lynx logo
lynx slogan #00104
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Эрнест Хемингуэй




   

№9793
14 021 просмотр
8 апреля '22
пятница
1 год 355 дней назад



Моя священная рыба умирает

У нас в соседнем зоомагазине умирает моя любимая священная рыба кои. Потом расскажу, насколько она для меня была всегда важна, что она для меня значила все эти долгие годы.

Давно туда не заглядывал, всю зиму, хотя обычно захожу туда по дороге пообщаться с ней. Зима была тяжёлая, как все зимы тут.

Она по-прежнему рада мне, и так же подплывает к стеклу... уже через силу, но видно уж, что моему обычному счастью вновь прийти навестить, поприветствовать её — недолго осталось. Может сегодня я видел её в последний раз. И показывает, впервые разворачивается хвостиком и уплывает: «Я уплываю от тебя».

Красивый хвостик, красивые плавнички. В этот момент понимаю, что никогда больше ничего подобного не увижу. И пока смогу скучать — буду скучать.


Все эти годы я помнил, что в этом аквариуме томится сознание, что было рождено для множества приключений, для весёлой, насыщенной, полной всего жизни — и вместо этого всю её провело в одиночестве. И лишь я и подобные мне приходили пообщаться с ней. Как она всегда была мне рада! Даже теперь.

Я понимаю, что ничем не могу ей помочь. Все живые существа, рождающиеся в этом мире, по истечении своего срока обязаны покинуть его. Смерть — это главный закон жизни.

Представьте на миг, что это сознание ничуть не менее важно, чем сознание любого прочего живого существа. С его исчезновением исчезнет нечто важное. Исчезнет её мир, формируемый её сознанием. В котором был и я. В котором была её радость видеть меня и все её пируэты, которыми она меня приветствовала всякий раз. Все эти долгие годы, что стали и частью моей жизни. Одной из самых счастливых в ней. Иногда спрашивал себя: как там наша рыба? Это была искорка света, что, я знал, всегда живёт вот там, и всегда так рада мне.

Может быть важнейшее. Как знать, может быть сам Бог, как я все эти годы, видя её в очередной раз, и какое счастье исходило от неё, был заточён в качестве парадокса, что сам же и придумал — в этой самой лучшей, самой весёлой и дружелюбной, самой одинокой рыбе посреди пустоты зоомагазина. Самой буддийской, благородного золотисто-алого цвета. Наделённой чувствами явно превышающими её предназначение тут, что она уж почти исчерпала.


Моя священная рыба умирает. Подходя к её аквариуму и увидев, что свет в нём погашен, уж пережил это сразу заранее: что в этот, в следующий раз могу не увидеть её. Слишком много лет она была со мной. Мир такого обычно не позволяет, не прощает. И так обрадовался, увидев её. И тут же понял по её виду, по тому как она плавает, что всё начинает завершаться. Всё уже завершено, если мыслить категориями времени. Всё всерьёз.

Мы не так часто виделись прежде, но в прошлый раз, осенью, уж отметил, что мне тревожны даже те минимальные изменения, что нашёл в ней. Неужто мог спутать? Теперь вижу, что нет, всё почувствовал уже тогда.
  Написал Хо Ши Мин  
0



А в соседнем дворе та кошка верно уж родила тех котят. И скорее всего прячет их в подвале, я специально хожу ищу их. Тоже непонятно, сколько из них выживет.

Жизнь оттого и производит новую жизнь, что знает о смерти, о своей обречённости тут.


А в парке в ледяных лужах из стаявшего снега на берегу, в уже золотом, но ещё скудном солнце, тускло пробивающемся сквозь пока ещё зимний в середине апреля пейзаж, бродят стада красивых, будто с выставки, с самых лучших, невероятных картин, как тот Хокусай ловил и не поймал, уток, ловят клювами что-то съедобное на дне, скорее всего прошлогодние травы, только оттаявшие вот местами. Мимо проходят группы школьников, выпущенных после уроков обратно, на природу:

— А что Данте? Он же только Энеаду написал... — (Рефлекторно обернулся на него: не Данте, а его психопомп, Вергилий; и Энеиду, вместе с Котляревским и Котовским; надо же, нам по «Божественной комедии» в школе не читали лекций, а иначе откуда он сформировал эту ложную связь? А там одноклассницы его рядом идут и все такие с умным видом, кивают: «Да, мы припадаем к стопам вашей мудрости, профессор, ещё пара подобных вечеров, и мы тоже наберёмся от вас эрудиции») — И то это такой трэш!

Возможно заметив мою безмолвную инстинктивную реакцию, он продолжил, проходя:

— Или то был Гомер?

Не знаю, я читал Илиаду и Одиссею где-то сразу после Сказок и мифов Древней Греции, а то и одновременно, совсем в детстве, и вовсе не нашёл что это трэш. Трэш — это вон Тарантино, Пелевин и Сорокин. А греки и троянцы — они были просто диковатые и увлечённые. Как тот Че Гевара.

И уже через минуту ещё идут навстречу тем:

— О, а у меня как раз утятница дома есть!

Стараюсь не заржать.

За что ценю нынешнюю молодёжь: они беззаботные. Мы в их возрасте такими не были. Мы как-то сразу тогда повзрослели навсегда, когда нашу страну взяли и вдруг разрушили у нас на глазах.

Стада лоснящихся лакированных уток чем уже лучше одинокой рыбы? Тем что их много: умрёт одна — никто не заметит, вон сколько рядом таких же бродит, подобных своим древним предкам динозаврам, той же особой старомодной походкой. Тем жизнь и побеждает смерть: этой своей удивительной способностью к самокопированию.
Хорошие новости. Мой рыб уж плавает почти не заваливаясь на бок. И в его аквариуме празднично зажжён свет.

Был пятиминутный перерыв и вход был загорожен изящной хромированной раздвижной решёткой. Я помахал ему из-за решётки. И что вы думаете? Он отвёл растопырил левый плавник и помахал мне. Я не выдумываю, я потом ещё ему махал несколько раз, он плыл смотрел на меня из глубины магазина, но плавниками лишь балансировал. Поприветствовали друг-друга и хватит. Хотя эти прискорбные белые шрамы... Да и лет ему, скорее 12 или больше.

Специально вернулся туда через десять минут, поговорил с леди, что, оказывается, и спасала его, и выращивала тогда с малька, даже когда мы его не видели. Да, по всему это самец, я угадал.

Весёлый теперь, мы с ним снова как обычно, как все эти годы, уж больше десятилетия, играли. Выныривал, показывал мне свою блестящую спинку над водой. Всегда же отчего-то сразу ясно, кто вас рад видеть, а кто не очень. Как вот с дворовыми кошками. И людьми.

Такое счастье! Мне так все эти дни было тяжело, после того как увидел его умирающим... Но я же понимаю, что и это моё счастье не вечно. Особо спросил, сколько они живут, потому что ну мы же знаем, черепахи могут жить двести лет, а деревья — и многие сотни; тут важно знать сколько заложено в коде каждого отдельного вида. Сказали, что как и кошки, 10-15 лет.

Но всё равно. Так уж устроено наше сиюминутное сознание, что живёт, что само длится лишь мгновенье — пусть лучше потом, лишь бы не сейчас. Пусть потом, в будущем, которое не наступит, которого нет.

А сейчас мы все счастливы. А рыб какой счастливый и резвый. И не сказать бы, что жизнь только и начинает жить... — я всегда ему радовался. Зная что через минуту должен буду уйти из магазина, чтоб не выглядеть совсем уж дураком, и тут же утрачу эту радость, что мне передаётся от него.

И это тоже пройдёт.
Indian › не знаю, стоит ли... хм... какой там у нас антоним к «разочаровывать»?

Короче говоря, у холоднокровных, к каковым рыбы, несомненно, относятся, есть свои преимущества. Одно из таких — гораздо менее строго определенный срок жизни. Не та интенсивность обмена, нет необходимости каждый день сжигать пищу в печке тела для поддержания температуры — и потому сроки жизни у них весьма и весьма вариабельны.

Все умрут, это несомненно. Но кои, при некотором везении, имеет ненулевые шансы пережить всех, читающих эти строки. Не стоит предчувствовать эту потерю: если звезды сойдутся, мы потеряемся раньше.
Dzandaravakis › Так точно. Тем более что в тот раз меня обнадёжили, что удалось её вытащить.

Просто очень грустно стало тогда. Я правда придавал этому сгустку радости, на всю короткую жизнь запертому в глупом и неинтересном аквариуме, огромный мистический смысл. Это и мы все, каждый по-своему. И Создатель наш, я знаю, так же страдает в одиночестве и обречённости там. Впрочем... отчего страдает? Может он точно так же как мы лазает по этим чудесным мирам, что создал, и просто балдеет, будучи наделённым той же эстетикой ото всего, что и мы. Тут у меня, видите, вынужденная семиотическая неточность. Разумеется, не наделённый, а придумавший это всё удивительное в нас сам.

Я вот вчера лазал по летней Москве опять, в ранее невиданных районах. Такой восторг. Там и довоенные сталинские огромные суровые здания с лепниной, в одном из которых в 1941-м работал, судя по объёму здания, мощнейший призывной пункт, и стильные позднесоветские научные и ведомственные здания ранних 80-х футуристических, какие с тех пор вовсе разучились делать, и всё вообще. И трясогузка смешная на тонких лапках. Для меня главная загадка вообще тут — откуда во мне столько счастья видеть это всё летнее мирное счастливое, столь разнообразное и живое. Когда большинство вокруг тупо идут средь всего на работу — с работы, пялятся в телефончики свои, будто там суть жизни их.

Вот и рыб этот в этом мне так близок. Он тоже радуется всему вокруг себя. Особенно когда что-то интересное. Потому что иначе скучно.

Вон у Янки была ангедония, только недавно её снова вспоминал — а у меня какая-то напротив отчаянная всегда с детства гедония. Возможно, это врождённое. Впрочем нет, я помню тот момент, те моменты, когда я принял это решение в детстве и потом юности: идти к свету, искать свет.
Dzandaravakis › какой там у нас антоним к «разочаровывать»?

Очаровывать же.

Вот про это очарование я и выше. Его природа единственная даёт смысл всему в наших жизнях. Мы имеем смысл, лишь будучи способны очаровываться миром вокруг.


Все умрут, это несомненно.

Все умрут, а я грейпфрут.


Кстати, я тут надысь наловчился делать феноменальнейшую лимонную настойку. Вчера облизывался на появившиеся повсюду лотки диких контрабандистов (вах, сами эти абрикосы из Дагестана привезли... а это из Краснодарского края — а там у них такая видавшая виды легковушка, у борта которой они выложили свои лотки — что сразу веришь: на ней сразу оттуда отовсюду и привезли, как всё продадут — обратно поедут за новым товаром) с черешней, абрикосами и садовой земляникой, лучше возьму потом где пиратство не зашакаливает, на них тоже приготовлю. И вот как раз грейпфрутовка грозит оказаться крайне благородной, сенсацией фкуса.
Сегодня нашёл достойно выглядящий фруктовый магазинчик, торгующий, не поверите, наружу прямо через нашу советскую огромную стеклянную витрину. Вот они хитроумные. Изучил богатства Индии, эти, которые. И главное, там слева лежит скромно вишня, а справа вся такая черешня-черешня разных сортов. Вот я и думаю: уж вчера тогда отметил: чё я дурак вишнёвую настойку настаивать на их обычной безвкусной пластиковой черешне — а тут целая вишня, где ещё её найдёшь в наши непростые предвоенные времена?

В итоге будет к лимонной и вишнёвая теперь, и абрикосовая, и мне ещё и дыню дали размером с кокос, хорошую такую изящную микродыню. Говорят: посмотрите только на неё. Лучше б не смотрел — я сразу влюбился в эту дыню.

Дореволюционные наливки и настойки — как утраченная в целом ныне культура пития — ну как утраченная?.. Во мне этим июнем проснулся Гоголь, я вот возродил, пользуйтесь. Заметьте, именно на хрукты заморския особо ценно выходит — и главное незачем перегонять, всего-то настаивать недолго.

А они дураки пили до того сто лет голую глупую невкусную водку с начала советской власти. Бѣзъ вiтаминовъ!

Часом до того подсказал пару подобных рецептов теперь уж, после нашей третьей встречи, знакомому букинисту, отсыпав ему пива из последней фляжки: что градус лучше б напротив повышать, когда он после коньяка, и тот алхимический завет Авиценны, не смешивать тёплой стихии виноградные спирты и противоборствующей, холодной, зерновые (привёл пример того нашего достославного особого бодуна после советской тогда ещё Массандры, при том что знаешь ведь, что вчера пил в меру... — только потом чрез годы узнал, что они её в открытую крепят водочным спиртом). А он: сам придумал такое с лимоном? — Да тут придумать нехитро, это общеизвестное. Тут не смекалка нужна, а воля. Я вон ещё с 90-х и ранних 00-х пробовал ту нашу классическую Лимонную настойку, и Перцовку, чуть ни с этикетками РСФСР ещё, со старых складов, что они потом долго распродавали (эх, а жаль Сливянка и Спотыкач потом в итоге не выдержали дикой рыночной экономики, а ведь долго продержались в ней, почти 20 лет; ну я рассказывал тогда) — а вот взять самому нарубить фрагментами 8×8×8, накидать лимон в бутылку и понять, что так вообще неизмеримо вкуснее, чем все их ароматизаторы промышленные — это не столько смекалки требует, сколько... наития что ли?

Грейпфрут в другом уж лабазе не стал брать. Хватит мне пока экспериментов. Я ж столько сразу не выпью.

И сахар, как догадываюсь, также не приветствуется в сочетании. Оттого, слышал тогда ещё давно, старые матёрые советские вымершие мамонты-алкоголики брали непременно сухое вино, не более десертные сладкие и полусладкие. Не из-за выдержки, конечно. Ну какая была у того советского массового кислого вина выдержка? Отчасти плодово-выгодного.

А всего я уже сейчас и не вспомню. Всех премудростей. А, ну да, пить спасительную ценную воду после серьёзной весомой попойки надо начинать не утром в ужасе, когда все трубы уж давно сгорели ночью — а благоразумно предусмотрительно уже вечером предыдущего дня, пусть он и придётся как раз на утро. Перед отходом ко сну. Но это, понятно, не последняя из сакральных тайн, о которых тысячелетиями даже в книгах никто не пишет, настолько это всё секретные знания.
Indian › Отец у меня творил сложные многокомпонентные настойки из лабораторного спирта. А когда надо было что-то настоять быстро, пользовал клюкву, в соотношении с семидесятиградусным кабы не один к одному (эх, не помню в точности!).

А теперь вокруг меня сплошная ракия, сливовая, виноградная, абрикосовая, айвовая; домашняя, для себя печеная... а я к алкоголю как-то охладел.
Беда!
Dzandaravakis › Клюква — да. Клюква — это мощь. Как и брусника, и все прочие северные ягоды. Включая ягель. Ракия — это также славно. А делитесь рецептами и впечатлениями от дегустаций. Могу новый зоопарк открыть. И даже надо бы.

Как раз синхронно вспоминал всю это морошку, какая была честная славная «карельская настойка полусладкая, брусника с перцем, на дикорастущих ягодах собранных вручную», я цитирую, «с минимальным применением рабского труда и сил прибрежных моржей», почти дословно, «рецепт №2. Произведено в Карелии, Петрозаводск». Тот же точно натуральный вкус


Впрочем, я как раз сейчас борюсь за живучесть нашего корабля, только вчера утром эвакуировал свои домены в зоне .com, учитывая что дальше их продлевать у американских регистраров™ нам теперь запрещено по их внезапно снова вдруг расовым мотивам.

Непонятно теперь, выживет ли база после прежнего переноса. Новый хостер пока тупит и её не отдаёт на бэкапы. Вручную что ли всё теперь копировать придётся? У меня нет столько лишнего времени в и без того столь короткой жизни.


А я вот вишнёвую замешал, и понял, что это не так же, увы, обильно, как с весёлыми лимонами. Вишнёвая оказалась грустная.

Да и сами вишни их коммерческие — не те. Не сладкие даже, как тогда в советском детстве на нашей даче, от нашей вишни за калиткой. У которой бедной всё обрывали прохожие, и только в сердцевине кроны можно было что-то отыскать.

А там у нас на кухне дыня лежит, и пахнет так, что я даже отсюда то и дело облизываюсь. Дыня должна быть мощной. Неспроста ж её так забавно назвали?

а я к алкоголю как-то охладел. Беда!

Ничего не беда. Напротив, на пользу организму культуристическому. Хотя вон воины сакэ и сумо меня здесь не поддержат. Ну и ладно, я всё равно б постеснялся с ними полемизировать на их глупом ринге — не моя весовая категория; завидев такого оппонента — в него надо сразу стрелять, причём умнее всего из дробовика. Как нас всегда учили Ши Найань и Миямото Мусаси.

Напротив, повторюсь, простите, возникает дивная возможность дегустировать каждый новый следующий напиток по капле, даже не делая глоток толком, лишь смочив губы. Я так поступаю с чудной белорусской самбукой, которою запасся даже, настолько я стал влюблён в этот вкус и аромат. Хотя с детства ненавидел лакрицу и заодно анис. Просто, видимо, не распробовал тогда. Неспроста же в Скандинавии, слышал, или даже читал тогда из их скандинавских сказочниц, так популярны лакричные конфеты... То ли у меня сахару в организме не хватает?..


Первыми меня надоумили тогда, как помнится, как раз японцы хитроумные. Там у них был некий дынный ликёр, Midori что ли? зачем я это тогда запомнил на многие годы потом? причём даже ведь не пил, лишь любовался, вот значит, чтоб тут вспомнить. Ну так разве не умнее самому взять дыню + водку? Ещё умнее конечно спирт собственной выделки, но я пока не настолько алкоголик, чтоб приобретать самогонный аппарат и изучать и эту сторону культуры цивилизации нашей дивной дикой.
   


















Рыси — новое сообщество