Мало кто из военных историков в наши дни знает, что в захвате немцами в Первую мировую
Моонзундского архипелага на Балтике решающую роль сыграли
самокатчики рейхсвера: они оперативно захватили мосты и дамбы, соединяющие острова, и тем самым обрекли гарнизоны сильнейших фортов на неминуемую сдачу.
В 1887 году князь Потёмкин написал книгу «
Велосипед и его применение в военном деле». В России появление самостоятельных велосипедных, или, как тогда говорили,
самокатных, подразделений относится к 1897 году, когда была развернута первая отдельная самокатная команда.
В 1913 году отдел военных сообщений Главного управления Генерального штаба Русской армии предпринял попытку централизованного снабжения воинских частей самокатами — предполагалось массовое развертывание самокатных подразделений.
Кроме велосипедов, в качестве транспорта лёгких мобильных групп
в разное время различные страны применяли
мотоциклы, слонов и ослов.