Причиной
всех социальных проблем человечества, неразрешимых в веках, является тот факт, что
один всегда эффективнее двух, тем более трёх и так далее, по нарастающей.
Как заметил Р. А. Хайнлайн в приключенческом романе для юношества Methuselah's Children: «A committee is the only known form of life with a hundred bellies and no brain».
Поэтому любые коллективные формы правления — неэффективны, пагубны.
В них всегда, даже если установить их насильно, как это произошло у нас в 1917-м году, случится подлец, который
сосредоточит в своих руках необъятную власть, рыболовную снасть, товарищ Крупскую и рычаги управления комбайном «Колос».
Res publica всегда проигрывает
res privata в накале интенции. Мы это в СССР на примерах увидели: тронешь мою телогрейку — огребёшь в рыло, а вот пойдёшь тырить общее — да я тебе только помогу, родной ты мой.
Неспроста и в Риме после того как декабрист М. Ю. Брут, убив тиранна Г. Ю. Цезаря, принёс свои Дружбу и Признательность на алтарь Справедливости и Демократии — в итоге не просто не расцвёл либерализм, а совсем напротив, на смену Римской Республике какой-никакой пришла Римская Империя реакционная, с давно, казалось бы, изжитыми как пережиток Царского периода замшелого, монархами. Хотя с М. Ю. неизвестно, может быть им двигало лишь желание быть не хуже чем его дедушка Л. Ю. А тут как раз подходящий узурпатор подвернулся.И вот когда он находится, и в силу своей автономности и оттого эффективности побеждает амёбу коллектива — мы снова в который раз наблюдаем автократию.
Ну и ладно бы, пусть тогда будет автократия — раз уже двое, как мы знаем, не могут договориться толком, придти к единому и притом ещё лучшему решению. Только вот автократ, монарх несёт во власть все свои личные дефекты полностью, стопроцентно. Делает их бедой всего общества. Николай Второй, Сталин, Брежнев, Горбачёв, Ельцин, Путин...
Единственное противоядие тому — нивелирование личности комитетом. А у комитета мозга нет... И по кругу.
Вот по этому кругу человечество и бегает всю свою историю, начиная с мартышек.
Отсюда всё зло: войны, преступность, с которой
ну никак не может справиться государство, сироты в детских домах, несвобода всех и каждого, насилие и горе... долго перечислять. Оттого, что один занят только охранением своей власти, продлением её узурпации — это его игра. А все вместе никогда не договорятся.
Так что прав был старик Будда. Не только болезни, старость и смерть, заложенные в нашей конструкции, делают наш рай адом, но и нечто другое, также туда заложенное — наша неспособность к сколько-нибудь эффективной
и результативной коммуникации между собой.