Горбачёвская антиалкогольная кампания в СССР 1985-1990 годов
Пятнистый уничтожил в Грузии сколько-нибудь значимые виноградники, а того, что осталось, едва хватает для домашних повседневных нужд...Антиалкогольные кампании в СССРНаиболее известна антиалкогольная кампания периода 1985–1987 гг., имевшая место в самом начале Перестройки (период т. н. «ускорения»), когда, невзирая на предыдущие этапы борьбы, потребление алкоголя в СССР неуклонно росло. Она началась спустя два месяца после прихода к власти М. С. Горбачёва и потому получила название «горбачёвской».
К концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного уровня в истории страны. Потребление алкоголя, которое не превышало 5 литров на человека в год ни в Российской империи, ни в эпоху Сталина, достигло к 1984 году отметки в 10,5 л зарегистрированного алкоголя, а с учётом подпольного самогоноварения могло превышать 14 л. По оценкам, такой уровень потребления был эквивалентен примерно 90—110 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину, исключая небольшое количество трезвенников (собственно водка составляла около ⅓ этого объёма. Остальной алкоголь употреблялся в форме самогона, вин и пива).
Цензурой удалялись и перефразировались тексты литературных произведений и песен, вырезались алкогольные сцены из театральных постановок и кинофильмов, на экран пустили «безалкогольный» боевик «Лимонадный Джо» (в результате прозвища «Лимонадный Джо», «минеральный секретарь» и «сокин сын» прочно закрепились за Михаилом Горбачёвым).
Лимонадный Джо минеральный секретарь сокин сын
Занятно, что Пугачёва, как вечный уже символ этого упадка — по-прежнему вон занимает у этой власти весь её первый канал телеизлучателя.
Это вот на заметку тем, кто искренне верит, что проклятый Советский Союз давно в прошлом, забыт, и они живут теперь при совсем ином политическом и экономическом строе.
Всё самое отвратительное из него, Застоя и Перестройки — как раз тщательно сохранено теперь, и даже углублено (термин Горбачёва, как помню, с его этой характерной деревенской «г»). А вот всё, что только тогда было обратного этому, хорошего — полностью старательно выкорчевано. Во всех областях. Вплоть до последнего: что в магазинах ещё есть еда, в некотором ассортименте, как в 90-х и 00-х, и к чему тогда все привыкли: а не по три сорта баклажанной икры, майонеза и кильки в томате; и по ценам доступным для людей, а не выставочным. И что проклятые американские милитаристы больше не угрожают со дня на день обрушить на наши мирные головы своё смертоносное ядерное оружие, против чего их наши доблестные пропагандисты круглосуточно по всем программам настолько строго и решительно предостерегают, что давно уже перешли на визг — подчас приходится вздрагивая звук уменьшать, не ожидая секунду назад такой внезапной очередной истерики.
Плюс все симптомы уже давно предрекавшихся неизбежных внутрипартийных чисток, нового 37-го: то министра посадят, то сенатора; более мелкие даже неинтересны — счёт им уже идёт, верно, не на сотни каждый год, а на тысячи. И дойдёт это вполне и до простого народа. Когда бюрократы начали жрать уж друг-друга, вопреки своей корпоративной солидарности, простым гражданам вовсе нечего после такого ожидать для себя хорошего.
Жёсткие меры против распития спиртного в парках, скверах, на улицах и где угодно были частично ослаблены в 90-х, но с 00-х всё вернулось в худшем виде. Весь город переполнен кабаками, магазинами с водкой, подвалами где разливаются кислые пивозаменители (их давно больше чем продуктовых — в которых, сюрприз, народ тоже больше бухло покупает, чем еду), ужратыми бомжами смердящими у каждой станции метро, попрошайками в вагонах, подземных переходах — но гуляя по пустынному летнему городу с бутылкой пива, так иногда следи за периметром: при появлении карателей могут последовать неприятности.
Если даже мы, советские пионеры, тогда сразу вскоре вдруг как-то раз и навсегда отметили про себя — насколько это редкостный, уникальный типаж отъявленного пиздобола был (встречаются такие люди в популяции, вы замечали, они даже внешне чем-то неуловимо схожи) — то теперь, после всего, вообще не уверен, что когда-либо кто из тех наших взрослых, и, главное, нынешних, может не пропускать сигнал от этого источника через особый инвертор, специально тогда созданный для преобразования его такого хитроумного. Как вспоминаю его голос, так первый рефлекс: сейчас польётся совсем уж сплошная, отборная ложь. Можно даже было инверсией, простым логическим отрицанием, вычленять из сообщаемого им нечто интересное, обратное тому, что он говорит. Парадокс патологического лжеца.
Как помню, во времена группы «Зоопарк» мы ещё говорили «сатирическую» — да, мы обсуждали, насколько это старомодная форма, подчас отсылает ко временам романсов Вертинскаго — но, поверьте, это примерно так же выдаёт кого-то набежавшего в наш тот мир извне, как если б он сказал «юморичную». Или вон следом: «пропагандичные». Я неправ? Это некие мои аберрации, не имеющие отношения к делу? Может это напротив, некая старая форма, которую я в моменте упускаю? Было слово «ироничное» — но, право... откуда «сатиричное»? Наши энциклопедии пишут теперь такие академики? Или я у вас дебил?
Опять же, сразу следом: «в циничной форме» — это несколько за гранью допустимого здесь. Примерно как применили уголовную формулировку «с особым цинизмом». Надо полагать, это как раз отдалённые последствия именно того горбачёвского Сухого закона.
Зоопарк — Трезвость — норма жизни
Рок-фестиваль в Подольске, день второй, вечер 12 сентября 1987
По-моему, они все там сильно ужратые. Минимум по бутылке красного на рыло. В Майке явно больше, скорее две — на то он и лидер группы, на две ставки: как поэту-песеннику и солисту-вокалисту положено. И надо понимать, это они специально пожертвовали здоровьем, и заодно музыкальной составляющей творчества — дабы выразить так свой протест.
Как могли во главе страны стоять люди, настолько не умеющие думать? Без жизненного опыта, без умения строить мысль, различать очевидную причину и следствие.
Только недавно мы говорили об этом: разве не самоочевидно, что пьянство — это открытая форма эскапизма?
Соглашусь только в части его смыслов: да, несомненно, это эскапизм. Мы обращаемся к увлекательности наших огромных внутренних миров, к их красотам и загадкам, к их просторам — когда вокруг, во внешнем мире унылом это всё, и нас самих, ну некуда применить.
Это же и было как раз сутью того позднего СССР времён Застоя и после — у людей уже в 70-е отняли перспективы развития: работай всю жизнь на своей работе, которая, ты видишь, не особенно кому тут и нужна, пиши научные работы, подшивай их в папки, после работы иди в магазин, стой в очереди, дома вари суп, вечером смотри программу «Время», там интересно, там покажут протесты палестинцев против Израиля, и прочие Филиппины красивые экзотические, где ты никогда не побываешь, с утра снова на работу, потом состаришься, помрёшь. Ничто в твоей жизни, как ни старайся, особенно не изменится. Будущего нет.
Как стали говорить позже, это стало мемом даже у нас, в России: «День сурка».
Сейчас уж мало кто вспомнит наш советский фильм 1987 года «Зеркало для героя» (с которого будто скопирован был неумело и бесталанно этот более поздний американский киноспектакль) — а мы с отцом тогда ходили на него раза четыре наверное в кинотеатр.
Советский народ пил не оттого, что виноградное вино продавалось, селекционеры работали и лоза наливалась под солнцем юга. А оттого что его бюрократы создали ему такую в среднем бесперспективную жизнь. Пусть и на благо страны и общества, пусть и с медленным, но развитием её — что у нас, кстати, потом отняли, и эта потеря куда хуже: то была сопутствующая экзистенциальная катастрофа — это уже основная, хуже её быть ничего не может. С немалыми, кстати, исключениями. Тогда у многих был шанс добиться многого. Сейчас он остался лишь у ворья, подонков, согласных сообща разрушать и разворовывать страну. Интересно, если сейчас была б честная статистика (а не как вон в случае с Горбачёвым: если открывает рот — верный признак: сейчас начнёт врать) сколько сейчас пьёт, какой процент населения? сколько из них от безысходности, прямо это признавая? каковы по их мнению причины этой безысходности? В сравнении с тем, что было тогда. Впрочем, горбачёвской статистике равно невозможно доверять.
Но что мы видим каждый день вокруг себя — ужасает. Здесь если не пить, ну, хотя б немного, в профилактических дозах, в качестве умеренной анестезии — ёбнуться недолго. Если, понятно, при том понимать, что вокруг происходит, не лгать себе, не отказаться размышлять над всем что нас окружает, и как от года к году, меняется — в какую сторону. Напряжение растёт. Его надо уметь снимать хотя бы ценой частичного отравления прочей тушки.
Вон, любимой бытовой техникой народа стали вдруг разрешённые самогонные аппараты. Вон поглядите что в корзинках людей, стоящих вместе с вами в очередях на кассу. Много всего. Каждый день. Не было такого ни в 90-е, ни тем более в 80-е. Хотя, да смешно, отчего не было в 80-е — как раз подробно разбирали только что.
Génération désenchantée.
Вернусь к отложенному выводу из начала: надо было не виноградники уничтожать (во Франции, Италии, Испании капиталистических — что, тоже алкоголизм был системным бичом общества и экономики? — они вообще, вот Андропов конкретно лично, не подозревали о существовании таких стран? и что там тоже вино делают? и какого качества это вино, и какие выводы из всего этого?) — а немедленно, как только вообще они заметили наконец, такие проницательные и наблюдательные, насколько народ, популяция, простите, в созданном ими для него виварии тупо спивается уж от безысходности — тут же создать для него смыслы к радостному, ненапрасному существованию.
Это ведь так несложно было. Кроме того, дало сразу бы рост экономики, культуры, оборонной мощи, если уж им надо было так... Всего. Счастья людского. Успешности страны.
Я примерно могу сказать теперь, отчего рухнул СССР. И отчего так всё плохо у нас теперь, когда он рухнул уж настолько давно, что сопоставимо с проклятым царизмом — оттого что страна, народ, управляется вот такими полипами. Без головного мозга. Чистым хаосом по сути, не способным на простейшие понимания. И каждое своё политическое, экономическое, государственное решение порождающее под влиянием метаболизма бактерий в желудке — как в том научно-фантастическом рассказе Джека Вэнса, если чего не путаю спустя 30 лет.
Потому что второй по могуществу, развитию, человеческому потенциалу, огромнейшей страной планеты управляли два гана — как я в год-два стал радостно повторять за дедом (нет, он не про этих, про других, тогда еще Брежнев бушевал), видимо, как понимаю, восхитившись его неподдельной экспрессией в тот сразу подмеченный мной момент, меня потом долго родные травили: Горбачёв и Лигачёв. Сука, ёбаные инопланетяне. Наш великий народ испокон веков управляется инопланетянами какими-то несуразными.