Плакаты для советских автомобилистов
Автомобилист — это такое создание, которого природа вдруг наделила тонной веса, повышенной скоростью и жёстким металлическим панцирем, совершенно при этом не наделив ни быстротой реакции, ни сообразительностью, ни должным социалистическим сознанием. Поэтому он для всех представляет опасность. Поэтому его надо непрерывно призывать ко всему хорошему. Желательно,
большими красочными плакатами. То есть о его наблюдательности они тоже были не лучшего мнения.
[via] [via]
СССР ГАИ автолюбители
ры кто видел грейдер поймёт
Читаемость и воспринимаемость информации превосходная. Умели же раньше! Где они учились и где эти школы сейчас?
И новые гении, прошедшие войну, и в 40-60-х (и даже до конца 80-х, когда всё разом рухнуло), создавшие столько шедевров, что сейчас кажется уже невозможным, что когда-то в СССР мир был более красочным. Где вот такие шедевры были чем-то вторичным, сиюминутным, чисто утилитарным. Сейчас ведь постсоветскому поколению прочно вбили в головы пропаганду, что в СССР было всё то же плохое, что сейчас, только ещё хуже.
То поколение победителей было чем-то особенным. Лишь по таким артефактам это можно сейчас почувствовать. Ну и мы с вами что-то застали, помним своих дедушек и бабушек.
Термин “каналоармеец” был изобретен Л. Когановичем. Дмитлаг — крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД, существовал с 1932-го по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти в самой Москве. Был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга. Центром стройки являлся провинциальный Дмитров с населением в шесть тысяч человек. Источником рабочей силы становился Дмитлаг. Для строительство канала были направлены заключенные из других лагерей. Дмитлаг являлся грандиозным по масштабам исправительно-трудовым учреждением в системе ГУЛАГа, это был самый многочисленный лагерь с наибольшим количеством заключенных — один миллион двести тысяч человек. В Дмитлаге выходило несколько десятков газет и журналов, работали школы ликбеза, имелись профессиональные курсы, где преподавали заключенные специалисты, в том числе профессора высших учебных заведений. При управлении Дмитлага работали драматический театр, духовой и струнный оркестры, в состав которых входили отбывавшие срок профессионалы. В лагере насчитывалось 224 музыкальных и хоровых кружка. Была создана Центральная художественная мастерская, художники которой также были либо заключенными, либо досрочно освобожденными. Основная продукция мастерской — пропагандистские плакаты, карикатуры, портреты передовиков производства, оформление объектов на трассе канала и т. п.
А вот о художнике К. Соболевском:
Родился в Томске, русский, беспартийный, был студентом первого курса Московского полиграфического института. Первый арест: 28 декабря 1933 года. Приговорен к 3 годам ИТЛ 26 февраля 1934 года Тройкой ОГПУ СССР по ст. 58 ч. 10-11 («антисоветская агитация, участие в деятельности контрреволюционной организации»).
Содержался в Дмитровском ИТЛ. Повторный арест: 30 июня 1937 года. Осужден 13 сентября 1937 года Комиссией НКВД СССР, Прокурора СССР и председателя ВКВС СССР по обвинению в участии в к.-р. террористической организации в Дмитлаге. Расстрелян 14 сентября 1937 года. Место захоронения: Москва, Донское кладбище. Реабилитирован в 1957 году.
Заодно заглянул тогда в энциклопедию. Да, это те самые каналоармейцы, от которых пошло «зека» — заключённый-каналоармеец.
Плакат того же Дмитлага, кстати.
Одним из которых был философ Лосев, потерявший там зрение. Которого я всякий раз напоминаю тем, кто теперь уверяет — в правление Горбачёва и Ельцина машина отечественной государственной пропаганды была направлена на внедрение обратного постмифа: что СССР при Сталине был проклятьем заклеймённой страной голодных и рабов; а в правление теперешних вот они уже вовсю торгуют бюстиками Сталина для установки на столах бюрократов-партаппаратчиков и примкнувших к ним особо услужливых коммерсантов — что Сталин был милейшим человеком, добрым и чутким, величайшим благодетелем русского народа и лучшим другом советских детей.
И в сочетании вот с этой характерной свободной футуристической манерой 20-х...
При Ленине тоже ведь немало убивали — но никогда целенаправленно и массово не убивали лучших, показавших себя чем-то большим, чем обычные моргающие бессловесные живые автоматы у станка, всё одобряющие и чрезвычайно исполнительные. И при этом, мы знаем, к счастью, очень много кто ускользнул от этой машины убийств. Они вот и строили этот во многом счастливый послевоенный СССР.
Галстук ещё не на узел, а на металлический зажим. Мне говорили как-то, что они чётко все довоенные, и после войны уже донашивали остатки — производивший их завод «Ленинградский эмальер» был уничтожен в блокаду. А потом уже стране не до этой роскоши было.
С ними ещё была связана интересная история. Не помню, было это уже у нас?
О праве пользования автомашинами
25. Право поездок на автомашинах как по гор. Москве, так и Московской губернии предоставляется персонально членам президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Народным Комиссарам, членам Коллегий Народных Комиссариатов, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, членам Малого Совета Народных Комиссаров, членам Революционного Военного Совета Республики, членам президиумов Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, Высшего Совета Народного Хозяйства, Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Центрального Союза Потребительских Обществ и едущих с ними лицам.
26. Прочим советским работникам и сопровождающим их лицам разрешается пользоваться автомашинами в особо уважительных случаях по визированным Московской Чрезвычайной Комиссии специальным удостоверениям учреждения, в коем они служат.
27. Удостоверения на право пользования автомашинами, выдаваемые как центральными, так и местными учреждениями, представляются для наложения визы в комендатуру Московской Чрезвычайной Комиссии, которая разрешает вопрос о визе в течение двухдневного срока.
28. При разовых поездках по делам службы удостоверением на право пользования автомашиной служит путевой лист «(п. 16)», за ответственностью лица, разрешившего поездку.
29. Пользование автомобилями для поездки в театры, концерты и т.п. безусловно запрещены.
Кстати, это пасхальное яйцо для внимательных автолюбителей — там по ссылке, на Автокадабре, этим текстом добиты в конце сканы плакатов.
Грейдерист!
перевозить людей
на грейдере
НЕВЫНОСИМО!
Этому даже более надо завидовать, чем чудесной живописной манере.
ЭТО действительно НЕВЫНОСИМО!
А мужчина на баке (в смысле, спереди) просто обречен.
И шагающие экскаваторы ещё отчасти из книг про всякое героическое покорение разной целины и индустриализацию уверенной поступью прямо в космос.
Говорить он тогда только пробовал едва-едва. Первое длинное сложное слово, которое он произнес было «асфальтоукладчик».
Не только нам нравятся вонючие мощные вещи!
А вообще, это сейчас надо удивлять и поражать социальной рекламой, а раньше отношение к таким плакатам было уважительным, их цитировали, клуб без наглядной агитации и не клуб был, еще Маяковский, произведший ведь настоящую революцию, говорил, что не стихами он войдет в историю, а плакатами.