Владимир Малявин — Конфуций (1992)
Конфуция принято воспринимать старым ворчливым моралистом, слишком уж носившимся со своими китайскими церемониями — вместо того, чтобы заниматься чистой философией по примеру даосов, впустую потратившему жизнь на безуспешное выправление людских нравов. Может и так, однако он был не так прост. Среди прочего, его можно назвать первым рок-музыкантом.
Конфуция часто сравнивают с относительно современными ему Лао-цзы и Сократом. Я бы сравнил его с Иисусом, он точно так же всю свою жизнь посвятил призывам: «Люди, опомнитесь, что же вы делаете? Ведь вы можете прямо сейчас начать жить в раю, если перестанете всеми средствами портить друг-другу жизнь. К чему, понятно, вы так привыкли. Но это же так просто изменить».
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учению.
В тридцать лет я имел прочную опору.
В сорок лет у меня не осталось сомнений.
В пятьдесят лет я знал веленье Небес.
В шестьдесят лет я настроил свой слух.
А теперь в свои семьдесят лет я следую влечению сердца, не преступая правил…
А еще Кун Цю не любил тех, кто учился ради собственной выгоды – чинов, богатства, славы. Наконец, он отказывался даже говорить с теми, кто, вступив на стезю учения, стыдился своей бедности.
Кун Цю, как служащий клана Цзи, тоже стоит в толпе гостей, заполнивших родовой храм его патронов. Грозно рокочут барабаны, звенят каменные пластины, завывают длинные трубы… Слаженно кружатся в танце воины, блестят на солнце их щиты и копья, мерно раскачиваются яркие перья на шлемах… Такое только раз в году и увидишь! Но Кун Цю стоит, потупив взор. Стыд обжигает его – он чувствует себя невольным соучастником унижения законного государя.
Кончились пляски, смолкла музыка, и вдруг в толпе раздается громкий голос Кун Цю:
– Восемь рядов танцоров! Если не стыдятся такого, то чего ж еще можно устыдиться?
«Не делай другому того, чего сам себе не желаешь…»
Согласно разъяснениям ученика Конфуция в этой формуле выражена единая нить, которая, по признанию учителя, пронизывает все его наставления и постигается даже без учения.
Конфуций сказал: «При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встретившись с низким человеком, вникай в себя и сам себя суди».
Конфуций сказал: «Даже три армии нашего царства можно лишить предводителей, но никто на свете не может отнять волю даже у обыкновенного простолюдина».
Конфуций сказал: «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, значит терять слова. Мудрый не теряет ни слов, ни людей».
Конфуций сказал: «Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?»
Конфуций сказал: «Благородный живет в согласии со всеми. Низкий ищет себе подобных.
Благородный помогает людям увидеть доброе в себе и не учит людей видеть в себе дурное. Низкий поступает наоборот.
Благородный в душе безмятежен. Низкий всегда озабочен.
То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других».