах. Ну или цикута, что даже ещё куда незаметней.
Это к чему я: ну, наверно осталось прямо добавить — главная-то проблема не в том, что гражданам есть что терять. Давно уж нечего. У нас, если кто ещё помнит, уже в 91-м всё сразу отняли. Тем более, Аид их всех... впрочем нет, простите, уже ж давно... древних греков — не в стратифицированности общества или там тем более какой политкорректности — всё это суета сует и никогда не принималось никем в расчёт. А в том, что правители разжиревшие обнаглевшие сами их сдают (осёл гружёный золотом — как помню, как раз того Плутарха тончайшего цитата). Как было и в Древней Греции, и тем более в Риме позднего имперского периода. Далее везде: Византий, уж папский Рим и окрестности, Китай вплоть до аж начала XX века...
Тут разве что можно говорить о том, что когда в народе возникают надгосударственные образования, элитки Неронов очередных, Алкивиадов и прочих (вон у Плутарха даже полно, хотя он вообще-то об обратном всегда: о героях; тем более у Светония с Петронием) которым тем да, действительно становится что терять из наворованного — тады ой, всё. Заметьте, проблема возникла на стадии ранее. Сильно так. Ещё даже не в горбачёвские, а в брежневско-хрущевские и даже сталинские времена, с его сытой уж холёной партийной номенклатурой. Да что там, уже в ленинско-троцкистские... ну про проклятый царизм и вовсе не будем — с ним всё ясно.
Они тем и питаются, твари, что знают: загнивать и разлагаться Персия будет ещё долго. Только кто им сказал что это тоже Персия? Тут куда менее благоприятный для выживания людей климат. Тут совсем недавно ещё дважды, а то и трижды, считая Карибский кризис, чуть не случился конец всей нашей привычной цивилизации, по всей планете, который только простые люди тут и сумели предотвратить. И вот смотрю вокруг все последние тридцать лет — а нет там никого больше вокруг. Кто вдруг захочет ещё что-то предотвращать. Эти новые Августы успешно нас всех истребили почти окончательно.
Андрей Стрелков — Образование в Древней Греции
Ремарка насчёт обучающего и наставника мне непонятна. Недавно уже говорили, что мне, верно, повезло и со школьными советскими учителями, и вот уже в новом веке с капиталистическими университетскими — мне дико представить учителя, профессора, в роли именно не профессора — дающего своё знание, делящегося своей профессией, а в роли некоего чиновника, претендующего на нечто. В этом отношении именно советская школа была куда либеральней всего того ада, о котором нам вон сообщают невольно в литературных произведениях своих выходцы из их англо-саксонской системы образования за последние двести лет, включая недавнее время.
Действительно, всё настолько узнаваемо, что я тогда уж говорил, только прочтя Ксенофонта — что да вот же, глядите, будто наш современник пишет. Говорил же? То же самое с прочими многими античными авторами: Сократо-Платоном, Цезарем, Апулеем, Плутархом, Аврелием, Флавием, Петронием... Пушкин, Державин и Фет были совсем недавно куда более вычурны. Ну, на них, понятно, именно Гомер повлиял, и Ветхий Завет ещё.
Здесь я вынужденно доверяюсь тому, что ну не могли же наши переводчики настолько адаптировать оригинал? В таких случаях, нас строго учили, пишется: «адаптированный перевод», «сокращённый» как Зинаида Бобырь тогда куда ловчее перевела нудного Толкина, или «в пересказе Бориса Заходера» там например. Да вон того же Элиана глянуть — его английские переводы, так и не сделанные на русский, ещё даже более просты.
Про опасные вещи говорит профессор. В наши дни всякий, кто только смеет сказать, что уровень вод Атлантического океана не внушает что-то боле доверия к нему, или тем более осмелится вспомнить про те запрещённые работы Платона «Т***й» и «К***й» дозволено царской цензурой — может не только от эцилопа получить по голове дубиной, но и рискует быть потащенным ими утопленным в первых рядах. Ну или цикута, что даже ещё куда незаметней.
Это к чему я: ну, наверно осталось прямо добавить — главная-то проблема не в том, что гражданам есть что терять. Давно уж нечего. У нас, если кто ещё помнит, уже в 91-м всё сразу отняли. Тем более, Аид их всех... впрочем нет, простите, уже ж давно... древних греков — не в стратифицированности общества или там тем более какой политкорректности — всё это суета сует и никогда не принималось никем в расчёт. А в том, что правители разжиревшие обнаглевшие сами их сдают (осёл гружёный золотом — как помню, как раз того Плутарха тончайшего цитата). Как было и в Древней Греции, и тем более в Риме позднего имперского периода. Далее везде: Византий, уж папский Рим и окрестности, Китай вплоть до аж начала XX века...
Тут разве что можно говорить о том, что когда в народе возникают надгосударственные образования, элитки Неронов очередных, Алкивиадов и прочих (вон у Плутарха даже полно, хотя он вообще-то об обратном всегда: о героях; тем более у Светония с Петронием) которым тем да, действительно становится что терять из наворованного — тады ой, всё. Заметьте, проблема возникла на стадии ранее. Сильно так. Ещё даже не в горбачёвские, а в брежневско-хрущевские и даже сталинские времена, с его сытой уж холёной партийной номенклатурой. Да что там, уже в ленинско-троцкистские... ну про проклятый царизм и вовсе не будем — с ним всё ясно.
Они тем и питаются, твари, что знают: загнивать и разлагаться Персия будет ещё долго. Только кто им сказал что это тоже Персия? Тут куда менее благоприятный для выживания людей климат. Тут совсем недавно ещё дважды, а то и трижды, считая Карибский кризис, чуть не случился конец всей нашей привычной цивилизации, по всей планете, который только простые люди тут и сумели предотвратить. И вот смотрю вокруг все последние тридцать лет — а нет там никого больше вокруг. Кто вдруг захочет ещё что-то предотвращать. Эти новые Августы успешно нас всех истребили почти окончательно.