Почему они так громко орут, что родина-уродина?
Только вот сегодня с клиенткой говорила о ее решении переехать после смерти матери из одного американского города в другой. Здесь недалеко, всего 2 часа на машине. Финансовое положение улучшилось, прекрасная квартира, работа, на которой ее все обожают, обзавелась подружками. До любимой сестры, племянницы и взрослой уже дочери рукой подать – прыгнула в машинку и через два часа там. Кроме того, надо понимать, что Америка – она как бы вся устроена так, чтобы менять место жительства было легко. Нация, которая живет на колесах. Нашел работу в другом штате – не вопрос, снялся и переехал вместе с детьми и котом прямо в средине учебного года. Как сказал один мой приятель, куда не приедешь, там будет обязательный набор знакомых тебе сетей: Gap, Starbucks и Walgreens, а чего там нет, так закажешь онлайн и тебе доставят милый сердцу бренд, без которого ты жить не можешь через три дня.
Однако же клиентка говорит, что мол, плохо мне. В квартире хорошо, на работе хорошо, в контакте с людьми хорошо, остаюсь одна на улице и на меня накатывает тоска. Я привыкла ходить с племянницей на ланч среди недели, забегать к соседке просто так без всякого дела. У меня там осталась любимая гроссери с очень приветливым хозяином, с которым мы практически друзья. Теперь я себя чувствую совсем сиротой, мало того, что мама ушла, так я еще и это все потеряла. Я просто пыталась сбежать от своего горя, а оно меня здесь догнало, и опоры теперь нет.
А теперь представьте себе на минуточку, что чувствует человек, который меняет страну. Дина Рубина выразила это очень точно: «Иммиграция – это очень тяжело. Это твои кишки на асфальте». Прожив это, ты понимаешь, что это действительно так. Ты взрослый человек и попадаешь в ситуацию, когда ты чувствуешь себя как сбежавший от присмотра родителей первоклашка. Не хватает ни знаний, ни опыта, ни информации, ни связей. Элементарных вещей ты не знаешь. Ты стоишь посреди улицы растерянный, тебе, к примеру сорок лет, и ты не знаешь, где тебе купить помидоры.
Там остался весь за жизнь накопленный опыт и привычный вроде бы ничего не значащий комфорт, —то, чего практически не замечаешь: парикмахерская, врач, сантехник, таблетка от головной боли и именно вот эти носочки. Я уже не говорю о таких крупных вещах как снять квартиру и найти работу, определиться с валидацией образования и карьерой в принципе, и школой для детей.
А самое главное – даже при знании языка ты не читаешь культурный код. Для тебя они все иностранцы и ты затрудняешься определить, кто перед тобой – профессор колледжа или рабочий констракшн. Более того, ты не понимаешь уровня ожиданий от тебя. Что прилично, что не прилично, что важно, что неважно. Кому что можно сказать, а кому нельзя. Ты как голый. Потому что ты всё оставил, а новое еще не наросло.
Это всё крупный стресс, все резкие жизненные перемены, сгущенные, спрессованные в один промежуток времени. Это больно, страшно, кажется безысходным и вдобавок тревожно. В этот момент вылезают все незакрытые гештальты, часто это сопровождается конфликтами в семьях вплоть до разводов и разрыва отношений взрослых детей и родителей. И хорошо еще, когда твои ожидания оправдались. Ты знал, куда ехал и зачем, а не просто сбежал потому, что все едут. После первого шока столкновения с чужой тебе системой, ты начинаешь спрашивать себя, а на кой чёрт я себе это пристроил? Ведь было же не так уж плохо, а?
И вот в этот самый момент начинается процесс сепарации с родиной и своей культурой, утрата своей принадлежности. Ты начинаешь себе напоминать, что тебя там не устраивало, даже самые мелкие грешки, такие как вечная лужа перед твоим домом, идут в дело. Вся система, правительство, традиции, — всё дерьмо. Потому что мне нужно отринуть старое, чтобы принять новое, очароваться тем, что мне чужое. И человек очень хорошо чувствует, что старые привязанности очень сильно мешают, не пускают вперед. Это процесс горевания, точнее один из его этапов – злость.
В принципе, это в нормальной ситуации должно со временем пройти. И останется только грусть по той самой улочке, по которой ходил в школу. Но проблема в том, что это занимает не один год, а годы. В самом лучшем случае для взрослого человека – это четыре года, а иногда и дольше.
Поверьте, живя в Нью-Йорке, а еще и учитывая мою работу, я с этим имею дело практически каждый день. Большая часть моих клиентов – иммигранты из самых разных стран. И с каждым мы этот этап проходим – там такое, адище, вы не поверите! Ну как же не поверю, плавали – знаем.
Я вас очень хорошо понимаю и весь ваш гнев, и отвержение прошлого. Но все же, может вместо того, чтобы кричать об этом из всех утюгов и сообщать оставшимся, какие они там все идиоты, может двинемся дальше? Как то ж надо примириться с этим всем, чтобы спокойно жить дальше.
Ссылки не будет.
И особенно больно оттого, что каждый год видишь, как всё больше уничтожают твою страну — и взамен создают нечто адское, фальшивое, тупой и натужный симулякр.
Я уж говорил недавно: только вылез опять гулять в мае, как апрельские морозы закончились — и уже увидел, как уничтожены последние места старой Москвы, которые открыл всего несколько лет назад и которым так радовался. И к прошлой весне было уничтожено немало. И все последние 5-10-15 лет.
Я вот всё говорю, что сраные Горби с Ельциным были отъявленными предателями, разрушившими тогда на пару, сюрпризом для всех, страну — но при этом при них обоих как раз вот культурный слой вовсе не уничтожался.
Так что потерять свою отчизну разом — это даже не так мучительно, как всякий раз выходя из дому видеть, как от неё отхватывают всё новые куски лангольеры.
И, что самое худшее, чудовищное, невыносимое, невообразимое — для нас, пожарных спасателей, там ещё, так давно, а значит навсегда, воспитанных ценой жизни своей спасать всё что можно — мы стоим и ничего тут вот, как раз в этом особом случае, не можем поделать.
Потому что чтоб начать спасать — надо прежде убить много уродов, что вот встали кругом, в оцеплении, вкруг пожара что они сами же устроили. И никого не дают спасать. И тогда уж мы только сможем начать предлагать наши скромные идеи, как от разрушения напротив идти ко спасению. А мы как раз не убийцы, нам претит, мы спасатели. И на этом всё заканчивается.
В Америке такая же ситуация?
Мне вот только коллега сегодня говорила: «This is a great country, where you can live your life and believe whatever comes into your head. But you have to pay for this by dealing with various idiots». Однако же мне кажется, что первая часть размывается и вот-вот канет в небытие.
У нас было «поколение дворников и сторожей» в самоиронической инверсии БГ — стало поколение продавцов, охранников и бандюков. Вон, гляньте, какую чудесную, как раз антропологичнейшую выборку я вам только что нашёл на этот счёт — Ындэкс.Раён. И посреди него каждый кто сохранил интеллект — как христианин посреди упадка римских нравов времён Нерона. И их много всё ещё. Но вот на Западе, где так и живут всё те же поколения в своей прежней парадигме, где не было этого слома — это примерно как снова попасть в СССР, в круг старой советской технической интеллигенции. Привыкшей мыслить чётко, отвечать за каждую свою мысль. Понимая однако, насколько у вас тоже хватает придурков, что слушают рэп и упиваются мультфильмами про Симпсонов, или ещё чего хуже.
Вот, к примеру, Reddit и после засилья толп хомячков продолжает выдавать иногда куда более высокий средний уровень мышления среди комментаторов — чем вот этот новоявленный феномен.
Хотя, вот, разговор зашел слвсем не о том... Не знаю, смог ли объяснить, но в вашем видении и понимании проблемы есть глубокое, подсознательное игнорирование (Аленка лучше знает, как это называется, когда мозг в упор не видит очевидного во избежании полного краха иллюзий) проблемы, которая не разрешится, пока не придет признание очевидного.
Но тогда скажите по делу: чем конкретно ваша жизнь в Азербайджане 70-80-х была хуже — чем теперь там живут; и мы тут живём. Что у вас было такого «довольно много кровавого и жестокого, принесенного...» Перечислите.
Кровавые автоматы с газировкой на заводах? Жестокие планетарии и тиры? Законность и порядок во всём? которых сейчас даже в Москве не найти, не говоря уж чтоб вне её. Бесчеловечное отсутствие повсеместной коррупции и бандитизма на каждом шагу?
Впрочем, в конце 80-х, уже после того, как вы по факту отделились и стали независимыми от этого хорька Горбачёва — помню, даже мы тут слышали, вы, кажется, армян вырезали массово. Это мы вам принесли?
Кровавого было достаточно. Начиная с Туркменчайского договора, включая оккупацию уже независимого государства. Ну, и недавнее. Это если коротко, по главным пунктам, не касаясь таких тонкостей, как 80% квота на службу в стройбате выходцев из Азербайджана, чтобы не знали и не умели, как обращаться с оружием и, конечно же, сталинские репрессии и т.д. Сложно это противопоставить или пытаться сравнить с газировкой на заводах. Хотя так оно даже понятнее, именно этим и пытались оправдаться. Что куда как демонстративнее.
Что касается лучше или хуже, я уже тут говорил: просто сравните Финляндию,спасшую себя от Совка и остальных, кому не удалось избежать колонизации. И в те годы, и сейчас.
Бандитизм и коррупция у нас были всегда — даже при совке.
По в=поводу армян. Именно вы их и принесли, кстати. Еще Потемкин, контрабандой в трюмах русских кораблей. Тут совсем немного и очень обще, но кое-что есть, да. Если захотите, то можете и сами найти подробно. Именно эту карту разыгрывает Россия каждый раз, когда Азербайджан пытается отсоять независимость.
Что касается дивидендов для нас от падения России, так сказать, то они чисто политические и даже, я бы сказал, военные. Мы восстановим наши территории, ибо в военном и политическом отношении Армения не может противостоять нам без российской помощи.
То ли люди сошли с ума, и развалили в безумии своём прекрасное государство. То ли государство выродилось в рак, и его пришлось резать по живому просто из чувства самосохранения. А то ли ни то ни другое, а вообще третье, пока еще неотрефлексированное как следует. И не факт, кстати, что его когда-либо удастся достаточно осмыслить не прибегая к черезмерно упрощенным (то есть заведомо неверным) моделям.
«Никому не стало легче» — одна из таких моделей, кстати.
Вы с Эльшаном (как и мы все, впрочем) смотрите на одного слона, просто с разных ракурсов. Причем находясь в густых джунглях. Именно поэтому совкосрачу столько лет уже, а он всё еще жив и молод. И собственно представляет из себя ценность только как таковой. Ибо особенность его в том, что правы все. Но каждый по-своему. Я обычно от таких споров воздерживаюсь, хоть и тоже потерял от развала очень многое.
Изменения неизбежны, мир в принципе меняется. Никому не стало легче — это не значит, что надо было оставить как есть. Никому не под сило было это остановить. Думаю, что это объективные приоцессы в обществе привели к этому. 25 лет прошло, и понятно, что оно никак не вернется, сколько не плачь. Что прошло, то прошло. Но вот то, куда сегодня эти самые процессы заварачивают тоже не вызывает восторга. Те, кто громче всех ругает совок именно его и и имплементируют в самом диком его виде, прям по интернационалу — разрушим до основанья, а затем... Или другими словами — мы знаем, как устроить всем счастье, только вот часть народу нам мешает, надо их сначала всех убить, и вот тогда заживем. Это даже близко никак не похоже ни на какую цивилизацию. Это откат обратно, регрессия.
Это ведь не к теме поста замечание было, а к иллюстративному материалу к нему. Да и не замечание даже, так, пометка на полях. Вот смотрите: вы спрашиваете, стало ли лучше людям после развала Союза? Риторический вроде бы вопрос. А Эльш вам отвечает — да, стало лучше. И как-то внезапно градус трагизма ситуации меняется. Снижается что-ли. Я об этом.
И Индиан говорит о распаде своей страны, своей, понимаете? И тут приходит некто и говорит, да так и надо потому что нам 50 лет назад было плохо, подразумевая, что где-то в совке было как-то по-другому за счет них. Не было. На протяжениии 70 лет было по-разному на разных временных отрезках, где-то жестче, где-то чуть мягче. Это ну как с этим голодомором, черт его дери, как будто бы в Поволжье и многих других местах в это самое время не голодали крестьяне, по тем же причинам. Это что касается исторического контекста.
Я же здесь говорю про конкретные вполне события, кторые вот сейчас вот происходят и их оценку. И я даже не знаю, что именно вызывает большую оторопь, сами события, или ликование бывших сограждан.
... насколько вот кому-либо в бывших национальных республиках станет на сегодняшний день легче ... Полагаю что многим. И это еще одна печальная часть нашей реальности.
Кстати, вот у меня хулиганский вопрос. Что предпочтительнее, тотальная война всех со всеми, или тотальный мир на условиях «блядских марксистов»™? Насколько я вижу, глобальный дискурс постепенно сводится именно к этому вопросу.
Вопрос действительно хулиганский, посокльку вы берете две крайности, а между ними очень много вариантов. Будем надеяться, что блядские марксисты победу не одержат, потому как одна крайность неизбежно приводит к другой.
Я не футуролог и пронозы давать не умею, могу только наблюдать тенденции, что занимательно весьма, особенно если стараться держать полную картину.
Да, в пределе это конечно две крайности. Но на практике все промежуточные варианты тоже каким-то образом сводятся к войне, только в разных объёмах. Причем в западном дискурсе. Индия и Китай, например, в этой гонке одноногих не участвуют, найдя свой срединный путь. Здесь же диалог постоянно сваливается к конструкции «Обретите мир в глобальном неомарксистском мире либо горите в огне войны за свою собственную свободу». Это ложная дихотомия, но дело обстоит так, что остаётся только надежда, что нам удастся пропетлять.
Когда в телевизоре говорят о войне, то описывают Пунические войны с героями-полководцами, доблестными лучниками, богатой добычей, и личной отвагой. На деле же тебе в залитый грязью окоп прилетает снаряд от людей, которых ты даже не видишь, и привет. Слово одно — а смысл широк до невозможности.
Вот абсолютно точно выразили! Прям то, что в голове крутилось.
Между слухов, сказок, мифов,
просто лжи, легенд и мнений
мы враждуем жарче скифов
за несходство заблуждений.
Губерман.
Кстати, раз уж зашел разговор. Правильно ли я понимаю, что в современном американском политическом дискурсе ставится знак равенства между леваками с глобалистами с одной стороны, и праваками с «имперцами»с другой? Левак значит глобалист? Я почему-то делаю для себя такой вывод. Так ли это?
Ультраправые крайне маргинальны и их не слыхать. Ультралевые же борются с центристами, которые пытаются что-то такое возражать: оставьте нам хотя бы свободу высказывания и мелкое предпринимательство. А те такие: вам надо заткнуться потому что вы все коллективный гитлер.
Короче, мы с вами уже это всё проходили: ты за красных или за белых?
Главгерой замечает, что окружающие резко начинают впадать в зомбизм-вампиризм. Причем массово. Ходят ночами, трясут тупыми головами, издают бессмысленные звуки, и пьют чужую кровь. Герой защищается, долго рефлексирует, депрессирует, ностальгирует, собирается с мыслями, и находит таки причину болезни и даже лекарство. А потом его ловят вампиры, и объясняют, что пока он депрессировал, нормальных людей в округе уже не осталось. Зомби приспособились, создали своё вампирическое общество, где им хорошо, и даже наладили новый порядок. И предлагают герою выпить яду, поскольку в новом мире он преступник, так как защищаясь прибил несколько важных зомбаков. И вообще ненормальным у них не место.
Сразу почему-то сюжет вспомнился...
Всему остальному постсоветскому пространству враз счастье настанет? Счастья долго не будет. Никому. Как говорил мой друг, в любой стране, где стоял хотя бы один памятник Ленину не будет хорошо, пока не умрет последний человек, знающий, кто это такой. Необхоимо просто научиться понимать, что они сами разберутся. Хорошо им или плохо, они самирешат. Они дожны набить свои шишки, всякое общество, всякий народ должен пройти через свои «темные века», иначе ей так не выйти к свету, разве нет? Помогать или не помогать надо не насильно, а если попросят.
Только вот это для вас — это «они», а для меня это «мы».
Норма, или неписанные правила, что приемлемо, а что нет — штука очень чувствительная. Начни разжигать и гнать пропаганду, до печей Освенцима становится рукой подать. И именно это и творится у меня дома — безумие массовое. У половины страны чешется путин и в связи с этим они готовы убивать того, кого назначат его представителем. Это нездоровое общественное явление.
На сем закончу политинформацию. Если действительно хотите понять, что там происходит, сами все найдете.