lynx logo
lynx slogan #00104
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Эвелин Гленни




   

№6326
17 695 просмотров
2 декабря '13
понедельник
11 лет 3 дня назад



Плакаты для советских автомобилистов

[ uploaded image ]
Автомобилист — это такое создание, которого природа вдруг наделила тонной веса, повышенной скоростью и жёстким металлическим панцирем, совершенно при этом не наделив ни быстротой реакции, ни сообразительностью, ни должным социалистическим сознанием. Поэтому он для всех представляет опасность. Поэтому его надо непрерывно призывать ко всему хорошему. Желательно, большими красочными плакатами. То есть о его наблюдательности они тоже были не лучшего мнения.

[via] [via]

СССР ГАИ автолюбители
ры кто видел грейдер поймёт


Плакаты для советских автомобилистов
Барсук — не кофемолка!
Indian › Просто слишком низкая орбита, на альтиметре всего 134 км — какой же это космос?
Yellow Sky › Так то ж в классическом смысле. Ну, что шоссе — это хаос!
Yellow Sky › Или вы про барсука? Тогда да.
Indian › Барсук за рулем, палец показывает угол взлёта, стрелка показывает высоту.
Yellow Sky › «Барсук! Скорость отрыва 134 достигнута. Штурвал на себя!»
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Indian › Какая отличная графика, шрифт.
Читаемость и воспринимаемость информации превосходная. Умели же раньше! Где они учились и где эти школы сейчас?
Hare Rama › Хороший вопрос. Все в основном были самоучки. Потому что старое поколение художников перестреляли в Гражданскую. Почти поголовно. Ну, кто сам не эмигрировал. В 20–30-е очень было заметно, что в профессию пришли дилетанты. А кого тогда недоперестреляли — потом пересажали и достреляли. Но при этом были и пережившие всё уникумы. Много учились по иностранным материалам, кстати.

И новые гении, прошедшие войну, и в 40-60-х (и даже до конца 80-х, когда всё разом рухнуло), создавшие столько шедевров, что сейчас кажется уже невозможным, что когда-то в СССР мир был более красочным. Где вот такие шедевры были чем-то вторичным, сиюминутным, чисто утилитарным. Сейчас ведь постсоветскому поколению прочно вбили в головы пропаганду, что в СССР было всё то же плохое, что сейчас, только ещё хуже.

То поколение победителей было чем-то особенным. Лишь по таким артефактам это можно сейчас почувствовать. Ну и мы с вами что-то застали, помним своих дедушек и бабушек.
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Indian › Вы обратили внимание на текст мелким шрифтом в левом нижнем углу? «Каналоармейский плакат» — это название сборника плакатов, Издание Культурно-Воспитательного Отдела Дмитлага НКВД СССР, 1936. Тираж 1000. Не подлежит распространению за пределами лагеря. Книга вышла в серии Библиотеки «Перековки». 48 листов с изображением плакатов работы М. Черемных, Г. Кун, К. Соболевского и др.

Термин “каналоармеец” был изобретен Л. Когановичем. Дмитлаг — крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД, существовал с 1932-го по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти в самой Москве. Был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга. Центром стройки являлся провинциальный Дмитров с населением в шесть тысяч человек. Источником рабочей силы становился Дмитлаг. Для строительство канала были направлены заключенные из других лагерей. Дмитлаг являлся грандиозным по масштабам исправительно-трудовым учреждением в системе ­ГУЛАГа, это был самый многочисленный лагерь с наибольшим количеством заключенных — один миллион двести тысяч человек. В Дмитлаге выходило несколько десятков газет и журналов, работали школы ликбеза, имелись профессиональные курсы, где преподавали заключенные специалисты, в том числе профессора высших учебных заведений. При управлении Дмитлага работали драматический театр, духовой и струнный оркестры, в состав которых входили отбывавшие срок профессионалы. В лагере насчитывалось 224 музыкальных и хоровых кружка. Была создана Центральная художественная мастерская, художники которой также были либо заключенными, либо досрочно освобожденными. Основная продукция мастерской — пропагандистские плакаты, карикатуры, портреты передовиков производства, оформление объектов на трассе канала и т. п.

А вот о художнике К. Соболевском:

Родился в Томске, русский, беспартийный, был студентом первого курса Московского полиграфического института. Первый арест: 28 декабря 1933 года. Приговорен к 3 годам ИТЛ 26 февраля 1934 года Тройкой ОГПУ СССР по ст. 58 ч. 10-11 («антисоветская агитация, участие в деятельности контрреволюционной организации»).

Содержался в Дмитровском ИТЛ. Повторный арест: 30 июня 1937 года. Осужден 13 сентября 1937 года Комиссией НКВД СССР, Прокурора СССР и председателя ВКВС СССР по обвинению в участии в к.-р. террористической организации в Дмитлаге. Расстрелян 14 сентября 1937 года. Место захоронения: Москва, Донское кладбище. Реабилитирован в 1957 году.
Yellow Sky › Думаю, да. Это же вроде я как раз вчера писал?

Заодно заглянул тогда в энциклопедию. Да, это те самые каналоармейцы, от которых пошло «зека» — заключённый-каналоармеец.


Плакат того же Дмитлага, кстати.

Одним из которых был философ Лосев, потерявший там зрение. Которого я всякий раз напоминаю тем, кто теперь уверяет — в правление Горбачёва и Ельцина машина отечественной государственной пропаганды была направлена на внедрение обратного постмифа: что СССР при Сталине был проклятьем заклеймённой страной голодных и рабов; а в правление теперешних вот они уже вовсю торгуют бюстиками Сталина для установки на столах бюрократов-партаппаратчиков и примкнувших к ним особо услужливых коммерсантов — что Сталин был милейшим человеком, добрым и чутким, величайшим благодетелем русского народа и лучшим другом советских детей.

    28 апреля 1937 года — начало массовых арестов среди руководства строительства и заключённых.

    Настал для Дмитрова самый торжественный день во всей его многовековой истории. 1 мая 1937 года к двенадцати часам должен был прибыть первый пароход. Передовые работники из вольнонаемных еще накануне на нескольких грузовиках отправились в Иваньково на Волгу, откуда начинался Канал. /…/
    Показался ослепительно-белый на ярком солнце красавец пароход с толпой пассажиров у поручней. Они махали нам руками и что-то кричали, мы тоже махали руками и кричали: «ура-а-а!» Пароход дал приветственный гудок и начал причаливать. Я прочел надпись на его борту: «Иосиф Сталин». Имя великого вождя значилось на каждом ведерке, на каждом спасательном поясе.
    По программе одним пассажирам полагалось слезть с парохода, другим занять их места и плыть до Москвы. Вышел один из моих сослуживцев по бюро наблюдений. Но лицо его не было счастливым, наоборот, глаза ширились от растерянности. Он мне шепнул:
    — Фирин арестован и Пузицкий арестован. Их взяли прямо с парохода рано утром в Темпах.
    «Фирин арестован. Невероятно!» — шептал я про себя. Ведь только накануне во всех газетах красовались большие фотографии Когана, Фирина и Жука — начальника строительства, начальника Дмитлага и главного инженера. А Пузицкий был начальником третьего секретного отдела, правой рукой у Фирина…


    В мае началось массовое освобождение части заключённых, погасивших срок. Всего освобождено было около 55 тысяч человек.
    8 августа 1937 года — начало массовых расстрелов заключённых Дмитлага, в том числе большей части руководства (по обвинению в организации государственного переворота силами заключённых под руководством Ягоды) на Бутовском полигоне.

Yellow Sky › Мне резануло ещё это вчера: не «художник К. Соболевский», как обычно всегда, а «художник Дмитлага К. Соболевский». Чётко обозначена имущественно-ведомственная принадлежность раба государства. Чей он художник...

И в сочетании вот с этой характерной свободной футуристической манерой 20-х...

При Ленине тоже ведь немало убивали — но никогда целенаправленно и массово не убивали лучших, показавших себя чем-то большим, чем обычные моргающие бессловесные живые автоматы у станка, всё одобряющие и чрезвычайно исполнительные. И при этом, мы знаем, к счастью, очень много кто ускользнул от этой машины убийств. Они вот и строили этот во многом счастливый послевоенный СССР.
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
Очевидно, обрисовка коллажа — настолько всё неестественно и одновременно с претензией на некий фотореализм местами.
Плакаты для советских автомобилистов
Волосатые руки пионерии.

Галстук ещё не на узел, а на металлический зажим. Мне говорили как-то, что они чётко все довоенные, и после войны уже донашивали остатки — производивший их завод «Ленинградский эмальер» был уничтожен в блокаду. А потом уже стране не до этой роскоши было.

С ними ещё была связана интересная история. Не помню, было это уже у нас?
Плакаты для советских автомобилистов
Плакаты для советских автомобилистов
А вот интересная выдержка из ПДД 1920 года:

О праве пользования автомашинами

25. Право поездок на автомашинах как по гор. Москве, так и Московской губернии предоставляется персонально членам президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Народным Комиссарам, членам Коллегий Народных Комиссариатов, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, членам Малого Совета Народных Комиссаров, членам Революционного Военного Совета Республики, членам президиумов Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, Высшего Совета Народного Хозяйства, Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Центрального Союза Потребительских Обществ и едущих с ними лицам.

26. Прочим советским работникам и сопровождающим их лицам разрешается пользоваться автомашинами в особо уважительных случаях по визированным Московской Чрезвычайной Комиссии специальным удостоверениям учреждения, в коем они служат.

27. Удостоверения на право пользования автомашинами, выдаваемые как центральными, так и местными учреждениями, представляются для наложения визы в комендатуру Московской Чрезвычайной Комиссии, которая разрешает вопрос о визе в течение двухдневного срока.

28. При разовых поездках по делам службы удостоверением на право пользования автомашиной служит путевой лист «(п. 16)», за ответственностью лица, разрешившего поездку.

29. Пользование автомобилями для поездки в театры, концерты и т.п. безусловно запрещены.
Ragapega › А не может быть это выдержка не из правил дорожного движения, а из правил пользования служебным автомобилем?
Leshiy › В те благословенные времена общий автопарк всей революционной Москвы был меньше, чем сейчас у одной организации. Вот оттого и вот...

Кстати, это пасхальное яйцо для внимательных автолюбителей — там по ссылке, на Автокадабре, этим текстом добиты в конце сканы плакатов.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

ДЕКРЕТ
от 10 июня 1920 года

ОБ АВТОДВИЖЕНИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ И ЕЕ ОКРЕСТНОСТЯМ
(ПРАВИЛА)

1. Каждая курсирующая по гор. Москве и Московской губернии автомашина должна иметь 2 печатных номерных знака...

Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН-ГРИБ)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ

Секретарь
Р. ЛЮКСЕМБУРГ

А сколько пафоса, вы вчитайтесь только.

Грейдерист!
перевозить людей
на грейдере

НЕВЫНОСИМО!

Этому даже более надо завидовать, чем чудесной живописной манере.
Indian › Кто видел грейдер поймет о чем вы.
ЭТО действительно НЕВЫНОСИМО!
А мужчина на баке (в смысле, спереди) просто обречен.
Enom › Грейдеры, кстати — одно из самых светлых и фантастических воспоминаний моего советского детства. Это потом уже, много позже, у них появились огромные боевые роботы и всё такое. А в нашем детстве их место прочно занимали довольно часто, не то что сейчас, лазавшие по улицам зимой грейдеры. О-о-о, грейдер! Я готов был часами стоять и смотреть на него.

И шагающие экскаваторы ещё отчасти из книг про всякое героическое покорение разной целины и индустриализацию уверенной поступью прямо в космос.
Indian › Факт!
Indian › На улице долго шел ремонт, снимали рельсы трамвая «уехавшего умирать» (непонятно, кому он мешал). Движение было перекрыто почти на год. Присутствовало много крупной вонючей (в хорошем смысле) техники. У меня подрастал ребенок-сын и каждый день, гуляя с ним, пересекали эту индустриальную зону.
Говорить он тогда только пробовал едва-едва. Первое длинное сложное слово, которое он произнес было «асфальтоукладчик».
Не только нам нравятся вонючие мощные вещи!
Indian › Я первый раз встретил упоминание о грейдере у Стругацких: помните отель у погибшего альпиниста, завалы обвалы, и грейдеры. А так как бабушка у меня жила в обычной деревенской глубинке, то я знал основную тягловую силу — лошадь с телегой, и элитную — трактор. Помню, долго искал не описание — картинку.
А вообще, это сейчас надо удивлять и поражать социальной рекламой, а раньше отношение к таким плакатам было уважительным, их цитировали, клуб без наглядной агитации и не клуб был, еще Маяковский, произведший ведь настоящую революцию, говорил, что не стихами он войдет в историю, а плакатами.
   


















Рыси — новое сообщество