СССР за короткий срок повторил модель тысячелетнего Рима. Его точно так же создавали и укрепляли излишне подчас волевые
герои и негодяи, и разрушили в итоге безвольные мудаки и бюрократы.
Каждая идея даётся нам с максимальным волевым потенциалом в начале, который впоследствии медленно угасает.
Важно быстро и энергично реализовывать этот потенциал пока он есть; а ещё лучше — научиться подпитывать развитие всё новыми взрывами воли и энергии, направленных на поддержание изначальной идеи.
Только вот, не благо ли это, что все идеи, как и живые существа, со временем затухают и погибают?
Тогда иное решение: при входе в работу каждой новой ступени следует изменять, корректировать изначальный курс в соответствии с полученным опытом и изменившейся ситуацией.
Страны исторически примерно это и делают, но уже без взрывного развития общего потенциала и культуры. Интересно было бы взглянуть на государство, в котором будет реализован механизм такой периодической подпитки
пассионарности с корректировкой курса и без перехода в обычный для всех спящий режим.
Гибель империи. Византийский урок
Греки у себя создали что-то новое уже, на мой вкус.
Заметьте, и тут и там всё началось с разделения. Именно распад страны — индикатор начала конца. В 1991 году впервые за всю историю Россия не ширилась, распространяясь на всё новые пространства, как и Рим некогда (но куда более мирно и бескровно, кстати), а вдруг потеряла ¼ территории (причём, наиболее пригодную для развития топологически и климатически), и, обратите внимание, половину населения.
И ладно бы, если это принесло получившим суверенитет республикам свободу, освобождение от бестолковой и вредящей бюрократии, дало процветание и мощный толчок к развитию — а именно под этим соусом нам тогда Ельцин преподносил свою авантюру, и именно так всё действительно и могло, нет, должно было пойти. Но нет, одни бедствия, войны, обнищание и разруха всюду, и остановка в развитии, из которой никто просто не выходит уже четверть века.
К слову, четверть века — это срок, превышающий тот, за который полностью разрушенная Германия дважды после 1918 и 1945 года снова становилась сильнейшим государством Европы; Япония, также после войны, стала мировым технологическим лидером; СССР, несмотря на тяжелейшие потери, тоже более-менее восстановился; Китай из отсталой аграрной соцстраны с неэффективным управлением стал мировым промышленным лидером; США вышли из своей Великой депрессии, внезапно став сильнейшей экономикой.
С Россией этого просто не могло случиться. Это не самый худший сценарий, понятно, он просто один из худших.
Заметьте, нет большой войны, нет экономического кризиса, нет ни одной объективной причины, которая могла бы оправдать такое бедственное положение ныне независимых республик бывшего СССР. Мы переживаем самый беззаботный, безоблачный период в истории. И если нам всем в нём так паршиво, что же будет, когда по теории вероятности снова появятся серьёзные трудности?
Казалось бы — век ускорения, расширения, удешевления коммуникаций, когда мир становится меньше, должен только играть на руку экстенсивным моделям, не давая схлопнуться их былым экспансиям под тяжестью расходов на поддержание связей.
Тут есть воля вернуться в мирное небо над головой и стабильную систему с предсказуемыми сбоями, но нет никакой воли создать такую систему с поправкой на время, технологии, идеи и возможности.
Но. Фарш нельзя перекрутить назад. А в большинстве бывших союзных республик те люди, которые видели и знают как его перекручивали и вот они, сознательно и полусознательно, двигаются по пути эксплуатации уже отработанного материала, потому что это проще. Потому что никто не хочет брать на себя ответственность за радикальные реформы и непопулярные меры, увы.
Потому мы продолжаем жевать те же жвачки с теми же людьми во главе. Критической массы нет, критических настроений в необходимом масштабе тоже нет. Новые идеи и модели есть, но нет те, кто взял бы на себя ответственность за реализацию. Круг замкнулся.
Тут есть воля вернуться в мирное небо над головой и стабильную систему... Нет её. Чем воля отличается от желания, собственно. У граждан есть желание, мечты: избавиться от этого затянувшегося адского наваждения, вернуть себе отнятые преимущества, и не допустить возврата прежних специфических неудобств мягкого тоталитаризма времён застоя. А вот воля — она у власти. И она прямо обратна: вернуть тоталитаризм и все прежние несвободы, да ещё добавить от себя новых пакостей. Что успешно и претворяется в жизнь, с каждым годом всё пуще. Вот такая воля.
Фарш нельзя перекрутить назад.
«Невозможно провернуть». Это из песни одной начинающей рок-певицы времён застоя. Одной из тех, что включали по радио каждый час, не забуду, не прощу.
Ой, да элементарно. Это как сказать, что раз Диоклетиан выращивал капусту, то всё, его время прошло, значит искусство капустоводства навсегда утрачено. А вот в XX веке нашёлся император Пу И, и снова капуста колосилась всем на радость. Ничто не мешает воссоздать уже найденные выигрышные схемы государственного социально-экономически-правового устройства. Более того: вся документация в мельчайших подробностях лежит в архивах, для тупых — даже ничего творчески создавать не надо, просто повторить по уже выработанным чётким рецептам. И выкинуть всё, что было ошибочно, приводило к негативным последствиям. А было у советских партаппаратчиков немало явных, вопиющих проколов. Настолько очевидных, что и допустить-то их — надо было быть умственно ослабленным, а повторить — так и совсем уж.
Она может быть как деструктивной, так и конструктивной. После неё может вовсе не быть разрухи, может быть относительно краткий период жесточайшего хаоса, как у нас в Гражданскую, может быть гибель всего, а может и вот ещё больший кризис власти, государства, страны и народа, конца которому не будет.
Впрочем, мне это не особо интересно: с той точки, с коротой я рассматриваю ситуацию, теория революции — лишь подчинённая техническая дисциплина. Вся эта полемика Каутского с Паннекуком. Внутри которой можно разбираться бесконечно. Крайне подробно проработанная Н. Лениным и прочими (кстати, совершенно уникальный источник: сильнейший теоретик и практик этого всего такого замечательного).
Наверное как пример демократического строя, только и есть Римская Империя. Не?
Боюсь, вы её даже в пределах школьного курса не понимаете. Типология государств должна быть логичной. Смешивать властный критерий, по формам правления, с классово-экономическим — это из рук вон. Что, при монархии не бывает капитализма?
Вспомните старика Аристотеля хотя бы, с его «Политикой»:
монархия — тирания,
аристократия — олигархия,
полития — демократия.
Я свожу это к ещё более лаконичной системе: единовластие — правящий коллектив. Это диапазон, на самом деле, не дискретность.
Ну и другое деление, по социально-экономическим формациям:
первобытно-общинные дела, рабовладельчество, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм.
Наверное как пример демократического строя, только и есть Римская Империя. Не?
Не. Как раз Римская Империя — это монархия. Хотя тоже диапазонило её там бывало. Вы имеете в виду Римскую Республику. Ну и тогда вспомните сразу про греков, от которых всё это и пошло, с их полисной демократией. Я запамятовал, бывало вообще в истории более выраженное народоправление, чем у них? Ну, Новгородское вече, казаков, древних германцев и папуасов, понятно, пропускаем.
А ведь автор мыслит совершенно инженерными категориями, что лично меня не может не радовать.
Раз уж зашел разговор в таком разрезе, считаю совершенно необходимым привести здесь вот такую вот ссылку. Ну или вот такую вот, на любителя. На мой взгляд, данное сообщение написано с целью обсудить гумилевскую теорию пассионарности. Так ведь?
Так вот, гениальность данной теории в том, что она освобождает нас от ответственности за состояние общества. В самом деле, почто бежать изо всех сил за край горизонта, достигая пределов сил физических и духовных, если всё равно пассионарность общества сегодня низка. А вот завтра, возможно, в связи с активностью голубого солнца в созвездии Волопаса пассионарность резко возрастет. И вот тогда забитое и угнетенное капиталом общество мерчендайзеров, хостесс, хаускиперов и ландшафных дизайнеров пробудится, встанет с диванов, сунет ноги в тапки, и покончит с тиранией мидл-менеджмента на долгие годы (пока пассионарность снова не упадет). На мой взгляд, теория о внешних факторах влияния на индивид и социум является небезынтересной. Увы, каждый из нас, даже я, являемся сложным химическим соединением. И по этой причине подвержены внешнему влиянию. Но увы, определить соотношение внутреннего импульса и внешнего воздействия на социум — дело всё-же будущего.
Я на днях буквально встретил человека, мнившего себя технарём до мозга костей, при этом совершенно не умея мыслить трезво и правильно. Люди не делятся на инженеров и гуманитариев — лишь на тех, кто привык непременно проверять все свои построения (людей со строгим и честным мышлением), и большинство, которое лучше умрёт, чем начнёт это (людей с хаосом в башке).
Лев Гумилёв не более автор идеи пассионарности, чем Виктор Шкловский — идеи остранения (привет даосам и дзэн-буддистам). Их термины мы используем лишь оттого, что в даном месте в данное время хотя бы часть людей примерно поймёт, что имеется ввиду. Вопрос частного общественного соглашения относительно вечных и неизменных трансценденталий. Если угодно, назовём это иначе энергией духа.
Нет. Чтобы лучше понимать это, вспомните, например, его папу. И всё встанет на свои места. Каждый — вселенная. Отвечает только за себя. У Мамардашвили где-то, кстати, был любопытный пассаж на эту тему. Об автономности человека от своего времени.
Ну и там много ещё.
Это в четвёртой лекции, 27 марта 1984 года.
Какая действительно большая проповедь получилась, как-то даже этого совсем не заметил, когда впервые слушал.
Мой комментарий был написан в легком ироничном ключе, как и все что я пишу. Ирония (и самоирония в частности) вообще мощнейшее жизнеутверждающее средство, которое я не устаю всем рекомендовать.
На самом деле, между тем, что сказал я, и тем, что сказали вы нет никакого противоречия. Просто мы говорим о разных вещах. Вы говорите о духе. А я о бренном теле. Низкая пассионарность общества вовсе не означает, что никому ничего не нужно, поэтому ничего и не делается. Это вполне может означать, что людям как биологическим существам, крайне зависимым от параметров окружающей среды, в данный момент не хватает каких-то веществ или энергий. Как бы ни был высок и крепок ваш героический дух — если вы пятидесятый день подряд испытываете недомогание в животе (или в голове, не суть важно), то количество ваших героических поступков в единицу времени будет существенно ограничено. Трава плохо растет, рыба плохо плывет, бунт против тирана не зреет. А как только вас попустит — тут вы и реализуете свои мечты с избытком. Вот так в общем виде представлял дело Чижевский. А заслуга его в том, что он попытался ввести физику (и математику) в метафизику, описанную вами. А делал он это для того, чтобы попытаться увязать высокое и бренное, но на современном нам технократическом уровне.