lynx logo
lynx slogan #00027
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР Игорь Кириллов, программа «Время»




   

№6731
10 565 просмотров
18 марта '14
вторник
10 лет 41 день назад



Николай Бердяев — Правда и ложь в общественной жизни (1917)

Последние годы перед революцией мы задыхались в лжи. Провокация сделалась устоем русской государственности старого режима. Атмосфера была насыщена предательством. Азефовщина, распутинщина, сухомлиновщина — все это отравляло жизнь народа и разлагало русское государство. В последние месяцы перед переворотом муть сделалась нестерпимой, нельзя было дышать, все стало двусмысленным. Образ старой власти двоился. Старый режим уже долгое время жил ложью. Он продолжал существовать по инерции, его поддерживала народная пассивность. Нравственное разложение достигло небывалых размеров. Среди деятелей старой власти последнего периода её существования трудно было встретить людей с ясным человеческим образом, такие люди составляли исключение и они недолго держались. В час кончины русского царизма его окружали Григорий Распутин, Сухомлиновы, Штюрмеры, Протопоповы, Воейковы, Манусевичи-Мануйловы и т. п. двоящиеся и двусмысленные образы. Старая русская монархия утонула в мути, во лжи, в предательстве и в провокации. Она не столько была свергнута, сколько сама разложилась и пала. Русская революция не столько была результатом накопления творческих сил, творческих порывов к новой жизни, сколько результатом накопления отрицательных состояний, процессов гниения старой жизни. Это облегчило торжество революции в первые дни и очень отягчило её в дальнейшем развитии. Силы разрушительные взяли верх над силами творческими. Болезнь оказалась слишком застарелой, последствия её перешли в новую Россию и действуют, как внутренний яд. Революция в достижениях элементарной политической свободы слишком запоздала, и именно потому в ней господствует социальный максимализм, который всегда есть результат неподготовленности масс, содержавшихся во тьме. Гроза разразилась, она была неотвратима и ниспослана Провидением. Но атмосфера не очистилась. Нам не дышится легче после революционной грозы, воздух не стал чистым и прозрачным, осталась муть, по-прежнему господствуют двусмысленные и двоящиеся образы, хотя и в новых облачениях, ложь по-прежнему царит в нашей общественной жизни, предательство и провокация не перевелись, хотя Сухомлинов и Штюрмер сидят в крепости. Старые люди, изолгавшиеся и потерявшие нравственный центр, являются в новых одеяниях и прикрываются новыми словами. По-прежнему нет любви к правде, нет признания самодовлеющей и абсолютной ценности правды, которой нельзя жертвовать ни для каких утилитарных и корыстных целей, партийных, классовых и личных.

  Написал сумбурный Джойс  
74



Прежде уста, ненавидевшие и презиравшие Николая II, говорили об «обожаемом монархе», о верности и службе царю. Многое из того, что некогда было священным, превратилось в условную ложь, слова потеряли своё реальное содержание. Весь ужас в том, что давно уже «божье» было воздаваемо не Богу, а «кесарю», и это нарушение основной заповеди, это сотворение себе кумира и всякого подобия на земле, это идолопоклонство отравило нравственно жизнь русского народа. Но вот старый идол самодержавия был низвергнут и втоптан в грязь. Как и всегда бывает, толпа, недавно ему поклонявшаяся, теперь топчет его ногами. Но после низвержения старых кумиров освободились ли мы от всякого идолопоклонства, от всякого воздаяния божьего царству кесаря? Нет, не освободились. Возникли новые кумиры, которые поставлены выше правды Божьей. Идолопоклонство, которое всегда есть измена живому Богу, осталось, оно приняло лишь новые формы. Началось новое идолотворение, появилось много новых идолов и земных божков, — «революция», «социализм», «демократия», «интернационализм», «пролетариат» и т. п. Все эти идолы и божки так же принадлежат к царству «кесаря», как и старый идол царского самодержавия, и им воздаются божеские почести. Царство кесаря в христианском, евангельском смысле этого слова не есть непременно самодержавие, монархия, не связано непременно с царем или императором, оно обширнее и многообразнее, к нему может принадлежать и демократическое царство. Вокруг поклонения новым идолам кесарева царства уже успело накопиться много лжи и мути. Новое идолопоклонство, как и старое, заслоняет собой солнце правды. Никогда идолопоклонство не проходит даром для нравственной природы человека и народа, оно нравственно калечит и толкает на путь лжи. Человек, поклонявшийся чему-либо на земле, как Богу, уже перестает отличать правду от лжи, он делается одержимым, он — раб временных, относительных вещей, во имя которых все считает дозволенным.
Alenka › То, что я к своему удивлению вдруг стал наблюдать в наши дни в интернете. Новый виток рабской психологии.

Люди вполне явственно строят свои мысли, своё отношение на постулате: «Как вы можете говорить про ошибки, глупость и вредоносность нашей власти? Ведь это наша власть, наш президент, — живое воплощение всех наших интересов, дум и чаяний, персонифицированное олицетворение страны и её народа».

Всякий раз прямо как-то растерян становлюсь, хочется сказать: «Помилуйте, батеньки, как же так?! Мы ж ведь не в Древнем Китае, это ведь не Жёлтый Земляной Император, у него нет Мандата Неба. Это просто вовремя подсуетившийся мужичонка в пиджачке». Но нет, и теперь, спустя почти сто лет после жесточайшего убийства холопами последнего царя (а это именно холопский акт — свободный человек не пытается возвыситься через жестокость и унижение), в дремучей чаще неотрефлексированного массового сознания живёт и пухнет структура царя, данного богом. Который всегда прав, который отец и повелитель непогрешимый. Господин наш. Который суть — отечество, и интересы которого превыше веры в бога и нравственности. Который лишь позовёт убивать — мы тут же все в едином порыве.
как танцует наш великий господин

Тут можно отыскать одновременно целый комплекс причин у этого психологического блока: и иррациональная легитимизация власти с позиции её жертвы (натуральный Стокгольмский синдром — так духи принимают своё подчинение, оправдывают его); и искренняя неспособность понять, что же власть делает не так (кто глупее того кто умнее — тот ведь не видит его глупости, ну совсем); и психологический контракт с собой ради своего спокойствия (мне неуютно и бессмысленно жить в мире, которым управляют вредоносные идиоты, притворюсь, что это не так); и неискренность с собой и другими, ведь вожака поддержать — всегда выгодно и безопасно; и ложно понятое чувство долга (он ведь мне платил зарплату всю жизнь, а значит всем, что у меня есть, включая жену и детей, я обязан ему родимому); и заблуждение, что значит он и впрямь лучший среди нас, умнейший, — объективно, раз оказался так высоко, ведь мир справедлив, в нём действуют же механизмы отбора лучших; и, в первую очередь, полнейшая безграмотность народа, ничего обычно не знающего об устройстве государства и процессов в нём, откуда всё социальное вокруг нас возникло, как оно тысячелетиями развивалось и по каким законам работает. Вы как специалист меня наверное ещё много чем дополните. smile
Впрочем, что это я, обо всём уже давно было спето.

Мы безграничны, мы бесконечны
Ведь всё что мы имеем — это наш всевечный
Хороший царь и знакомая вонь




Весь ужас в том, что давно уже «божье» было воздаваемо не Богу, а «кесарю», и это нарушение основной заповеди, это сотворение себе кумира и всякого подобия на земле, это идолопоклонство отравило нравственно жизнь русского народа.

Хуже всего то, что в их головах собственно Бог явлен лишь в виде такого будущего посмертного царя, требования которого будут отличаться от нынешних — но он ведь нас поймёт, что грешим потому что подчиняемся нынешнему царю, его стало быть, батюшки, коллеги и классово близкого элемента.

Главная беда религии в том, что подавляющее большинство прихожан в Бога не то чтобы не хотят верить, но не могут даже понять, что это. Чем это отличается от идола. Или царя. Идолопоклонство, да.
Indian › Сюда ещё можно добавить постоянно транслируемое в СМИ и интернете «мы победили фашизм» и т.д., особенный упор на «мы», чтобы каждый мог ощутить себя причастным к событиям семидесятилетней давности. И создание образа внешнего врага России, все вокруг хотят нам зла.

Интересно и грустно наблюдать. Если сборная России победила в командном зачёте на Олимпиаде, то это мы надрали всем задницы, а если сборная России по хоккею проиграла Финляндии в четвертьфинале, то это они клюшку держать в руках не умеют, вообще зажрались в своей НХЛ, уроды.

Это работает: санкции против десятка чиновников, принимающих откровенно антинародные законы, — «да чё они русским могут сделать, лохи?».
Kindzarp › А при чём тут это?

Да, это мои деды победили фашизм. И ваши, надеюсь, не прятались в тылу.
Indian › Я писала об этом много раз. Свобода предполагает ответственность за себя и других. Ответственность предполагает практическое воздаяние за каждое действие, за выбор. Выбор требует осознанных оценок внутреннего и внешнего, понимания своих целей, осмысление природы своих импульсов, желаний, реальную оценку своих ресурсов (сил, возможностей, времени...) Еще нужно понимание причинно-следственных связей, которые не всегда линейны. Ну и воля, воля нужна. (Кстати, ошарашены были мои инглишспикинг коллеги, что в русском «воля» — это не только «will», но и «freedom») Да на хер это всё надо? Сложно всё слишком. Пускай они решают и делают, а мы посмотрим, что из этого выйдет. Так что ежели чего, то мы не виноватые.
Alenka › Я писала об этом много раз.

Да, было дело.
1 2 3 4 5...

Ведь Homo erectus — это не только вымершая полуобезьяна, это ещё и очень редкое состояние, доступное вероятно всем, но далеко не всеми желанное и достигаемое.
Indian › По первой ссылочке скорее ваше, а не моё. smile
Alenka › А это не важно. Когда мышление направлено на какой-то объект, уже не так важен субъект — есть мышление в объекте. Тем более когда мы имеем дело с таким чудесным объектом, как свобода воли.
II

Революция есть лишь момент в жизни народа, временная функция, преходящее состояние, через которое он может перейти к высшей, свободной жизни, но всегда болезненное и тяжелое, вызванное накоплением старого зла. Когда у какого-нибудь человека лопается гнойный нарыв, то странно было бы признать это явление самым светлым и божественным в человеке, подменить самого человека этим моментом развития болезненного в нем процесса. Но у нас именно это и происходит в отношении к революции, которая есть лишь вскрытие гнойного нарыва на теле России. Превращение самой революции в божество и воздаяние ей божеских почестей есть отвратительное идолопоклонство, забвение истинного Бога. Это ничем не лучше, чем идолопоклонствовать перед кесарем, это — одной природы. Прежде Россия подменялась династией, которой она приносилась в жертву; теперь Россия подменяется революцией, которой она также приносится в жертву. Если «обожаемый монарх» превратился в отвратительную и безобразную ложь, то в такую же ложь может превратиться и «обожаемая революция», если её не подчинить высшей правде. Правда же стоит выше всех изменений в царстве кесаря, в ней нет ничего двоящегося, колеблющегося и изменчивого, она самим Богом заложена в человеческом сердце, и раскрытие её есть самая первая задача и самый верный путь к новой, свободной жизни. Идолопоклонство всегда повергает в царство лжи и порабощает ему. И мы уже находимся в самом страшном рабстве у лжи. Неисчислимым количеством лжи отравлено сознание народа, сердце простых, темных людей, малых сих, и затуманен ум их. Прежде, до революции отравляли народ одной ложью, теперь отравляют его другой ложью. Демагогия есть ложь, возведенная в принцип, в руководящее начало жизни. Демагог считает дозволенной всякую ложь для достижения своих целей, для соблазнения масс. Вся революционно-социалистическая фразеология в наши дни все более и более превращается в условную ложь, подобную лжи той фразеологии, на которой покоился старый режим. Те, которые прикрывались высокими словами о святости отечества, государства и церкви, на деле слишком часто предавали отечество, разлагали государство и отдавали церковь во власть темных сил. Так поступают с божественной ценностью свободы многие из тех, которые прикрываются новой революционной фразеологией. Реальное значение и реальный вес слов теряется, ибо за этими словами стоят негодные человеческие души.
«Темные, безответственные влияния» так же начинают господствовать над революцией, как они господствовали над старой властью. Предательства, провокация и грубая корысть так же прикрываются громкими лозунгами «интернационализма», «революционного социализма» и т. п., как раньше они прикрывались громкими лозунгами «монархизма», «истинно-русского патриотизма» и т. п. Большевизм имеет слишком много общего с распутинством и черносотенством. Красные и черные цвета в массе окончательно перемешались. Еще до революции приходилось слышать от честных социал-демократов, что в среде большевизма трудно отличить революционеров от провокаторов и предателей. Самый нравственный принцип революционного максимализма таков, что он делает затруднительным различение, ибо все объявляется дозволенным для революционных целей и правду не считают существенной. Образуется подпольная атмосфера, страдающая светобоязнью. В этой атмосфере расцвел Азеф. Эта атмосфера всегда соприкасалась с охранными отделениями, с департаментами полиции, с темными, подпольными придворными влияниями. Эта подпольная, двусмысленная атмосфера не исчезла после переворота, она перешла и в новую, свободную Россию, где не должно было бы быть места для подполья. Носителями этой атмосферы сделались по преимуществу большевики. Разоблачения, которые сделаны после 4 июля о германском шпионаже, об измене и предательстве среди тех, которые называли себя интернационалистами и единственными истинными социалистами-большевиками, имеют слишком много общего с тем, что было раскрыто о Мясоедове и Сухомлинове, что сгустилось вокруг имени Штюрмера и придворной немецкой партии. Пахнуло тем же духом. Мы не освободились и не очистились, мы все ещё в рабстве у темных сил, все ещё томимся в подполье. Революция подверглась нравственному растлению, её идеалистические элементы оттеснены и попали в рабство к элементам темным и двусмысленным. Нигилизм справа и нигилизм слева — одной природы.
III

Во имя «революции» теперь допускается такая же ложь, какая раньше допускалась во имя «монархии». Престиж идола ставится выше правды, простой и в своей простоте божественной правды. Революция не освободила нас от ложного охранения престижа господствующей силы, она требует охранения своего собственного престижа прежде всего. И это толкает на путь лжи. Новая, свободная жизнь настанет в России лишь тогда, когда во имя правды, поставленной выше всего, согласятся пожертвовать всяким престижем, всякой условной ложью, революционной, как и монархической. Да воцарится престиж самой правды, которая всеми силами должна быть раскрываема в сердце народа, и да сгинет всякая лживая, условная фразеология! Пора уже громко заявить, что ложь с самого начала отравила русскую свободу и повергла нас в рабство. Социалистические партии с максималистскими настроениями с самого начала допустили ложь для охранения своего престижа, престижа революции, ибо поклонились не Богу, а идолу. Много лжей и неправд начало господствовать в русской жизни. Все эти демагогические выкрики о «буржуазии», «буржуазности» и «буржуях», к которым была причислена и вся мыслящая и образованная Россия, все эти розыски «буржуазной контрреволюции» с самого начала были безобразной ложью. В вышедшем из берегов и разлившемся море русского мужицкого царства буржуазия в настоящем, точном смысле слова больше роли у нас не играет. Ей предстоит ещё прогрессивное развитие. Реальная опасность, контрреволюция, грозит исключительно со стороны большевиков и анархистов. Это начинают наконец сознавать разумные и честные социалисты, но не хотят громко заявить об этом из боязни нанести урон престижу революционного социализма. Безобразной ложью было утверждение, что война ведется исключительно во имя захватных интересов империалистической буржуазии, руководимой П. Н. Милюковым. И это тогда, когда дело шло об элементарной защите отечества и его чести. Безобразной ложью было прикрытие дезертирства и самого корыстного эгоизма громкими словами об интернационализме и братстве народов. Вся эта ложь разложила армию и уготовила нам неслыханный позор измены и бегства с полей сражения. Безобразная ложь — утверждение, что будто бы человеческая масса может существовать и исполнять свой долг без государственной, церковной и культурной дисциплины. Массы, вернувшиеся в естественное состояние, превращаются в беспорядочные толпы и в конце концов в звериные орды. Безобразная ложь называть социализмом корыстные и захватные интересы стихийных масс, не подчиняющихся никакой общей и высшей правде. Безобразная ложь делать вид, что петроградские события 4 июля не имеют прямой связи с большевиками, и ответственность за них возлагать на выступление каких-то контрреволюционных элементов и даже на уход министров-кадетов. Безобразная ложь выкрикивать, что партия народной свободы — буржуазная, что она защищает интересы капиталистов, что в ней заложено семя контрреволюции.
Правдиво и в соответствии с реальной действительностью эту партию можно было бы обвинять в некотором академизме, в переоценке внешних конституционных форм, в неумении привлечь к себе более широкие массы, затронув в них страстные струны, в недостатке силы и воли. Это — партия правового идеализма, самая бескорыстная из наших партий, чистая от всякой демагогии, но страдающая партийным бюрократизмом. По своему составу кадетская партия есть партия высшей интеллигенции страны, профессоров и земцев, элементы же «буржуазные» в точном смысле слова играют в ней незначительную роль. Безобразная ложь исповедовать принципы демократии, требовать Учредительного Собрания и все решать до Учредительного Собрания и без него. Революционная социалистическая демократия до Учредительного Собрания, т. е. без воли суверенного народа, решает форму правления, аграрный вопрос, областные автономии и т. п. основные вопросы. И правда заключается в том, что революционному социализму совсем не нужны принципы демократии и не нужно Учредительное Собрание, оно опасно для всякой чисто классовой партии, ибо подчиняет всякий класс воле нации. Именно кадеты и являются сейчас более последовательными демократами. Ложь провозглашает максимальные социальные лозунги, в реальную и действительную осуществимость которых не верят и которые провозглашают лишь для привлечения масс. Безобразная ложь преклоняться перед массовой стихией революции, в ней самой искать критериев истины и правды и называть контрреволюцией всякую попытку подчинить эту стихию критериям истины и правды, добытым не из произвола человеческой массы. Ложь — провозглашать свободу и на каждом шагу попирать её. Скопление лжи образует в революционной атмосфере муть. Только правда, не зависящая от быстрой смены дней и часов, от изменчивых инстинктов масс, может освободить нас. Политика отравлена ложью, у одних — для целей низких, у других — для более высоких, она лишена нравственных основ. Все это ведет к сознанию той вечной истины, что возрождение народа не может быть внешним, исключительно материально-социальным, что оно должно быть прежде всего внутренним изменением души народа, победой в ней правды над ложью, Бога над идолами, духовным оздоровлением человеческой личности. Голос правды и элементарного нравственного инстинкта заставляет признать, что в нынешний грозный час дело идет о спасении родины, спасении России, а не революции, и что правительством национального спасения может быть лишь такое правительство, в которое войдут представители всех групп, и всех партий, а не одной классовой партии, которая не может быть облечена доверием нации. Политика правительства национального спасения может быть лишь общенациональной политикой.
Все это ведет к сознанию той вечной истины, что возрождение народа не может быть внешним, исключительно материально-социальным...

Подпишусь на все 100.
"Народоправство", № 4, г. 7-9.
24 июля 1917 г
ПАРАДОКС ЛЖИ. Бердяев
Спасибо.smile
   


















Рыси — новое сообщество