Люди покидают интернет.
Больше никого не привлекает возможность создавать что-то для всех просто так, делиться чем-то дорогим тебе. Волшебный,
футуристический, нежданный интернет теперь для всех только скучный инструмент зарабатывания денег, не более.
Это было
заметно и
раньше, но если совсем недавно это был ещё только длящийся процесс, то сейчас уже можно констатировать свершившийся переход в новое состояние.
Это же случалось с радио, телевидением, музыкой, книгами, журналами, кино. И что интересно, эти жанры должны бы пережить свой подобный цикл, который вот повторяет
гипертекст в своё время — но нет, их гибель синхронна.
Можно спорить, что их убило: свободное копирование; отказ государств и корпораций от дальнейших вложений в культуру; или что потребители, в целях экономии потребления энергии, производят веерные отключения головных систем, переключаясь на более спинномозговое потребление информации: чатики и игрушки.
Все эти области переживают кризис. И если до сих пор считалось, что все ресурсы, отток которых происходит из них, перетекают как раз в творческое пространство интернета — то теперь уже видно чётко: этот кризис качества, мотивации авторов, конструктивно направленных финансовых потоков и экономических процессов в той же мере бьёт и по интернету. И даже по казалось бы непотопляемым компьютерным играм, с тех пор как миновала пора авторских проектов 80–90-х и геймдевом стали заниматься надутые бюрократы из транснациональных компаний, профессиональные галстуконосители.
Интернет уже не просто становится сугубо коммерческим,
он стал им. Ну а как ещё, если
деятельность спамеров обществом востребована, вознаграждаема и щедро оплачиваема, а деятельность авторов — отнюдь нет.
Свинья в очередной раз съела птичку.
жирные благословенные докризисные годы
Вы про 80-е что ли? Потому что дальше была одна сплошная череда кризисов: 1991, 1994, 1998. И вот как раз незаслуженное сырьевое благополучие (которое не может продлиться именно ввиду своей вопиющей незаслуженности) сейчас у нас на пике.
В 1999 мы знали, что государство в анабиозе пока денег нет ни на что — и так и стояло везде старое, ещё советское всё, вплоть до оград газонов с краской из СССР, красить их у страны не было сил. Как же гнусно и жестоко новая власть посмеялась над нами — как только в захваченном ею государственном аппарате появились деньги, она пустила их лишь на разрушение всего, что нам осталось от СССР. Из нового же они каждый год вырывают из газона эту ограду, меняя на другую, и каждый месяц перекрашивают её — тут самый симулякр, имитация потуг о благоустройстве среды. Пациент лежит в агонии, а заботливый доктор набивает свой банковский счёт, оказывая ему услуги элитного педикюра. Кстати, неспроста они понаоткрывали всюду вот свои адские косметические салоны, солярии и аптеки — в пространстве хаоса также явлен фрактал, как и в пространстве космоса: в малом отражается большое, небо в чашечке цветка...
Во все времена всё новое создавалось двумя типами людей: творцами (creator) и ремесленниками (artifex). Их соотношение в каждый данный момент и определяет некий дух эпохи. У них есть много общего (знание основ ремесла), но есть и коренное отличие — творец не может не творить. Устроен он так. Фишка в том, что творцов очень мало. Зато они есть всегда. И всегда будут, пока существует человечество. Несколько тысяч лет более-менее достоверной истории тому свидетельство. И они найдут способ к вам пробиться, через интернет ли, по радио ли, или сквозь наскальную живопись. Весь вопрос в том, сможете ли вы их услышать через мощный информационный шум по всем каналам? Может, дело не в них, а в вас?
Ну так:
Это же случалось с радио, телевидением, музыкой, книгами, журналами, кино. И что интересно, эти жанры должны бы пережить свой подобный цикл, который вот повторяет гипертекст в своё время — но нет, их гибель синхронна.
Я тут где-то уже, кажется, детально аргументировал, почему автор — он же и ремесленник сам себе есть. Лень искать.
Так что давайте лучше заменим это на более точную пару: мифотворец и исполнитель. Ну вот, например, Миядзаки, который видит сон, ставит цель его материализовать, рисует эскизы, продумывает сну изначально ему не присущий, но необходимый для материализации правдоподобный сюжет, логику... — он и автор, и исполнитель, на технических этапах. А мультипликатор, прорисовывающий целлы — уже больше исполнитель, хотя и соавтор в чём-то местами. И не факт, что вот дай ему свою студию, он сможет видеть такие же сны и так же ими делиться со всеми.
У нас же тут речь вообще о другом. О том, что не только авторам общество объявило об их нежелательности в нём, но и даже честным исполнителям, профессионалам. Если 30 лет назад профессиональное развитие было целью жизни взрослого человека, обеспечивало финансовый и прочий успех, успех его судьбы в совокупности — то теперь настали времена, когда профессионал заранее знает о бессмысленности развития, и делает это вопреки, для себя, как хобби. Потому что успех в новой социально-экономической парадигме приходит к пронырам и подлецам. Никто ничего больше не производит. Все всё друг-другу перепродают. Экономика лжи и тотальной спекуляции.
Мы потеряли не социализм, мы потеряли государство, в котором был смысл жить. Ради развития, ради общей цели, ради детей, ради будущего. Нам сменили наш космос на хаос, медленное, но развитие, на разрушение всего. И примерно те же процессы происходят по всей планете. Они называют это постиндустриальное общество. Мир, в котором больше не надо ничего производить. Но, позвольте, оно станет возможным только тогда, когда мы освободимся от необходимости это всё и потреблять, не раньше.
А что сейчас? Наука не нужна, а зачем? — ведь нет производства. Производство не нужно, а зачем? — ведь всё производят в Китае. Медицина тоже пережиток, а зачем? чем больше вымрет, тем больше ресурсов освободится. Военное дело не нужно, есть атомная бомба, сунутся — взорвём всю планету к чертям, космос хорош сам по себе, и без человечества...
Их соотношение в каждый данный момент и определяет некий дух эпохи.
Их соотношение в каждый данный момент определяется соцзаказом™. Все эти процессы легко и чётко регулируются экономикой → которая регулируется правом, правилами игры → которые устанавливаются правителем.
Впомним, например, историю Возрождения. Искусство (любое, от живописи до механики) существует и развивается только там, где хоть отчасти оплачивается. Автор не может не творить, но в забое, куда он каждый день без выходных спускается с отбойным молотком, чтобы прокормить жену и детей, творить ему приходится в соответствии с той ролью, которую ему назначило своим мощным экономическим рычагом общество. А он мог бы писать чудные акварели...
Так что давайте лучше заменим это на более точную пару: мифотворец и исполнитель.
Никаких возражений быть не может. Это не более чем семантика, и в контексте совершенно не существенно. И говорил я совершенно не о них. Они нужны лишь для выстраивания логической цепочки: Творец (мифотворец) => Ремесленник (исполнитель) => Аудитория (Вы). Причем первый и второй вполне могут быть одним лицом, совершенно согласен.
А говорил я о том, что творцы по природе своей творят и творили всегда, даже и в наитемнейшие из времен, и пребудет так вовеки. А причина, почему вы их не видите сейчас, вполне может быть не в них, а в вас самих. Где-то сбой в коммуникации, вот в этом вот «=>». Есть какие-то причины, почему художники рисуют у себя дома на стенах (а не холсты для галерей), а писатели пишут себе «в стол» (а не на тысячах прекрасных блогов). Так что кризис коснулся только коммуникаций, но никак не творцов. Люди всё так же пишут, поют и рисуют. А то, что вы (или я) их не видите, это не их проблема. И это только во-первых.
И третий тоже, разумеется.
Авторы, они во все века — наиболее активные потребители чужих мифов и смыслов. Для литератора литература представляет гораздо больше чем для обывателя — тупо детектив почитать в электричке. Для него это инструмент всей его жизни. Там где обывателя слепят блики на поверхности — он видит всю многокилометровую глубину, до дна, он навек заворожён ею. Для художника — нет, даже не картины других художников, а гораздо большее — он видит всю глубину красоты мира, которую обыватель просто не регистрирует, не то чтобы о ней думать. Для музыканта — музыка, для пилота — небо, для юриста — этика, логика и устройство общества, для инженера — его инженерия чудная, для программиста — красота и гармония кода, и чудо как бы саморазвития с его помощью архитектуры нового сложного инструмента, что он создаёт... Ну и так далее.
Получается, авторы и самые экстенсивные, и самые интенсивные потребители. Это страшный секрет для непосвящённых — но в стерильной пустоте новое не рождается. Даже наши сны творчески и неожиданно составлены из элементов, взятых нами от жизни.
А причина, почему вы их не видите сейчас, вполне может быть не в них, а в вас самих.
Что вы не видите розовых бегемотов, в массе своей ползающих по вашему письменному столу — проблема в вас самих. Давайте следовать логике. Я вам описал полный причинный цикл наблюдаемых тонких вещей, заметных лишь внимательному глазу, а вы мне говорите: я не вижу всего этого, я уверен что волшебные эльфы из сказок живут среди нас, а не вижу я их оттого что они просто где-то прячутся.
Кризис коснулся коммуникаций? Напротив. Вот же, мы изначально говорим про интернет.
1. По поводу масштабов. Я так понимаю, речь идет исключительно о экс-СССР, и о его особой, глубоко искусственной социальной системе, при которой было достаточно говна и несправедливости, чтобы ранить эго и нарциссизм поэта, побуждая его к высокому творчеству. И при том же только при этой системе, и ни при какой больше, человек мог днем работать (отнюдь не перетруждаясь, и получая кучу благ) сторожем, дворником или кочегаром, а в свободное время творить нетленку. Ну, так исчерпался смысл существования Союза, с ним пропали и неравнодушные люди, поддерживающие его (Союза) существование, а с ними пропал и Союз. Рано или поздно это бы случилось. Жаль конечно, что межвременье совпало с лично моей уникальной жизнью, но тут уж надо смириться. Во всем остальном мире всё идет своим чередом.
2. Пункт второй логически вытекает из первого — у Творцов на нашей прекрасной одной шестой части суши просто смена поколений. Старики отошли, а молодежь лишь пробует найти своё место в новом мире. Не думаю, что одарив их галереями, студиями и пансионом вы сможете ускорить процесс. А уж с голоду-то точно никто еще у нас не помер. Кому есть что сказать — тот найдет способ. Иванов, Пелевин, Лукьяненко (навскидку) — не от сытой жизни писали в 90-е.
3. Это же случалось с радио, телевидением, музыкой, книгами, журналами, кино.
Не вполне обьективно. Даже если вы имеете в виду исключительно отечественный продукт. Просто их стало чересчур много, и отфильтровать их никакого здоровья не хватит. А может быть, вы имеете в виду только привычные лично вам каналы и журналы, которые по разным причинам скатились в УГ? Так есть другие, их давно уже счет идет за тысячу, смените просто их набор. Уверяю вас, там есть и лекции, и документалистика, и культурология, и прочие хорошие вещи.
4. Насчёт интернета. Вы не ошиблись в ожиданиях, волшебный и футуристический интернет свершил таки революцию, и каждый может услышать каждого. Но у блага оказались и побочные эффекты — информационный поток превышает ваши способности его осмыслить. Отсюда проистекает ваше заблуждение, что никто ничего не творит. Просто сейчас каждая дворовая компания начинает с того, что выкладывает свои самопальные записи отвратного качества на Ютьюбе. И черта с два вам удастся сходу разобраться, где болваны, а где гении. То же и с текстами. У вас просто жизни не хватит всех охватить. А автоматизировать этот процесс не удастся, думаю не надо обьяснять почему. Вот поэтому (внимание!) в интернете крайне необходим специфический посредник в указанной выше схеме между Ремесленником и Аудиторией. Назовем его Экспертом. Роль его в том, чтобы помочь вашей бедной голове, и вычленить из тысячи ежесекундно поступающих сведений одно-два достойных (по его мнению). Улавливаете? Когда вы говорите, что не видите Творцов, то вполне может статься, что проблема не в их отсутствии. И даже не в вас. А где-то на пути между вами.
5. Давайте следовать логике. Я вам описал полный причинный цикл наблюдаемых тонких вещей, заметных лишь внимательному глазу...
Ваша логика вас не подводит. Никаких сомнений — вы очень точно и правильно все описали. Закавыка лишь в том, что вы описали не реальное состояние дел, а своё собственное о нем впечатление. Будь я бестактным безнравственным маргиналом, я бы даже сказал, что все дело в испытываемых лично вами прямо сейчас некоторыми временными финансовыми трудностями. Очень уж слог у вас симптоматичен. Но я ведь не такой, правда? Лично я вижу достаточно много оригинального нового контента (в том числе и отечественного), чтобы не падать духом, и не проповедовать бездны.
6. Что вы не видите розовых бегемотов, в массе своей ползающих по вашему письменному столу — проблема в вас самих.
Именно так. Лично я отлично их вижу. Розовые бегемоты, Слонопотамы, Железные дровосеки, пространства Минковского и много чего, не имеющего пока названия. Они обильно населяют мой рабочий стол, мои рабочие записи и мои сны. Но вот беда — не владея ни скрипкой, ни кистью я не могу их показать вам, чтобы вы тоже их оценили. И вот здесь и находится новое перспективное направление усовершенствования межличностных коммуникаций. Нечто, что заменит когда-нибудь изгаженный и продавшийся насквозь интернет. Но до этого еще, слава богу, далеко.
Хотя в целом всё может быть совершенно иначе.
Это не свойство этого смертного. Он и сам всякий раз удивляется тому, что возникает. Помните, кто-то из великих писателей именно это подмечал: не я выдумываю, я лишь свидетель того, что возникает, и сам удивлён не меньше вашего.
Это к очень тонкому философскому вопросу, для посвящённых: «Как возникает мысль? Ведь она не может возникнуть».
Да, я помню. Об этом феномене удивленно, изумленно, и даже благоговейно упоминали Толстой, Чернышевский, Достоевский, Пушкин, Киплинг (снова он!), Хэмингуэй, Гумилёв (который поэт), Лем, Кинг.
Вот еще:
«...авторство — вещь сомнительная, и все, что требуется от того, кто взял в руки перо и склонился над листом бумаги, так это выстроить множество разбросанных по душе замочных скважин в одну линию — так, чтобы сквозь них на бумагу вдруг упал солнечный луч...» — это Пелевин.
Этот феномен входит в мою концепцию «божьего света» в человеке. Когда-нибудь, лет через сто, я ее доработаю и систематизирую, и артифексианство будут проповедовать в начальной школе. Меня наконец-то начнут ненавидеть по настоящему, это будет успех!
А я по-вашему откуда вам пишу?
С одной стороны, да, наблюдается коммерициализация и технитизация всего и вся, падение нравов, всеобщий тупизм, ущербность социальных систем и не только в интернетах. Просто вот настоящая жизнь и сюда хлынула, «каждый фотограф еще и писатель». Шутка про миллион обезьянок датируется уже не помню каким затертым годом. Так что не новое это явление. Социальные сети, авторские права, реклама, магазины, спамеры — рунет становится похожим на весь остальной интренет.
И вот я на всё это смотрю, и думаю, что, всё так плохо? Копец человечеству? Раньше было по-другому? Старческое брюзжание? А вот нифига. Думаю, так было всегда и везде. Иначе о каком бы это пробуждении говорили мудрецы древности и современности? Как и прежде основная масса народу спокойно себе пребывает в блаженном сне, являясь не творцами и даже не полноценными потребителями какого бы то ни было продукта, а такими себе носителями генетического материала, из которого возможно при определенном стечении обстоятельств и выстрелит что-то важное для вида.
А то, что нам кажется, что раньше было несколько по-другому и не так всё плохо, это наше личное заблуждение. Просто когда мы были помоложе, нас эти проблемы мало занимали, это во-первых. А во-вторых, ни в дестком, ни в подростковом, ни в юношеском возрасте невозможно оценить это все, охватить этот масштаб. Вот мы и повзрослели — смотрим на мир, и нам грустно.
2. 90-е — это был не более чем закат 80-х. Особенно ярко это проявилось в музыке.
3. Каналы и журналы... Давайте не мельчить, рассмотрите каждое из этих явлений в целом. Журналы сейчас вообще мало кому нужны. Даже сетевые закрываются за ненадобностью планктону — вон Мембрана, к примеру (и знакомые нам Дёрти/Лепра со скандалами и смешными картинками, взявшие курс на модель Яплакал, Фишек и Контактика, на монетизацию и контент для широких народных масс, увы). Вы же видите разницу? Ну и всякие Playboy... ну вы понимаете. Телик — ну включите его, такого мощного потока информационных помоев вы нигде больше не встретите. Современный отечественный кинематограф... Можно я без комментариев? Современная литература — обсуждали уже детально. Достаточно в книжный зайти, а потом в букинистический, и сравнить.
4. Насчёт интернета.
5. Это здорово, что вы не такой. Но именно ваш образ мыслей, что смысл жизни — это нахапать побольше денег, и лежит в основе всех этих печальных процессов. Я же сразу чётко это обозначил, если вы забываете основные тезисы, как мы можем о чём-то говорить? Деньги, это лишь инструмент, причём один из, далеко не главный.
Вы не удосужились опровергнуть ни один из тезисов. Ваша аргументация: «я не согласен, вы не правы, вам так кажется». Давайте не тратить время. Разговор — это обмен полезной информацией, сигналом; как только по каналу пошёл шум, это означает, что полезная информация у одной из сторон закончилась, или она намеренно прекратила передачу.
Будь я бестактным безнравственным маргиналом, я бы даже сказал, что все дело в испытываемых лично вами прямо сейчас некоторыми временными финансовыми трудностями. Очень уж слог у вас симптоматичен. Но я ведь не такой, правда?
Так что передайте это тому маргиналу, пусть он и обижается, вам-то что?
Я же лишь указал, что его discours, увы, господствующий во внезапно наставшее в нашей бедной стране царствование маммоны, как раз и является причиной всех бед современности.
И мне вы напрасно этим пеняете тут. Если бы подобный образ мыслей был для меня хоть отчасти возможен, никакого Рысятника я бы даже не почесался создавать — а зачем, есть более прибыльные занятия, рыбой там торговать, например, пивом, антиквариатом...
«Я ироничен — может быть. Но это происходит потому, что всю свою жизнь я слышу болтовню о пропастях. Все утверждают, что человечество катится в пропасть, но доказать ничего не могут. И на поверку всегда оказывается, что весь этот философский пессимизм — следствие семейных неурядиц или нехваткой денежных знаков…»
Если всё в порядке, то я рад. А если вас оскорбил мой скромный взнос — то это просто совпадение, никакого отношения к дискурсу он не имеет. Он был давно запланирован, и просто ждал того, что я называю роялти.
Смерть интернета как нашей мечты
Люди покидают интернет => доказательство.
Больше никого не привлекает возможность создавать что-то для всех просто так, делиться чем-то дорогим тебе => доказательство.
интернет теперь для всех только скучный инструмент зарабатывания денег, не более => доказательство.
Это было заметно и раньше, но если совсем недавно это был ещё только длящийся процесс, то сейчас уже можно констатировать свершившийся переход в новое состояние => доказательство.
Это же случалось с радио, телевидением, музыкой, книгами, журналами, кино.
Вы не удосужились привести аргументов в пользу своих тезисов, вложив в них какой-то свой известный только вам смысл, да еще и применив совершенно неуместные обобщения: никого, для всех etc. И вот теперь вы требуете от меня, чтобы я аргументированно и доказательно гонялся за ускользающими смыслами внутри вашей головы, да еще и обидно обзываете меня меркантильным кю и шумом в канале. Вот и выходит, что априори согласиться можно только с заголовком: интернет вашей мечты умер. Потому что мечта ваша, и кому, как не вам решать, жива он или нет.
Это не значит, что отныне не будет уже ничего нового и интересного. Все подобные явления временны и не тотальны (постольку, поскольку личность сильнее общества в своей свободе). Но, как учит история, подобные временные коллективные омрачения могут затянуться иногда довольно надолго. На нашу жизнь, возможно, хватит.
Романтика, прощай навек!
С резною костью ты ушла, -
Сказал пещерный человек, -
И бьет теперь кремнем стрела.
Бог плясок больше не в чести.
Увы, романтика! Прости!"
"Ушла! — вздыхал народ озер. -
Теперь мы жизнь влачим с трудом,
Она живет в пещерах гор,
Ей незнаком наш свайный дом,
Холмы, вы сон ее блюсти
Должны. Романтика, прости!"
И мрачно говорил солдат:
"Кто нынче битвы господин?
За нас сражается снаряд
Плюющих дымом кулеврин.
Удар никак не нанести!
Где честь? Романтика, прости!"
И говорил купец, брезглив:
"Я обошел моря кругом -
Все возвращается прилив,
И каждый ветер мне знаком.
Я знаю все, что ждет в пути
Мой бриг. Романтика, прости!"
И возмущался капитан:
"С углем исчезла красота;
Когда идем мы в океан,
Рассчитан каждый взмах винта.
Мы, как паром, из края в край
Идем. Романтика, прощай!"
И злился дачник, возмущен:
"Мы ловим поезд, чуть дыша.
Бывало, ездил почтальон,
Опаздывая, не спеша.
О, черт!" Романтика меж тем
Водила поезд девять-семь.
Послушен под рукой рычаг,
И смазаны золотники,
И будят насыпь и овраг
Ее тревожные свистки;
Вдоль доков, мельниц, рудника
Ведет умелая рука.
Так сеть свою она плела,
Где сердце — кровь и сердце — чад,
Каким-то чудом заперта
В мир, обернувшийся назад.
И пел певец ее двора:
«Ее мы видели вчера!»
С приветом от Киплинга.
Это война вовсе не против нового, а против уничтожения старого, взамен которому не приходит ничего.
Что ж, империи рождаются, империи рушатся. В этом нет ничего нового. Когда-то у греков были Фемистокл и Аристид, а сейчас греки бастуют.
То же самое, что произошло одновременно с телевидением, радио... Я вынужденно повторяю, потому что это очевидное вы не видите. Вероятно, оттого что не застали прежнее состояние, не с чем сравнивать — не интересовались им тогда, а сейчас провести исследование лень.
В 90-е мы свято верили, что интернет перевернёт мир сейчас, максимум завтра. Мир перевернул интернет.
В 90-е был интернет как, я использую наше внутренее слово, серрвртет — весёлая вакханалия, a feast of friends. Для своих. Для радости и созидания нового и интересного. Сейчас они пришли в наш интернет и превратили его в скотобазу по зарабатыванию баблища (простите мой французский, но надо как-то передать их к нему отношение).
Те же процессы происходили в 20-х, у всех этих конструктивистов, футуристов, будетлян, обэриутов... Вслед за первопроходцами, живущими мечтой, и открывающими новые миры и возможности, приходят стада, вытаптывающие всё живое.
Вы ходили в детстве в радиокружок? Я ходил, учил азбуку Морзе, потом паял первые простейшие схемы вроде мультивибратора. Во дворе дома, где он находился, прямо возле бассейна, стояла длинноволновая антенна высотой метров 10-15, иногда можно было общаться с разными людьми и слушать непонятные языки. Это было чудом. Даже в середине девяностых ходил после школы. И не было в эфире никаких хомячков, никакой рекламы не было. Потом появилось море радиостанций с рекламой, хоть и неумелой и смешной порою, более-менее доступные радиодетали и даже микросхемы! Бастион пал.
Потом, чуть позже, с развитием и большей доступностью появились зачатки интернета в виде ФИДО, это было так же элитно, как эфир до этого. Точнее, для доступа нужно было приложить усилия и обладать желанием, а, главное, знаниями. Но прогресс не стоит на месте и вот теперь интернет доступен для всех. Конечно, уже появились надстройки над привычным интернетом вроде тора и i2p, которые пока не для масс, но настраиваются за 5 минут. Там больше свободы и нет хомячков. Думаю, что это некий переходный период.
Сумбурно, но как-то так.
В 90-е был интернет как весёлая вакханалия...
Вот ещё, из старого нашёл.
С. И. Ульянов с дочерью Наташей близ финской границы. 1925 г.
Одно из дополнительных объяснений, отчего так случилось. Отчего интернет перестал массово быть инструментом авторов и стал инструментом барыг и кретинов. Не помню, упоминали ли его тут, лень перечитывать.
Нет, не значит. Напротив, царство дебилов рано или поздно неизбежно должно закончиться. Войной ли, приходом достойных правителей ли — нам не дано знать. Мы знаем лишь, что в текущем мире, обладающем природой укиё-э, все наблюдаемые состояния неизбежно сменятся.
Дебилы никогда не закончатся, а вот окончание их царства — интересный момент, такого история ещё не видела. По крайней мере со времён Папы Сильвестра II. Карл Великий ещё пробовал, но не сложилось.
Видела и не раз. Остров Пасхи, империя майя — первое что пришло в голову.
/цивилизация майя, конечно же, спутал.
И у меня в последнее время мало времени, из-за работы. Тут так много всего написали о последних событиях, что даже не знаю, когда я успею всё это прочитать.
Не читайте. Не тратьте ваше время. Тем более что то яркое и упорядоченное состояние, которое мы обсуждали, когда ещё стояли в своём полемосе пролетариат против преторианцев под освежающими струями воды — оно разрешилось, как часто бывает, ничем, погрязло в уже более не интересных, не значащих процессах обычного социального хаоса.
Или все это не туда?
Если во времена, ещё памятные нам, у читателя вообще не было выхода на автора, даже через издательство —
— то теперь автор вот он, вы можете непосредственно поболтать с ним.
И из хорошей человеческой музыки нам известен сейчас один только чудом пока выживший из той поры Аукцыон вовсе не потому что сейчас есть на самом деле куча прекрасных молодых групп, о которых просто никто ничего не знает.
И отличные фильмы все сейчас так же снимают, просто глубоко законспирированно, по подвалам, никому не показывают.
И книги пишут покруче того же Джойса, Венички и Рабле, каждый год по двадцать шедевров мировой литературы, угу.
Развитие i2p происходит не только из-за ужесточения цензуры и беспредела копирастов. Народ приходит в i2p (а для некоторых этот приход является еще и началом ухода из обычного интернета) потому что обычный интернет прогнил. Он завален спамом и рекламой. Его засрали SEOшники как раз ссылками. А все потому что появились хрен знает кто с претензиями диктовать тренды, моды, правила пользования, критерии вебдванольности и прочих маразматических показателей. Любой сетью должны рулить технари, а не барыги, не мусора и уж точно не дизайнеришки с хроническим воспалением ЧСВ. Может для кого-то этот ваш Лебедев авторитет, но нечего его сюда тащить. В i2p уходят в том числе чтобы быть подальше от таких как он.
Кто захочет — уйдёт. И делает свой интернет, с хэшем и суммами. Всё как и раньше.
А так всё да.
В лице автора этой прокламации мы сталкиваемся с жертвой пропаганды, не умеющей даже думать вне того потока мути, которым залили ея мозгъ (дизайнеры — это Лебедев, поисковые алгоритмы — это спамеры, война — это мир). Из таких жертв и их палачей и рождается Новый порядок. Я же призываю вас к осмысленному, критичному взгляду на ситуацию. К узнаванию истинного положения вещей.
Радио — одна из моих любимых тем. В девяностых я любил покрутить ручки у старого приемника дедушки, поискать передачу с какой-нибудь интересной темой. Двенадцать лет назад я начал слушать BBC, так как хотел улучшить свой английский. Но мотивация очень скоро изменилась — это радио было неимоверно интересным: репортажи из интересных мест, интервью с интересными людьми, история, наука, общество, антропология, идеи, оказавшие влияние на мир, информационные технологии, медиа итд. Масса превосходных программ на эти темы. Целая станция BBC 3 посвящена культуре, особенно классической музыке (британская аудитория станции 2 миллиона). Целые ВВС World Service и ВВС 4 посвящены немузыкальным программам на различные темы. Например, сорокапятиминутная In Our Time, в которой каждую неделю приглашенные академики рассказывают в об истории идей, уже легендарна. В ее архиве сотни выпусков о философии, религии, истории, литературе. Еще две мои любимые передачи — Outlook и Thinking Allowed. Во второй каждую неделю авторы социологических и антропологических исследований рассказывают о теме своей новой публикации, причем понятно и с юмором. В первой люди со всего мира рассказывают о событиях из своей жизни и эти рассказы зачастую поражают воображение. Помню историю женщины, которая выжила в авиакатастрофе, историю журналистки, сбежавшей через джунгли из плена колумбийских партизан-наркоторговцев, историю афроамериканки из социальных низов, которая в течение десятилетия училась и набирала стаж, чтобы стать юристом и освободить из заключения своего несправедливо осужденного за убийство брата, историю палестинского доктора, которому израильская ракета убила целую семью, но он все равно не чувствует ненависти против обычных израильтян и сотрудничает с ними.
Я долго думал, что ВВС должна быть недосягаемым случаем качества, в мировом масштабе. Пока не посмотрел на сайт Australian National Broadcast Corporation. Или на сайт Radio France International. Но даже эти радиокомпании не впечатляют так, как Radio France Culture. Тематика этой станции просто брутально академичная и интеллектуальная — много философских интервью и эссе, есть и темы полегче, например милые репортажи из жизни простых, но интересных людей. Я специально посчитал количество программ этой станции — 160, кроме нескольких выпусков новостей культуры в разных форматах. Сто шестьдесят! Из них большинство длится от получаса до часа. Сейчас, например, в одной из программ идет четырнадцатичасовой цикл передач о М. Прусте.
Простите, но радио восьмидесятых и девяностых не идет ни в какое сравнение с многими современными радиостанциями. Сравнил с программой "Старого радио", которое конечно не дословно цитирует сетку вещания советского радио, но благодаря объему материала передает очень верное представление о нем. Много чтения признанной литературы и спектаклей (но никакого осмысления и информационного сервиса о культуре), воспитание патриотического духа, репортажи с парадов и съездов. Научных передач, передач об идеях, актуальных репортажей — ноль.
Я согласен с Artifex, нужно просто открыто хотеть увидеть интересное содержание, в информационную эпоху это не проблема. Смерть интернета? Именно в последние два-три года развился тренд Massive Open Online Courses, бесплатно проводимых самыми престижными университетами мира. Аудитория этих курсов растет двухциферным темпом. Конечно, это не так элитно как сплетни и обмен шуточками в элитных сообществах. Тут любой дурак с улицы может прослушать курсы «Introduction to C++», «Søren Kierkegaard — Subjectivity, Irony and the Crisis of Modernity», 'Exploring Beethoven’s Piano Sonatas'. И ведь слушают же, у многих курсов аудитория в несколько десятков тысяч слушателей, у некоторых — сотен тысяч.
Я тоже считаю, что именно описанная вами тенденция в итоге победит. Хотя бы оттого, что коммерция и информационный мусор сиюминутны, поток времени сносит эту тину в прошлое, и уже через год всё это никому не нужно и надёжно забыто. Тогда как полезная информация (вот у вас отличный готовый пример тому: сайт «Старое радио») — как золотой песок, остающийся в миске старателя.
Сейчас, например, в одной из программ идет четырнадцатичасовой цикл передач о М. Прусте.
Интересно сравнить с этими размышлениями. Французы всегда были себе на уме, не менее великая культура мирового масштаба, чем англосаксы и немцы.
Что до обучения по интернету — так это вовсе будущее образования. У нас сейчас система традиционного очного государственного образования в таком же диком упадке, как наука, здравоохранение и промышленность — но в отличие от них ей уже сейчас есть реальная альтернатива: самообразование, которому интернет способствует куда больше, чем когда-то публичные библиотеки, давшие нам, например, Ленина. А образование — это залог всего остального.
Так что да, коммерциализация и упадок современного интернета — явно менее устойчивое и долговременное явление, чем вот эти, названные вами, более фундаментальные процессы.
Вы бы тащили к нам ссылки на всё это, что вы там накапываете. Не только вам интересно.
Прежде интернет почти полностью состоял из авторских проектов, целью которых было — делиться тем, что мы считаем ценным. Просто так. Это была новая высокотехнологическая площадка для... ну назовём это интеллигенцией. Интернет состоял из авторского контента и лучшего, что туда натаскивали из уже созданного человечеством прежде в оффлайне. Это было место, где друзья общались и бесплатно делились лучшим (такой большой клуб для своих). Тратили уйму времени на свои проекты, заранее зная, что это ну ничего им не принесёт, делая всё совершенно бесплатно, просто для людей. Верили, что эта новая информационная среда перевернёт жизнь к лучшему. Что информационная революция — вот она, уже свершилась и сразу победила.
Сейчас авторский контент почти ушёл из интернета, если рассматривать всё это в процентном соотношении. Вон, пирожки и прочее (ссылки на что мы тут уже не первый год старательно собираем, это цель нашего сайта: вылавливать как раз не то, что теперь в русле общей тенденции, интересный, стоящий контент) — счастливые исключения. Интернет теперь состоит из: социальных хомячковых сетей и хомяководов, извлекающих из своих стад прибыль, торговцев всем чем угодно, и, вот Дипнософист указал, спасибо, я как-то даже пропустил — постепенно всё же накапливающегося контента из оффлайна, что конечно радует. Причём, накапливают этот контент уже не энтузиасты (им это запретили уже даже законодательно), а те же госструктуры и частные фонды, финансируемые тем или иным способом. В странах, где государство заботится о культуре — это даже получается эффективно.
Про это я и сказал кратко: «Люди покидают интернет». Теперь вижу, излишне кратко, никто даже близко не понял. Вместо них пришли организации, предприниматели и потребители. Интернет перестал быть тем, каким он задумывался и существовал изначально.
Если прежде рунет был мал и прозрачен, все друг-друга знали, сайты можно было за месяц все обойти по два раза — то теперь соцсети и коммерческие спамерские сайты с баннерами, созданные не для того, чтобы собрать и дать контент, а чтобы тупо заработать на рекламе — оттянули на себя всю посещаемость с авторских проектов, с огромным запасом перебивают всё стоящее в поиске. Ну вон, возьмите того же Кьеркегора. Почему они оттянули? Ведь они априори хуже, халтурнее. Потому что за ними стоит животная мотивация выгоды, прибыли, нахапать, и они сами себя подпитывают зарабатываемым. Это основа всего самовоспроизводящего зла в мире: быть святым невыгодно, это стратегия проигрыша, зато очень выгодно быть негодяем.
Таким образом, если совсем недавно, в 90-е, рунет был таким большим гайд-парком, где каждый, кому было что сказать — мог это сказать и быть тут же всеми услышанным, то ныне говорят и услышаны лишь большие денежные мешки. На смену чистой, идеальной демократии и свободе слова пришла диктатура капитала (это даже без иронии, так это и есть
Такая метафора приходит в качестве иллюстрации: если в Древней Греции каждый гражданин мог быть сам себе философом, чем все и пользовались — и Древняя Греция породила именно ввиду этого механизма массу свободных, самостоятельных, интересных философов — то теперь, чтобы стать философом, надо получить на то особый ярлык хана: докторскую степень и место на кафедре, потратив прежде всю свою жизнь на академическую возню, ничего не имеющую общего с, собственно, философией. И результат этого мы имеем.
Если вернуться к тем же грекам — то это персидская модель.
Так что вот, тоталитаризм наступил в том числе и в интернете. Что совсем недавно для нас было просто немыслимо.
Решил было вкратце пару тезисов... — но передумал, это надо цитировать целиком. Выделения, как было принято признаваться в классической традиции, пока их всех нахрен не расстреляли в Гражданскую, мои.
Нашёл случайно, припоминая, как будет по-русски «литературный негр», и выйдя через Лурк, как заведомо надёжный и достоверный источник, на «литературный мулат» и такое новое для нас некогда явление как «шоладемизация».
Шоладемизация [×], кстати.
А, котиками. À la guerre comme à la guerre.
Кроме того, помните как у древних чань-буддистов? «Что позволено слону, то не позволено слонёнку». Человек, артикулирующий мысль, может сколь угодно котиков фигачить, как хоть на станке.
Я ж неспроста тут по-французски чудесным образом заговорил — как бы человек ни хотел мира и добра окружающим, попав на войну, где все против всех, он неизбежно включится в процесс, начнёт убивать. Ну или его довольно быстро.
Вот это и есть самое большое зло тех процессов, о которых я тут с самого начала: не что нашлись вот негодяи, и это даже стало модным, а что на вытоптанном месте ничего уже не вырастет.
Контент, говорите, авторский?
Вот и весь сказ о том, куда что исчезло. Из серии «и мы когда-то были рысаками», а теперь мы как все куем УГ, зато быстро и много.
Вот именно этот подход...
Пожалуй, как-нибудь придётся внести всё-таки явно в наш Закон джунглей излишне тоталитарное и снобистское, но, видно, назревшее в этом мире победивших, торжествующих шариковых:
Иными словами, только сам конкретный человек решает, что он извлечёт из мира и сообщаемой ему миром, случаем, другими людьми, информации. Кто-то из пустоты создаёт сильнейшие смыслы — the lords and the new creatures, как те, многих из которых мы тут на сайте обсуждаем. Кто-то получив предельно ясное и подробное знание, не поймёт из него ничего, поймёт превратно, да ещё и использует во зло, а потом скажет: вы сами же и ввели меня бедного в заблуждение.
Оттого Христос и говорил об этом особо в Нагорной проповеди.
Обратно в оффлайн. Как я вот сейчас, например.
Такое ощущение, что мы уже теперь наблюдаем преходящесть этого формата. Что ж, мир ускоряется. На исчерпание журналов, салонов, кружков и обществ ушло больше времени. На исчерпание блистательного республиканского Рима — того больше. Всё происходит быстрее. И это на самом деле повод веселиться.