«Сенстер» — одна из первых интерактивных робоскульптур, открывших новое, кибернетическое, направление в искусстве. Разработал и создал его в 1970 году некий Эдвард Игнатович по заказу компании «Филипс» для их постоянной площадки в галерее Эволюон в Эйндховене, Нидерланды.
Четырехметровая «шея» устройства имела шесть степеней свободы, двигалась гидроприводами, несла на себе блок микрофонов и два допплеровских радара, управлялась восьмибитным микропроцессором, и реагировала на звук. Причем весьма своеобразно: выискивая и поворачиваясь к тихим звукам, от громких она отворачивалась, причем весьма замысловатым способом. Как именно — можно посмотреть на этом старом видео:
Первые посетители утром заставали машину вниз головой, прислушивающейся к слабому шуму своих собственных гидронасосов. Если мимо проходила девушка, Сенстер внимательно следил за ее ногами. Словом, машина производила массу занимательных эффектов, и была заслуженным любимцем публики.
В 1974 году Сенстер был демонтирован, электронику отдали местным любителям, а каркас еще долго стоял на лужайке перед местной инженерной фирмой. Все архивы с документацией были со временем уничтожены. Всё, что осталось — это несколько фотографий и это вот видео.
Senster Edward Ihnatowicz свидетельства заката человечества
Ага, вот еще ссылка, с техническими подробностями, схемами, и даже машинным кодом программы робота.
Цитата из статьи об истории робоарта по ссылке:
“Performance Artist using Robotic Props “, John Fare
"Один из самых радикальных перформансов, известных нам: Джон Фэйр построил машину, которая контролировалась компьютером и производила ампутации. При этом компьютер функционировал каждый раз по-разному, в нем был заложен алгоритм случайностей. Это мероприятие проводилось в Англии. Публичные выступления прорекламировали и продавали билеты за 5 фунтов. Всего артисту было сделано 6 ампутаций. Последней была ампутирована его голова."
“Performance Artist using Robotic Props “, John Fare
"Один из самых радикальных перформансов, известных нам: Джон Фэйр построил машину, которая контролировалась компьютером и производила ампутации. При этом компьютер функционировал каждый раз по-разному, в нем был заложен алгоритм случайностей. Это мероприятие проводилось в Англии. Публичные выступления прорекламировали и продавали билеты за 5 фунтов. Всего артисту было сделано 6 ампутаций. Последней была ампутирована его голова."
Вот это я понимаю — перфоманс!