Почему одни падают, поднимаются и идут дальше, а другие, совершив ошибку, второй раз даже не попытаются? Почему кто-то не боится высказать свое мнение первым без оглядки на то, что скажут товарищи по партии или бабушки у подъезда?
Мы твердо стоим на земле лишь когда мы осознаём уверенность в себе, в своих мыслях, в своих действиях и чувствах. Никто и ничто не может управлять нашими эмоциями. Мы сами должны ими управлять, но это происходит только тогда, когда мы даём нашему внутреннему Я свободно дышать.
Психологические права уверенности в себе.
Оттого конфуцианский долг, на котором потом была выстроена вся цивилизация Востока — это не противоречащая доктрина, которая должна взаимно аннигилировать с этой. А всего лишь обратная сторона этой же медали. Важно соблюдать в них баланс, не допускать неравновесия в системе.
Когда мы говорим «я думаю», это кажется вполне однозначным утверждение . Единственный возникающий при этом вопрос состоит в том, верно я думаю или ошибаюсь; но я думаю или не я — такой вопрос вообще не приходит в голову.
Спросите рядового читателя газеты, что он думает о такой-то политической проблеме, и он вам выдаст как «собственное» мнение более или менее точный пересказ прочитанного; но при этом — что для нас единственно важно — он верит, будто все, сказанное им, является результатом его собственных размышлений.
И напротив: мысль, проделанная логическая работа — она не может быть чужой. Мы много раз встречаемся у древних, и не очень, с какими-то мыслями, которые мы тоже когда-то для себя подумали. И глупо говорить, что вот, Сенека, значит, сказал, а я тоже так думаю. Что сказал Сенека, это его личное дело. Важно, что нашёл и понял ты сам. И хорошо, если ваши мнения (в этом случае мнение — это уже как результат своей честно проделанной работы, такое мнение имеет право на уважение к себе) совпадают. Потому что это лжей может быть много разных, а истина — она одна.
Ещё раз, вкратце: люди не думают, они на всё имеют готовые мнения. Спрашиваешь его: а почему ты так считаешь? А в ответ тишина. Он не знает, почему. Он просто так считает. За этим нет мышления.
Меня завораживает огромность этой бездны.
А так к этому нет никаких иных причин. Человек рождается чистым, полным энергии, радости и любви, жаждущим учиться, способным познать и вместить в себя всю вселенную. И природа ему полностью подвластна: он её царь, волен жрать всё что бегает, рубить всё, что не очень, убивать направо и налево просто для развлечения (храмами этого мрачного культа выступают магазины «Охотник и рыболов»), сливать химию в реки ради своей выгоды... Природа побеждена и не просто не противостоит, не угрожает — но молит о пощаде. А что есть природа? — да весь материальный мир. Всё творение божие.
И вот эта мрачная злобная рожа с потухшим взглядом, заранее ненавидящая всех вокруг, потому что уже давно знает, что ничего хорошего ждать ни от кого не приходится, едущая в вое и тряске переполненного вагона метро по адовому подземелью инфернальному с сожравшего все годы его жизни рабства на ненавидимой работе — это то, во что подчас превращается этот счастливый чистый ангел, созданный по образу и подобию божьему, унаследовавший весь этот счастливый и огромный мир, это немыслимое чудо.
Человеческое общество не только прогрессивно и совершенствует мир. Оно ещё и несёт в себе отлаженную фабрику по превращению изначально данного рая в тщательно продуманный взаимный ад.
Самое неприятное приключается, когда понимаешь, что выковыривать ты это из себя будешь еще очень долго (спасибо родной пионерской организации и бабушке с дедушкой).
Тем более удивительно и замечательно встречать тех кто при всём при этом чувства юмора не потерял. Хотя, кто его знает, может оно именно так и возникает.
Это невозможно.
Оттого я и принимаю смерть, не как концепцию скатывания сизифова камня с вершины горы обратно к подножию — что, конечно, печально для нас, Сизифов — а как действующий механизм обновления. Всякий раз приходит время смывать насыпанную мандалу.
Нам дан слишком краткий отрезок времени, недостаточный ни для чего толком. Чтобы потом уже кто-то другой начал всё сначала. Как миллиарды до нас. Имён которых мы даже не знаем.
Да и любое государство так же: всё равно так или иначе пытается провести свою тоталитарную линию. Ему же выгодно, государству, когда акцент не на свободах граждан, а на их обязаностях.
Отсюда и возникает сама эта необходимость: указывать людям на необходимость личной свободы. Потому что их тысячелетиями загоняли в стойло, проводя селекцию, искусственный отбор — прямо убивая всех, кто проявляет излишнюю независимость (последний пример вон — Сталин).
Правителю надлежит всегда помнить, что человек в его стране — не средство (каким они все, правители, привыкли его видеть в своих утилитарных интересах обеспечения поставленных стратегических задач), но цель.
Но и тут есть обратная сторона: излишне либеральный правитель обрекает общество на хаос и разрушение. Потому что отказываясь от управления свободами общества, он не делает людей, парадоксально, свободными — освободившуюся претуру тут же подхватывает хаос, коллективное бессознательное, в котором царить начинают самые подлые, кто быстро находит способ извлекать выгоды из этого общего хаоса. Хорошо знакомые естественные процессы разложения, гниения умершего организма, переставшего собою управлять по неким непреодолимым причинам. Полная свобода происходить всему (чудесно, не правда ли?) всегда отчего-то бывает явлена в этом мире, как разложение, смерть.
Языком знакомых нам моделей интернет-сообществ: как только сообщество перестаёт быть модерируемым, его захватывают двачеры, ботоводы, читеры, накрутчики рейтинга, спамеры. Вот такая общественная свобода.
Оттого важно уточнить: свобода бывает только личная. Внутри. Это тонкий момент, его важно не только понимать, но и чувствовать.
Баланс нужен, баланс, и внутри в том числе. Потому что свобода без ответственности — это когда несёт, куда ветер дует без цели и какого бы то ни было результата. Внутри такой же хаос и разрушение бывают.
Чем мне и импонирует психология, особенно в исполнении Алёнки — тем, что она при вот надлежащем осмыслении ничем не отличается от философии: такого важнейшего её раздела, как антропология.
То есть это уже не та алхимия при живой развитой химии, которую критиковал Пятигорский — симулякр пустых надуманных догм и шарлатанства, умышленно и нагло отвергающий саму возможность основываться на фундаменте научного метода, и осознанно совершающий преступление против морали, бога и человека, рассматривая человека не как субъект, но как объект своих манипуляций.
А это вполне то, с чего и началась западная философия, с Сократа, прочитавшего ту надпись на храме Аполлона в Дельфах: «Γνώθι σεαυτόν».
То есть в будущем именно психология, освободившись от наносного, мифического, от индейских целителей:
станет тем инструментом благоприятного изменения мира посредством познания и совершенствования человека, и, главное, формирующего его неблагоприятно общества.
То есть в будущем именно психология, освободившись от наносного, мифического станет тем инструментом благоприятного изменения мира посредством познания и совершенствования человека, и, главное, формирующего его неблагоприятно общества.
Примерно так я себе это и вижу. Но начинается всё именно с личностного уровня. Есть очень простая когнитивно-бихевиористская формула: меняется человек — меняется его поведение — меняется реакция его окружения — меняется поведение его окружения. А если копнуть глубже, то отправной точкой этих изменений является познание себя, осмысление себя и свобода воли.
Кстати, у нас вот принято ругать американское образование, а тем временем в программе public school есть курс по психологии. Причем детей учат именно тому, что соответсвует современному научному взгляду на человека.
Браво.
Выкладки Фрейда и Юнга — это вам не «учение-Маркса-всесильно-потому-что-оно-правильно», а потому нужно и должно это переосмыслять в свете того, что известно на сегодняшний день. Как-то так.
Вопрос в том, из чего именно складывается это ваше «собственное» мнение?
И из чего складывается ваше «собственное» право?
Возможно ли вообще социальное мышление человека, без влияния на него социума?
Вот Индиан писал о ребенке, что всё мол от родителей идет, а сам ребенок ангел.
Но человек не может развиваться совершено без социального общения с себе подобными. Таким образом характер и мышление любого социального существа, поределяется социумом. Поместите царского ребенка в семью людоедов, и он с успехом будет поедать себе подобных. Оградите его от социума и ребенок погибнет как личность совершенно.
Наше самое главное отличие от животных — язык. Не умение передавать какую-то примитивную информацию (там враг, там еда), а именно язык человека. Языку человек может научиться только в социуме. Вообще мышлению как функции его можно только обучить с помощью социума.
Само понятие культуры возможно лишь при наличие языка человека, животным не подвластного.
Задумывались ли бы вы о своих правах, если бы не существовало социума в вашей жизни?
По моему, соиальное воспитание необходимо любому человеку. Другой вопрос, что оно бывает разное. Но сам факт передачи культуры предков (если можно это так назвать) безусловно необходим. Ну и видимо со временем эта информация меняется в ту или иную сторону.
А вообще есть такой историк Фюстель де Куланж (незаслуженно забытый). Он очень хорошо описывает происхождение зачатков основ социального поведения. Думаю вам будет очень полезно почитать его.
Не всё так однозначно. Когда-то давно я и об этом писал, причём куда подробнее. Поищите.
Но есть вещи, которые общество поощряет и развивает, и те, которые оно забивает наглухо. И зачастую это совсем не те вещи, которые надо бы.
А кто-то здесь утверждал обратное? А мышление бывает только социальное?
Вот Индиан писал о ребенке, что всё мол от родителей идет, а сам ребенок ангел.
Если внимательно еще раз перечитаете, то совсем не это он написал:
И природа ему полностью подвластна: он её царь, волен жрать всё что бегает, рубить всё, что не очень, убивать направо и налево просто для развлечения
Вот у вас перед глазами написанный текст. Вот объясните, как вы ухитряетесь половину ровно не читать?