Нетолерантное от
Веллера.
С некоторыми пунктами можно полемизировать, но не могу не согласиться с тем, что так называемый цивилизованный мир утратил инстинкт самосохранения и здравый смысл. Здравый смысл утрачен как доминанта. Без него все летит к чертям, мы тонем в деталях открывая двери хаосу.
Несколько зарисовок из американской жизни.
Моя дочка получила штраф и вызов в криминальный суд за «неповиновение властям». Она стояла на автобусной остановке недалеко от своей школы и ждала автобуса. Подъехали копы и сказали оттуда уходить. Она им ответила, что уйти не может, поскольку она на костылях и просто не в состоянии дойти до следующей остановки — неповиновение властям. За неделю до этого на этой самой остановке произошла драка с поножовщиной между черными подростками из этой же школы. Один мальчик умер. После инцидента приняли меры — стали патрулировать этот квартал. И вот ситуация, в машине сидят двое белых копов, которые обязаны следить за тем, чтобы там на остановке «больше трех не собиралось». На остановке стоит группа черненьких и трое беленьких. Если они наедут на черных, их обвинят в расизме. Если они не прогонят никого, вроде как неисполнение служебных обязанностей...
В Квинсе на Джамайке по дороге из аэропорта иду с чемоданом, чтобы погрузиться на Лонг Айленд Рейл Роуд, билет уже в руке. В другой руке сигарета. Джамайка — это черно-мусульманский райончик. В основном народ с бородами до пояса, в хиджабах или индийско-пакистанской умопомрачительной одежде, как на новогодний утренник в детском саду. И тут я такая красивая — в майке и в шортах в жару-то 40 по Цельсию. Бородатый мужчина вступает со мной в беседу и орет мне на ломанном английском, что я тут оскорбляю его своим внешним видом и подаю дурной пример его женщинам. Невдалеке стоит группка черных копов. Спокойно наблюдают сцену с улыбками до ушей, после чего одна из них направляется ко мне и требует проверки документов и докапывается, что я вообще здесь делаю. Билет на поезд не является достаточным резоном для того, чтобы идти в сторону платформы. Она с большим удовольствием, поглядывая на табло, тянет время и в результате я опаздываю на свой поезд. Как только поезд отходит меня со злорадством отпускают ожидать следующего еще полчаса и велят больше не курить в этом районе.
У меня в моем офисе тырят кошелек. Скорее всего кто-то из пациентов доброго доктора психиатра, который работает с аддикциями. Но мы не можем вызвать полицию в офис, поскольку связаны обязанностью соблюдать конфиденциальность в отношении наших пациентов и не можем показать полиции списки, кто у нас там бывает.
Можно вспоминать еще и еще. Но в целом посыл такой, что к сожалению, приходится признать, что левацкая идеология терпит крах. К сожалению, по закону жанра маятник сам незаметно уже качнулся в противоположную сторону — от свободы к завинчиванию гаек. И еще, какому завинчиванию гаек.
Бодлер, Верлен и Рембо — начинать с них надо.
Уайльд, Байрон, По и чета Шелли.
Бертольд Брехт, Антонен Арто, Эзра Паунд и Андре Жид.
Игги Поп наконец!11 Джелло Биафра.
Для меня Экслер, Веллер и Ургант — это такие фигуры, поп-персоны, в которых массы вкладывают некий высший интеллект. Но при том они не произносят ровно ни одной мысли, которая бы не была очевидной десятью годами ранее. Вообще ни одной собственной свежей самостоятельной мысли. Но, при том, учитывая, что массы сами этих мыслей родить неспособны, ну никак, не выходит — ну пусть тогда эти люди с экзотическими инопланетными именами будут для них пророками. Ладно, пусть, хоть какие-то понимания базовые хоть через них они усвоят.
Хотя конечно ругаться хочется. Уже при одном упоминании их имён кем-то. В их лице мы имеем профанацию интеллектуального процесса. Это как примерно Демьян Бедный рядом с Гумилёвым.
ЩорсомДжойсом, нарочитая, показная хаотичность. Эпатаж ради эпатажа, и очень мало работы сознания, каких-то откровений, находок, радости узнавания стоящего. Поисков за пределами обыденного. Психоделика (тут мы снова вспоминаем недавнего Хаксли) — на мой вкус совершенно о другом.Как сказал по-настоящему сильный мистик, прошедший за некую банальность Модерна уже в более интересном направлении, которого оба, и Моррисон, и Хаксли, цитировали:
Это уже личный опыт? Что, в благословенной Америке уже настолько всё так плохо? Впрочем, мы ведь помним историю протестов хиппи 60-х, аресты Джима Моррисона и Грейс Слик, но неужели за прошедшие десятилетия... У нас в тоталитарной полицейской России даже Летова с некоторых пор перестали арестовывать.
Сейчас вон Европу особенно колбасит, с этими совсем уж стихийными потоками беженцев, когда Ближний Восток, где Америка устроила пожар, уж совсем по-простому приходит к ним переночевать, как та лисичка из русской сказки. Я тут включил вражьи голоса, нечто типа BBC World News британского — они вообще только об этом и трещат, за 15 минут утомили. Ещё про самоопределение Каталонии, будто это кому-то прямо так интересно.
Я в 90-х уже определённо высказал идею, зафиксировал в публичном печатном тексте, для себя хотя бы, на случай если вдруг ошибусь, что миром очевидно управляют группы, которые, по делам их, в благополучии людей и народов заинтересованы в последнюю очередь, скорее напротив — всё делают, чтобы им это максимально не выходило.
Те, кто управляют цивилизацией, происходящими в ней глобальными политическими процессами, весь XX век и все последние двадцать лет особенно, делают всё чтобы по всей планете повсюду не было и года, чтобы реками не лилась кровь, не разрушались робкие попытки выстроить стабильное общество, культуру.
Вот ровно об этом же я и думаю все эти годы. Что они намеренно доводят ситуацию до абсурда, чтобы после ввести уже окончательный фашизм унд тоталитаризм. Мы тут Хаксли только вспоминали,
— привет заодно Замятину и Оруэллу, Мору и Кампанелле.
Кстати, постсоветская Россия сейчас в этом отношении наиболее гармонична — или просто отстаёт? — у нас нет игр в совсем уж либерализм, диктат вороватого чиновничества, как в благословенные времена Салтыкова-Щедрина, номенклатуры, высасывающей всю лишнюю кровь из народа, превыше всего. Такой северокорейско-белорусский вариант, традиционализм не из понимания чего-то, но лишь благодаря ретроградному мышлению, законсервированному у правящих элит™, как они себя придумали недавно с пафосом называть, со времён монгольского нашествия.
Я уж говорил как-то, по моим ощущениям, в Москве не то что москвичей не осталось, вымерли (кого ни спросишь: «да, я москвич, я живу тут уже пять лет»), но и русских всё меньше.
Поэтому, когда мы говорим про Европу, Америку — это и наша беда, созданная для нас заботливыми руками наших правителей тоже. У нас пока просто немного легче чем у них. Пока.
Печаль в том, что это очевидно было давно, даже еще задолго до февральских событий. Пока все были заняты разворовыванием закромов, собственным прокормом и после евроремонтами с джакузи, развалено было высшее образование, а затем отравлено среднее. Произошла подмена многих понятий. За каким-то дьяволом преступления советского режима были объявлены, но не осуждены. Кто-то же это делал. Зачем, с какой целью?
Как НЭП был быстро свёрнут, будучи признан ошибочным, и казарменный социализм продолжился — так и Перестройка (которая, если б её вёл не Горбачёв, вообще-то тогда по идее должна была нас привести к тому, к чему такая же Перестройка, переориентация на ускоренное экономическое развитие, с ракет на ТНП, привела сейчас нашего младшего брата, КНР — страна стала мировым производственным лидером, а после может стать и культурным, одно влечёт другое, вспомним Францию, Англию, Голландию), приведя к своей антицели: развалу страны, была после него свёрнута и продолжен Застой. Правда, гораздо более застойный. Тому Застою такой застой как теперь и не снился. Новый худший Застой уже по времени даже длится дольше.
Сию мантру я повторяю очень часто.
В экстазе благостного самообмана толерантные социологи решили идентифицировать людей политкорректно – исключительно по гражданству. В государстве все равны? – раз в Америке все американцы, то в Англии все англичане, во Франции все французы.
Но. Человек идентифицируется по целому ряду аспектов: пол, возраст, профессия, доход, место жительства, национальность, религия, цвет кожи, страна проживания. И. «Гражданин Великобритании» – это подданство. Гражданство как юридическое понятие. А «англичанин» – это принадлежность к народу: его языку, культуре, истории, растворенность в нем, идентификация себя как его порождения и части. Традиции, обычаи и привычки – это твое, единственно родное. Гражданств можно иметь хоть пять – за деньги и связи. А народ у тебя один.
«Доминантная самоидентификация» – ввел я такое понятие. Это когда «наши йоркширские парни», взорвавшие лондонское метро, были не ваши! Они – имели гражданство вашей страны. Но были – сначала мусульмане, потом пакистанцы, и уже только потом граждане Великобритании. Пакистанские мусульмане взорвали поганых неверных, среди которых жили. А не хрен было пускать их жить и считать «своими». Дураков и в алтаре бьют.
Хотя вообще-то такие вещи любой взрослый человек должен осознавать и без поучений. В 18 лет у нас всех поголовно перед этим фактом ставят: в социуме без сентиментов кто не сформировал свою особую групповую идентификацию для выживания в общей аморфной среде: по сроку службы, национальному признаку, землячеству, занятиям спортом, родам войск, ротам, взводам, да хоть бы просто сам по себе — оказывается среди жертв подобных групп, осознающих своё преимущество. Все животные равны, но те, что сформировали группы посреди разобщённых, как им велят традиции их цивилизованного общества, как они воспитаны с детства, сразу получают неоспоримое преимущество во всём. Первобытное никуда не исчезло из цивилизации.
Вчера тоже потом прочитал текст и, могу сказать, слишком уж резко оценил Веллера по старой памяти, по его некогда телевизионным выступлениям. Тут уместно процитировать другого вашего любимца.
Потому что уже тогда стало ясно, что персонаж явно из обоймы раскрученных телеаналитиков, внедряющих некие отдельные фрагменты понимания в головы народа. Потому что в данный ответственный момент этот народ понадобилось повернуть в определённую сторону. Ну, как судовой руль.
Но, вы правы, язык хорош, не зря он литератор; и образованность, и прочее. Заносит его, правда, слишком уж эмоции через край. Но, знаете, это вдруг навело на ещё одно сравнение в его пользу. Да это ж прямо античный оратор, этот формат.
Quousque tandem abutere, Catilina, patientia nostra?..
И как инвектива — это выступление автора просто чудесно, мастерская работа. Я просто, наверное, так заведомо его осуждал, исходя из вечного противопоставления ораторского искусства и философии. Философ не ищет красот ораторского искусства, не восхищается формой, его цель — содержание.
Это как в нашей самой архетипически советской новогодней сказке-мечте было сказано: (Цитата скорее всего не точна)
«Но как вы выходили из самолета, вы же должны помнить! — Должен. Но не помню.»
Так вот, должны, но не осознают. Вопрос идентичности действиетельно решается в период отрочества от 14 до 18 лет. Именно тогда человек и отвечает себе на вопрос Кто я? Но мы же знаем, что очень многие эту задачу для себя не решают, а потому и не могут определить себя, и не могут определить других.
То, что в масштабах всей цивилизации называют излишне туманным, обтекаемым и одновременно слишком уж специализированным термином «организованная преступность».
То, к чему у нормальных представителей западной цивилизации она с рождения воспитывает иммунитет. Собирать в коллективе равноправных граждан группы ради низменной личной выгоды и приобретения преимуществ над прочими (обмана и насилия) — в европейской греко-христианской традиции — строжайшее табу. А в прочих культурах — нет. И этот конфликт различных культурных ценностных комплексов и лежит в основе наблюдаемого Заката Европы.
На поле, где столетиями культивировали честность и соблюдение правил игры всеми ради общего блага и успеха пустили сорняки. Куда более живучие. Команда, не скованная игрой по правилам, всегда будет побеждать. И Рафик неуиноуный — им реально в их культуре не объясняли почему это плохо. Это хорошо, хорошо всё что ведёт к господству твоего племени над прочими.
Раз уж мы тут о пророках в прозе, то это «Lord of the Flies» Голдинга — как такая карта литературного таро, описывающая архетип, который важно помнить всегда, без этой карты колода осознания мира людей неполна.
Но мы говорим не о том, что с некоторых тут цивилизованность непростительно легко спадает (а с некоторых и нет, кто-то скорее погибнет, чем позволит этому случиться с собой, история XX века полна и таких примеров) — а про то, что там она вообще зачастую отстутствует, в иных обществах это вовсе не культивируется. Премодерн.
И идея смешать вот это там и тут... ну, я примерно знаю, какая модель победит. Более жизнеспособная, о чём писали ещё до Хаксли и Герберт Уэллс, и Джек Лондон.
Задача философа: видеть ситуацию одновременно с различных аспектов, а не уцепиться за один и накручивать себя и всех вокруг, потому что в общем комплексе он скорее всего окажется лишь следствием. А бороться должно с причинами. Понимать должно причины.
Евгений Гришковец: Умом Европу не понять
Но там по делу меньше. И сразу третий:
На секундочку, Сирия — всегда была вроде как одной из наиболее цивилизованных стран региона, чуть ли не благополучнее соседней Турции и Ирана. Не специализируюсь на регионе, поэтому если кто владеет фактами и статистикой, либо даже лично знаком, жил там, поправьте.
И беженцы оттуда — это как беженцы с Украины, из Югославии. Это не африканские племена, ринувшиеся завоёвывать Старый Свет, насаждать там свои родо-племенные обычаи. Разве нет?
Вспоминается трагедия русской эмиграции сто лет назад. С нашей интеллигенцией также обращались как со скотом. С боевыми офицерами, только что бывшими их союзниками на фронтах Первой мировой, с утончёнными девушками...
Вот на этом невысказанном предположении и держится весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия…
Нет, тут законы природы, наказание за нарушение которых гораздо серьезнее: распад, деградация, вырождение. А механизм всего этого заключается в простом на первый взгляд принципе разделения труда в обществе. Чем выше степень разделения труда — тем выше общество.
Общество, в котором существуют лекари выше, чем общество без них. Общество, в котором существуют лекари-хирурги и лекари-терапевты выше, чем общество с просто лекарями. А уж общество с нейрохирургами и психотерапевтами куда выше всех предыдущих вместе взятых. Потому что может их себе позволить.
Мы все рождаемся разными, и развиваемся по-разному. И необходимость доверять другим — железная необходимость, связанная с выживанием. Врач лечит, учитель учит, жнец жнет, швец шьет, строитель строит а правитель правит. Всё. Цивилизация растет, благодаря разделению труда общество осваивает новые и новые ресурсы, благодаря чему опять же растет необходимость в разделении труда — и так всё выше и выше.
А потом — бах!
Сегодня утро у меня начинается с того, что я не доверяю прогнозу погоды. По радио один прогноз, по тв другой, в интернете — еще три совсем других. Потом я не доверяю сводке новостей. Симптомы те же. Потом я иду к врачу, и имею все основания не доверять его диагнозу. Так и есть! — я иду к другому врачу, и получаю другой диагноз. А у третьего — третий. Нанятый мною сантехник путает водяную трубу с газовой, подавая мне воду в плиту, а газ — в душевую. Приглашенные мною каменщики не различают у кирпича тычок и ложок. А школьный учитель на полном серьёзе рассказывает моим детям, что приснопамятного вождя гуннов на самом деле звали Гатыло. Причем другой учитель эту информацию напрочь опровергает, а третий не берется утверждать наверняка, но скорее всего дыма без огня не бывает, и всё такое...
И всем им вместе, и каждому по отдельности, глубоко фиолетово на моё к ним доверие. В результате я вынужден становиться самому себе и доктором, и учителем, и электриком, и садоводом, и портным, и юристом. В результате я становлюсь в очередь за пособием по безработице. Или в очередь за бесплатной похлёбкой, когда деньги на пособия заканчиваются.
Большой ошибкой будет думать, что я говорю о своей отдельной стране. Мои знакомые немцы, шведы, французы говорят о том же. Теперь вон и американцы из первых уст. И россияне.
Это были могикане, которые всегда жили по правде, по принципу: «Не твоё — не бери», «Каждый должен быть высококлассным специалистом, уважающим себя, свою профессию, и людей вокруг, столь же достойных как и он сам», и множеству других. В нашем новом обществе выглядящих, боюсь, слишком уж старомодными и нелепыми. Да они ничего и не знают об этом. Вон в интернете об СССР вспоминают всегда как о сплошных лозунгах КПСС, бюрократии, пустых прилавках. Наша жизнь тогда состояла совсем из другого, мы сквозь это всё смотрели, даже не замечая, как не замечаем и теперь гораздо худшую бюрократию, разросшуюся, в открытую ворующую в тысячи раз больше чем прежняя и разрушающую уж последнее в стране, беззаконие, ещё более нелепую правящую партию, ещё большее обнищание народа. Вспоминая нашу разрушенную страну, вспоминают при этом лишь то, что нас их номенклатура всегда обманывала. Ах, какими наивными были эти советские учёные и инженеры, как они могли не догадываться, что их страну развалят их же правители, их детей отправят убивать друг-друга, а всё, что они старались делали бесплатно за продуктовые наборы — всё разрушат и разворуют.
«Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено».
Зато я, вот такой основательный, испытываю сильную головную боль от необходимости каждые три года начинать всё с нуля. А молодёжи — ничего, обычные дела. Мы с вами — динозавры.
Оттого так легко наши правители и заменяют граждан на варваров. Бананами и бусами торговать 16 лет некогда принудительного образования только мешают. Образованное население — обуза для сырьевых экономик.
Более сложный пример: в масс-культуре смотрите что происходит. То же самое. Казалось бы, уж там-то по-прежнему нужны те, кто умеет думать, талантливые, ну... сценаристы хотя бы... Так поглядите, какие эти сценаристы выдают уж сплошь пиэсы для телевизора.
Вон, Мирский, который специализируется на регионе подробно рассказывает кто там кому папа.
И там он высказывает ту же мысль, об утрате здравого смысла.
Скажите мне, пожалуйста, Георгий Ильич, вот у четырех из пяти сил, я имею в виду правительство… ну всех, кого вы перечислили, кроме ИГИЛа – у них нет общего интереса борьбы с ИГИЛом? — Нет, у них на самом деле такой общий интерес есть. Понимаете, если бы люди жили разумом и руководствовались логикой, тогда, конечно, им нужно было бы всем объединиться и этих головорезов, башибузуков, этих изуверов задавить. Они могли бы это сделать, но у каждого свои интересы при этом. Потому что те, кто поднял войну – умеренная оппозиция – против Башара Асада, они, естественно, опасаются, что если задавят вот этих, самых крайних, то Башар Асад выиграет война. «Джебхат ан-Нусра», она боится, она не хочет ни тех, ни других, потому что эти вроде исламисты и духовные братья, вот этот ИГИЛ…
И подтверждение того, что разум куда-то ушел:
Они продают по демпинговым ценам[нефть]. Вы знаете, кто у них покупает? Все. Турки покупали, хотя они с ними воюют. Более того, само правительство Башара Асада покупало. Воевало и покупало. Что вы скажете!
И экстраполяция на все мировое сообщество:
Если бы Путин был уверен в том, что он сейчас перебросит туда войска, они быстро разгромят ИГИЛ, наведут порядок в Сирии, а значит, и в Ираке, то есть прекратится война, и две эти страны будут спасены от уничтожения – они сейчас просто разваливаются, они в крови задыхаются – если бы разгромить ИГИЛ, и оказалось бы, что это сделала России, американцы со свой коалицией, созданной год назад, ничего не сделали, а вот мы сделали, вот если бы он был в этом уверен — может быть, я не берусь судить.
Но дело в том, что началось бы? Поскольку я сказал, что никто не верит, что ИГИЛ представляет собой непосредственную угрозу России. Везде в западном мире наши военные действия расценили бы только и исключительно как направленные для того, чтобы поддержать режим Башара Асада, не дать ему проиграть. А поскольку они-то все нацелены на то, чтобы его свалить, поэтому…
Я тут читал, в нескольких газетах были такие версии – вы тоже знаете, — что, дескать, почему бы не представить себе, что Путин может договориться с Обамой. Обама дает как бы зеленый свет Путину: пусть он уничтожает ИГИЛ здесь. Для Америки это даже хорошо: не своими руками, а руками русских солдат уничтожает эту гадину.
И тогда во всем западном мире на это смотрели бы как на продолжение того, что они называют агрессивной политикой Путина: Крым, Донбасс. Мало того – на арабский вопрос полез. Тогда бы санкции усилились во много. Нынешние санкции могли бы показаться детским садом. Не надо думать, что они уже всё – они гораздо хуже могут нас кинуть.
Не разумом живем, а ИНТЕРЕСАМИ сиюминутными!
И не с недавнего расстрела французских карикатуристов. И не с сомалийских пиратов, о которых он в начале. И не с (а помните такого?) Брейвика. И не с 11 сентября 2001 года...
Погодите, ведь уже 14 лет прошло — мы здесь говорим о проблеме, которая на виду у всех уже не менее 14 лет, и все европейские правительства всё это время ничего не сделали чтобы её решить. При том что это не просто какая-то там несущественная проблема, а глобальная цивилизационная проблема, которая может оказаться началом разрушения современной европейской культуры. Западный Рим пал от варваров. Восточный — от них же. А были оба посильнее современного вялого Евросоюза.
Я говорю про фильм 1996 года, над которым все посмеялись и забыли. «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале».
Как раз возвращая наш разговор от разрушения этносов России и Европы их правительствами к тому, с чего он начинался, и начинался сам процесс, придуманный и запущенный впервые в США.
Похоже, у нас не получится подробно разобрать всё в комплексе, поэтому сразу перепрыгну к этому, главному наблюдению относительно рассматриваемого нами тут Заката Западного мира.
Да, все беды современности, как и XX века, кстати, вызваны тем, что миром управляют профнепригодные политики (сплошь, начиная с властвовавшего окружения последних царей былой эпохи, всех этих Францев-Иосифов, в его начале). Это — причина всех цивилизационных кризисов, создаваемых, как мы разобрали выше, долго, очевидно для каждого, десятилетиями.
Эта повсеместная профнепригодность правителей, как причина всего, имеет, в свою очередь, свою причину, даже две.
Первая, что нет уж автократоров, давно, с эпохи тех же императоров якобы самодержавных, правят интересы мирового капитала, либо групп единомышленников, захвативших в результате вооружённой борьбы ресурсы целых отдельных стран (СССР, КНР, Куба...), на каждого несогласного выписывается свой Меркадер и Освальд.
А значит, нет замысла, нет архитектора, есть клубок взаимных компромиссов, ракощуколебедь взаимнодержащихся за свои кресла гроссмейстеров подковёрной борьбы. Не до развития страны, не до блага людей, не до какого-то плана на будущее — самим удержаться бы, упрочить статус, умножить капиталы, расширить сферы влияния, подчинить соратников и конкурентов. Оттого, кстати, в истории России реформы и прогресс наблюдались лишь в эпохи относительных автократоров. Которые, одновременно, были и самыми свирепыми хищниками в своём дворцовом окружении, заведомо доминировали и оттого не были инертны, компромиссны. Оттого и дуализм этот: либо архонт-цапля, либо архонт-колода.
Вторая даже более серьёзна: во власть попадают те, кто стремятся во власть. Нормальный человек во власть стремиться не будет.
В результате мы имеем мир, повсеместно управляемый крайне сомнительными личностями, в первую очередь в моральном плане, но и в интеллектуальном также. Волевой план у них зато всё с избытком компенсирует подчас, чего уж там.
Из этого следует решение: все многовековые попытки настроить и отладить механизмы демократии, законности, выборности, сменяемости, конституционности... всю эту мишуру мы с вами лучше других народов и поколений в истории видели, как просто взяли и смяли, без особого даже возмущения масс. Настраивать надо не это. Это всегда будет попрано, если нет главного. А главное вот в чём: настраивать надо сам процесс попадания людей во власть. На любых уровнях: организации, учреждения, комсомольских активистов и вожаков, из которых все эти вон выросли... Человечество должно научиться не писать себе декларации и конституции, на которые само же потом плюёт, а выработать окончательный, закрепившийся в культуре, морали, механизм недопущения во власть тех, кто рвётся во власть.
Мы наблюдали их там уж достаточно долго, все последние сто лет. И все они были из народа, и как бы при поддержке народа и ради народа. Это катастрофа. Это сто лет самой чудовищной крови и страданий в истории человечества. Массовых убийств, многомиллионных жертвоприношений. Ацтеки и финикийцы с их Молохом о таком могли лишь мечтать.
Пора сменить этот симулякр демократии и гуманизма, непрестанно развязывающий войны к своей выгоде, пока он не погубил всю цивилизацию. Чем дальше, тем он к этому ближе.
Но никто ведь не задаётся этой целью, «ну раз они так рвутся во власть — ну значит пусть, ладно уж, значит они у нас к ней самые наверно и способные».
Человечество за пять тысяч лет придумало и испытало кучу средств: от религии до соционики. Все они не сработали. Все упирается в человека. Любые фильтры и преграды, устанавливаемые людьми, при желании легко сносятся или обходятся другими людьми.
Вот и вывод: либо вы меняете людей (а перемены нужны радикальные, на физическом уровне). Либо соглашаетесь с тем, что законы Создателя может менять только Создатель, — и смиренно ждать Мессию, который один все поправит.
И, если вы задумаетесь — а здесь мы не будем в деталях обсуждать уже конкретные способы реализации, слишком скучная материя для нашего весёлого чятика — то сами с лёгкостью найдёте естественные инструменты к тому. Мы ж говорим об элементарном, о мотивации, установленных обществом вознаграждениях, легко переписываемых правилах игры. Сложность в другом носороге: не человека надо сменить, человек в порядке, пусть остаётся — но истеблишмент, который естественно не позволит корректировать наличествующую мораль с дырками, в которые он лезет.
И сменить его не «в отдельно взятой стране», как уже, заметьте, не без некоторых эффектов пытались — всё равно потом прорастает, да и изначально было у них больше декларативно, чем на деле, своему классу номенклатуры они с самого начала начала обеспечивали лимузины и рестораны. Сменить в общей системе, мировой — когда некие группы вдруг поймут, что в их интересах, сюрприз, тоже не держать народы в перманентной войне и разрушении.
Впрочем, я ведь не знаю их мотивации, может для них именно это и ценно, этот крюотический театр, они занимаются именно этим, ради какой-то особой высшей своей поэтики, это для них нечто вроде удовольствия от охоты.
Заметьте главное, это не естественный процесс общества. Не свойство природы человека. Когда каждые двадцать лет заведующий лабораторией, крановщик, главный бухгалтер и учитель физкультуры вдруг собираются сами по себе внезапно, по велению некоего внутреннего зова, на углу чтобы пойти убивать французов, допустим.
То, о чем говорите вы, — касается исключительно управления. У кого-то оно получается лучше, у кого-то хуже. Но оно обязательно имеет под собой рациональную основу. И поэтому, — конечно же!,- может рациональным же образом совершенствоваться. По описанной вами схеме.
Но вот что касается власти как таковой, то здесь всякое рацио заканчивается. Власть действует как мощнейший наркотик, и заставляет человека совершать безумнейшие поступки, лишь бы получить еще и еще дозу. Об этих диких носорогах я и говорю. Идя ко власти, они ничем не смущаются. А придя ко власти — спокойно рушат страны и континенты, упиваясь могуществом. И не существует надежных средств положить конец этому безумию.
Давайте предоставим слово профессионалам.
У меня ощущение, что мне требуется сказать всё это несколько проще, показать на наглядном примере. Ладно. Вот смотрите, мы заметили, что наша команда отчего-то постоянно проигрывает. Мы стали анализировать ситуацию (я это выше делал), и заметили, что счёт обычно всегда портит капитан команды. И на то есть причина: в капитаны у нас принято выбирать тех, кто забьёт как можно больше голов в свои ворота. Традиция такая. И тут появляетесь вы и говорите: «Давайте предоставим профессионалам. Сначала неплохо бы с терминологией определиться. Вам не изменить природу футболистов. Капитанская повязка действует как мощнейший наркотик. Дело в том, что у нас так принято, было бы возможно по-другому — было по-другому». Просто снимите этот ваш экзотический критерий отбора. Он порочен.
Например тот факт, что капитана вообще не выбирают. Капитаны выбирают себя сами. Для этого претенденты долго и непублично толкаются в раздевалке, пока не определятся самые крепкие. И только потом вам предложат выбрать из этих двоих самого достойного.
Или например тот факт, что у вашей команды нет судей, арбитров, тренеров и прочего. Есть только сама команда. И как решит капитан — так и будет. А всем недовольным защитники наваляют. Защитники капитаном довольны. Полузащитники тоже. Все они при власти благодаря капитану, и без него с должностей быстро вылетят. И тут приходите вы, и говорите: а давайте снимем этот ваш экзотический критерий отбора, он порочен, ага.
Нет, вождь. Как бы вы ни выстраивали отбор, он будет осуществляться людьми. А значит будет ненадежен и неустойчив. Пока снова не начнут рождаться брахманы, готовые принять на себя судьбы мира. Причем в достаточных количествах.
Нет, пример непонят, потому что это его ключевая часть: традиция выбирать волков в пастыри. Чем сильней и хитрей волк, тем из него получится нам всем лучший пастырь. Защитник. И если уж вы хотите возражать, начинать надо с этого: «Почему волк? почему забивает в свои ворота? нас всё устраивает, так заведено».
Но если вы принимаете это, понимаете эту аллегорию — после этого нет дела до выборности, защитников... Я вам нарочно упрощаю, отсекаю лишнее — вы это нарочно усложняете, налепляете лишнее. На чистую суть, специально выделенную, чтобы не мешало вторичное, начинаете нагромождать опять весь сонм несущественных подробностей, всю политологию, как комплекс знаний об истории общественных отношений, в её многотомности. Вы знаете, к чему она привела человечество — вот к этому всему.
Вот вам модель всей истории правлений на планете. Наёмника беспокоит всегда только собственная выгода, а в кризис — собственная безопасность. К выгоде он тайком стрижёт и режет своих овец, из страха утратить власть в моменты кризиса, из тщеславия, стремления остаться в истории, желания преумножить свои владения он снаряжает их и отправляет на войну. А сам бежит опасности. Любой из стада вам твёрдо скажет: так надо, так было всегда, на то он нам и пастырь. Его вон полузащитники поддерживают. А арбитров нет. Слушайте, но начните уж быть сами арбитрами.
Вот вам природа войны и всех бедствий. Уничтоженных стран и культур, разрушенных городов, гибнущего мирного населения, миллионов беженцев. Чьи-то соображения, чья-то политическая и, главное, финансовая выгода.
Вы сами выбираете принимать решения алчных и властолюбивых — это единственный критерий «эффективного управленца» который вы знаете. Это надо менять. Критерий. Ceterum censeo, он порочен.
Это вопрос с подвохом. Стоит ответить на него в лоб, не задумываясь, и наш Сизиф со своим камнем осмысления оказывается вновь у самого подножья. Будто и не было всего сказанного выше. Было не понято. Стало быть, отвечать в его банальном смысле — невозможно. Для философа ведь полно внутренних запретов, это для обычных людей простор открыт и ничего святого.
Что остаётся? Сказать нет. Нет конечно, не из людей же, в сложном киплинговском смысле этого слова. Скорее напротив, из нелюдей. Которых вокруг в этом мире гораздо больше. Из тех, в ком не содержится собственного нравственного закона. Который бы просто не допустил всего, из чего и состоит история. Политическая история, история власти. Вон, толпы бродят, бери любого. В такие цари.
Поразмыслим, к примеру, о первой декаде Тита Ливия макиавеллически. А это, между прочим, исток всей западной цивилизации, самое её начало, гибель Трои уже случилась, Илиада, Одиссея,
Махабхарата, Энеида — а всё остальное ещё нет.Это и есть то, что отличает брахмана: он знает что мир управляем. Что мы тут чтобы его создавать. Сообразно своей эстетике, своей самой чудесной мечте о наилучшем его устройстве. Умению видеть некоторые причины того, что толпа принимает как неумолимые законы природы, смешивая онтологию и эфемерное политическое устройство, зыбкое, текучее, непостоянное. Неистинное. Прочие этого понимания не имеют. Для одних мир — это сражение, для других — обогащение, для третьих — подчинение и безысходность. Только брахман рассматривает жизнь как возможность. Как познаваемый узор, как формируемый миф.
исследование впервые наглядно продемонстрировало четкие различия между элитой и рядовыми гражданами по их отношению к идеалам эффективности и равенства. Рядовые американцы больше ценят справедливость и равенство в распределении материальных благ, тогда как элита эгоистична и ставит эффективность выше равенства. Вероятно, именно этим во многом объясняется упомянутый выше диссонанс между настроениями избирателей и государственной политикой в области перераспределения.
Элита эгоистична и ставит эффективность выше равенства
К слову, кроме самой статьи также заслуживают внимания и комментарии читателей к ней.
Тут сразу две лжи. Первое, называть такое элитой можно лишь иронически. Истеблишмент, не более. Элита, по-настоящему, в современном мире не формируется ни в одной стране. Кстати, к нашему разговору о природе олигархии как воспроизводящейся институции, и магических невообразимых способах это наконец преодолеть.
Второе, мы же видим, менее всего их беспокоит как раз вот это: совокупный общий выигрыш. Власть, как современная, так и в прошлом, всё делает для того, чтобы был, напротив, максимальный совокупный общий проигрыш. Но зато они все останутся в своих давно наследуемых креслах вековых, при своей власти, свои капиталы преумножат. Каждый раз, когда свершается революция: в Египте, Греции, Риме, Голландии, Франции, России, Китае, на Кубе, снова в России 90-х, на Украине... всякий раз тут же фактически лозунг «Liberté, Égalité, Fraternité, Oupiatchqué» забывается и наступает правление новой элиты предприимчивой.
Олигархат, как единственно доступная сознанию масс глобальная форма правления.
Обезьяна и сущность. Верховный бабуин, допускающий колебания, сменяется новым, с иголочки, незамутнённым рефлексией.
Как и стариков, познавших боль жизни, её трагизм — природа сменяет свежевылупленными шалопаями, для которых подчас насилие и причинение боли кому-то — развлечение. Мир управляется дефективными пубертатными подростками: скрытыми садистами и патологическими приобретателями ненужных им материальных благ. Попросту, тупыми.
Это они называют элитой и эффективными.