lynx logo
lynx slogan #00082
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

д.м.н. Сигизмунд Шломо Фройд




   

№9190
2786 просмотров
4 декабря '18
вторник
5 лет 143 дня назад



Дореволюционные наливки и настойки — как утраченная в целом ныне культура пития

Гоголь — Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1834)

...что, может, происходило оттого, что за столом было чрезвычайно много разных наливок...


Я скажу матушке, она пришлет вам настойки, которою потрите только поясницу и спину, и все пройдет.


...наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему.


Потом выпил я водки персиковой, настоянной на золототысячник. Была и шафранная; но шафранной, как вы сами знаете, я не употребляю. Оно, видите, очень хорошо: наперед, как говорят, раззадорить аппетит, а потом уже завершить...


Лежа, он долго оглядывал коморы, двор, сараи, кур, бегавших по двору, и думал про себя: «Господи боже мой, какой я хозяин! Чего у меня нет? Птицы, строение, амбары, всякая прихоть, водка перегонная настоянная; в саду груши, сливы; в огороде мак, капуста, горох... Чего ж еще нет у меня?.. Хотел бы я знать, чего нет у меня?»


Иван Иванович выпил рюмку и закусил пирогом с сметаною.

— Слушайте, Иван Никифорович. Я вам дам, кроме свиньи, еще два мешка овса, ведь овса вы не сеяли...


  Написал Эрих Хонеккер  
27



Только сейчас впервые задумался: а ведь из всего дореволюционного нудного, что задавали по школьной программе, я тогда, будучи человечьим детёнышем, что примерно как котёнок, только крупнее, прочёл вот честно полностью — не перелистывая, когда автор в очередной раз начинал разводить пустые диалоги, small talk и вот описания мешков овса всевозможных, в массе прочих подобных незначащих обличий, что уж через три страницы и самому его сюжету непонятно зачем были нужны — именно Гоголя.

Причём, теперь, оглядываясь, всякого Гоголя, разного. И «Вечера», и «Иваныча с Никифорычем» вот, и даже «Бульбу», хотя конечно жестокость нравов их ужасает — «Тихий Дон» и «Поднятая целина» какая-то, прости оспади.

За стиль. Я, понятно, тогда не знал ещё такого слова. Нет, слово знал, но как понятие не употреблял в мышлении. Хотя нет, употреблял. Но вот именно в Гоголе этого не особо различал — ну да, очередной нудный старорежимный графоман прославленный, типа Дюма, что гектары леса извёл на пустые беседы выдуманных персонажей, и их банальный, скудоумный быт, им самим даже, будь они такие живыми, не особо нужный и тем более интересный — не то что миллионам сочувствующих им зачем-то читателям во всех прогрессивных социалистических странах мира.


Верно, пришло время мне Гоголя перечесть, уж взрослыми глазами.

Очень хороший, богатейший русский язык. «Да, нет... отставить!» (© капитан Смоллетт) от этого его сюжеты не стали более занимательны теперь — но зато теперь пришло время читать его не ради вовсе сюжетов — но ради языка. Да, именно тогда наш мудрейший школьный учитель истории и сказал это между прочим, перейдя сразу к другому, и я сразу это очень хорошо запомнил: в молодости мы читаем ради сюжета, чтоб интересно было — а вот взрослым уже куда важнее стиль, слог, как написано, какие-то особые тончайшие отсылки в ткани текста (немного тавтология вышла тут — но пусть, ладно, зато подчёркивает изначальное значение, утраченное, обычно не замечаемое всеми теперь). Им уже не так важно, чтоб было интересно — они давно смирились, что выдумка, оказывается, редко бывает удачной, и в целом всегда уступает, лишь гонится, за накалом, внезапностью и ошеломительностью нашей реальной жизни.


Это ж просто какой-то Веничка Ерофеев старого строя. И у Булгакова были тоже эти милые гастрономические изыски. Да много у кого... Вслед за Рабле и античными авторами. Я с давних пор даже считаю для себя — что это некая непременная составляющая хорошей сильной глубокой литературы. Читателя надобно завлекать не только открывая ему красоты отношений, ситуаций, локаций, морали, природы... но в огромном списке прочего — и обращаться к этому пусть мещанскому, унаследованному нами от свинок, но столь милому очарованию вот солнечных лучей, играющих на гранях старомодного лафитника, наполняемого тягучей наливкой подле немыслимых яств, должным образом сервированных для нас — при том, что так редко обычно в своей жизни мы сталкиваемся с этим изысканным чудом. Этой особой эстетикой.

Каталог советских ликёрно-водочных изделий 1957 года
Indian › А потом сказали, предвосхищая Швейка: "Телефонный разговор должен быть ясен и краток". И учинили борьбу с формализмом в литературе. И породили производственный, к примеру, роман, апофеозом коего, как ни удивительно, стали книги Артура Хейли; помните, как он был когда-то здесь, на заснеженных равнинах, моден и популярен?
Tomorrow › Да, у парня был редкостный талант писать живо, складно, интересно, в общем-то ни о чём. Производственный роман, да. И современно Хейли популярный роман о подвиге людей науки Майкла Крайтона. Я даже в детстве читал очень схожую с манерой Крайтона какую-то не то до- но скорее послевоенную советскую вяло-приключенческую книгу про зверства фашистов и героизм советских учёных.
Tomorrow › Да, Гашек, разумеется. Где Рабле — там и Гашек. Из «Швейка» и рассказов можно отдельно всяческую гастрономию выписывать обильной сырковой массой особой полной изюмов.
Indian › прочёл вот честно полностью. ради языка. 100%-ное совпадение. Только его 7-ми томник, да еще Достоевского 10-ти томник прочитаны от и до в том возрасте, когда стиль ощущался мною только подсознательно. Когда понимаешь, что хорошо, но что именно и почему — не понимаешь.
Elsh › Достоевский для меня тяжёл всегда был. Я в нём, и в Льве Толстом всегда больше с детства изначально пугающих меня диссонансов видел, чем красот. Но читал его отрывками — и, конечно, Достоевский, да и Толстой — глубокие были люди, с такими как раз лучше даже молча пить, причём сразу водку — чем читать, как они тоже в деталях (как и я тут немного, давно, простите) описывают все дефекты мироздания. Не надо, ребят, и так тяжко что-то.

Как везли бревно на семи лошадях,
За грибные водопады, за бездонные глухие поля,
В начале было слово...


Вот ещё вспомнил, причём странно, уже тогда должен был сразу вспомнить. Вообще по Гоголю надобно пройтить сугубо сурьозно, систематически, и выписать все его кулинарно-гастрономические изыски в отдельную Книгу о вкусной и здоровой, но к сожалению безнадёжно утраченной в 17-м жизни. В том ещё 17-м, вы не подумайте, в этом 17-м мы уж остатки доели.

Николай Гоголь — Старосветские помещики (1835)

Под другим деревом кучер вечно перегонял в медном лембике водку на персиковые листья, на черемуховый цвет, на золототысячник, на вишневые косточки, и к концу этого процесса совершенно не был в состоянии поворотить языком, болтал такой вздор, что Пульхерия Ивановна ничего не могла понять, и отправлялся на кухню спать. Всей этой дряни наваривалось, насоливалось, насушивалось такое множество, что, вероятно, она потопила бы наконец весь двор...


Indian › Самое вкусное произведение литературы! Работает лучше, чем реклама бургеров или майонеза.
Elsh › Довольно трагическое, как по мне.
Indian › Как и все у Гоголя, пожалуй.
Elsh › Да, я оттого, говорил уж, ознакомившись с ними в школе, сразу решил, что не буду тратить своё внимание на переживание в прогрессивной стране победившего социализма, где достигнуто всеобщее равенство и плановая экономика, а по космосу летают собаки, давно преодолённых общим человеческим опытом страданий социальных и нравственных бед их заскорузлого царизма минувших веков.

Потому что если будут новые беды — они будут новые, другие. И так и случилось. К нам пришли новые беды. Состоящие всё из тех же неизбежных базовых элементов: вороватые управляющие, и проч. — но новые, в комплексе картина совсем иная, это не беды Радищева, Чаадаева, Герцена, Максима Горького и Ленина.

И сравнительно недавно обнаружил это же понимание у Мамардашвили. Там нечто про шаха, который велел казнить звездочёта за то что тот открыл не принадлежащую шаху звезду... не могу сейчас найти по тексту его лекций — его записали крайне отлично от оригинальной магнитофонной записи, с существенными искажениями, то ли он сам правил потом и выбрасывал лишние на его взгляд места.
   


















Рыси — новое сообщество