Дорожные привычки в США
Одна из вещей, которая бросается в глаза первые полгода — это поведение американцев на дорогах. Привычные к постоянной «борьбе за полотно» наши люди зачастую сперва мечутся по дороге из полосы в полосу «как дома». А американцы им кажутся чересчур медлительными. К тому же, они даже не сопротивляются, когда вы пытаетесь их обогнать или встроиться перед ними в полосу. Даже и пропустят ещё.
Однако, через некоторое время, замечая ещё недавно так лихо обогнанные машины стоящими рядом с собой на ближайшем светофоре, большинство понимает, почему все просто едут туда, куда надо, а не играют на дороге в кошки–мышки. В большинстве случаев имеет смысл просто ехать в своей полосе или перестроиться в левую, если хочется побыстрее. Однако в условиях города–пригорода особо времени на этом не выиграешь. Хотя при поездках по шоссе можно значительно сэкономить, если не тащиться за грузовиками.
В целом, видя твоё намерение перестроиться, другие водители не препятствуют или даже помогают, чуть притормаживая и освобождая место. Естественно есть исключения, когда «как дома». Подталкивателей под задницу, едущих на скорости 100 км/ч в сантиметрах о твоего заднего бампера, вообще не наблюдается. Немаловажную роль в этом играет то, что такое поведение — tailgating — само по себе является штрафуемым нарушением.
При трудном выезде из двора на дорогу часто могут остановиться (!) и позволить тебе выехать. Однако, чтобы выезжать на скоростное шоссе, требуется некоторая сноровка, т.к. поток плотный и надо разогнаться до скорости потока в течение «разгонной полосы», а потом встроиться в небольшое окно между машинами. Особенно это трудно сначала, когда по привычке ожидаешь, что могут по советской привычке «не пустить» (на деле пустить обязаны — это прописано в правилах, к тому же никто не хочет рисковать аварией на такой скорости). Выезд по разгонной полосе — непривычный манёвр для постсоветских дорог, где эстакады в основном короткие и надо стоять и ждать «окна» в потоке. В Америке окна можно не дождаться очень долго, поэтому сделаны длинные эстакады, чтобы разогнавшись до скорости потока, можно было встроиться в небольшое окно между машинами не создавая никому особых препятствий. А на шоссе в правой полосе при скорости 100+ американцы обычно держат дистанцию в несколько машин, так что приноровившись легко этот маневр проделываешь. Хотя поначалу многие, по–привычке, доезжают до конца разгонной полосы, останавливаются и ждут «окна».
Кстати, из–за длинности эстакад они овальные, а не круглые, что тоже непривычно водителю из ex–USSR, непривыкшему крутить руль в процессе езды по эстакаде.
По правому краю почти всех дорог, где 4 и больше полос и всех шоссе есть довольно широкая обочина, достаточная для проезда или остановки машины. Однако обгонять пробки по ней американцы не спешат. За это легко схлопотать штраф. При поломке удобно остановиться в ней (для чего и предназначена), а также по ней могут ездить рейсовые автобусы, объезжая траффик.
Я списывал поведение американцев на другой ритм жизни и привычки аккуратности. И это правда в большей степени. Но со временем я понял, что добрую треть играет грамотное устройство дорог, минимизирующее стрессовые т.е. аварийноопасные ситуации. Если вам непосчастливится попасть в незапланированную пробку, когда водители не понимают «чего стоим» и тем более если это час пик, то можно увидеть все знакомые прелести — езду по обочине, бикание и непускание в полосу. Хотя в целом всего этого всё равно гораздо меньше чем дома, даже в таких пробках, но на общем фоне ощущение знакомо неприятное.
За три года при ежедневных поездках в такой ситуации я был 2 раза. Один раз была авария на шоссе и 5–полосное шоссе тупо встало, что редкое явление. Второй раз была авария на локальной дороге, где в прнципе сложно устроить аварию. Был час пик и водители были все нервные от произошедшего. В стандартных и ожидаемых пробках вроде Нью–Йоркского траффика водители прекрасно понимают, что это траффик, никуда от него не сбежать и нервы друг–другу не портят.
Приeхав в Киев, я поразился нервности водителей, одним из которых недавно был сам. Водители ездят резко и создают ненужные нервные ситуации совершенно без повода. В Америке их бы просто не произошло и большинство из них нельзя списать на глупость устройства дорог — это уже привычки. Зато на глупость устройства легко списать наши шоссе с неясной разметкой, часто отсутствующими отбойниками и людьми, шастающими или торгующими у обочины, мимо которой ты несешься на скорости 110.
Дорожный стресс почти отсутствует в США. Некоторые из наших людей даже говорят, что им из–за этого скучно тут ездить. Кроме, разве что,... Манхеттена! (Именно его, в других районах Нью–Йорка совсем не так) На Манхеттене часто как дома — неясная разметка, бегающие люди и таксисты, заменяющие бешеных маршруточников, которым ничего не стоит вдруг затормозить и резко перестроиться на две полосы вправо, чтобы подобрать пассажира или резко выехать перед тобой, подобрав его.
Если надо, сделаю отдельную строку на ваш прежний профиль, и что-нибудь придумаю, чтобы вам засчитывался общий стаж.
В целях предотвращения чего, и даже, скажем прямо, непримеримой борьбы, пожалуй, назрело на базе нашего дискуссионного клуба открыть кружок публичного чтения переписки Энгельса с этим... как его, дьявола... с Каутским.
Просто у американцев количество ям посреди дороги минимизировано, вот и не объезжают.
Можно так далеко — в Америку — и не ездить. В соседней Финляндии совершенно другой стиль вождения, в России даже среди разных областей и городов разница в поведении людей за рулем ощутима.
В современном мире это самое необходимое: не отставать, как можно быстрее внедрять всё, к чему в целом человечество уже пришло. Где правители не делают этого, довольствуясь своими фонтанами и павлинами — застой, отставание, пауперизм — как социальный строй, вместо социализма и капитализма.
И в итоге всё это успешно решило лишь побочную, связанную с распределительной системой развитого социализма, социальную проблему: продавцы в магазинах перестали быть владельцами и распорядителями дефицитных товаров, обращаться с покупателями как с низменными просителями от их щедрот, разворовывать и распродавать.
То есть вся страна, получается, принесена в жертву пока только во искупление лишь хамству продавцов. Не спасению от бюрократов вообще — не получилось, не свободе рыночных отношений — не получилось, не спасению от тоталитарной идеологии и мантр и тупака по телевизору — даже это не получилось. Всей депопуляцией и жертвами вооружённых конфликтов заплатили за одно: чтобы разогнать зародившуюся и окрепшую прослойку в классе угнетателей в виде работников советской торговли лоснящихся.
Такая иллюстрация, как социумы пытаются перенять чужой опыт в любой области: от дорог до дураков, и как у них это на деле получается. При наличии у каждого из реформаторов на самом деле совсем других, собственных интересов. При отсутствии правительства, приоритетом считающего не личное обогащение, а интересы страны — скорейшее решение всех её хотя бы уже давно выявленных и наиболее масштабных социальных дефектов.
Комплексно страна(ы) стала слабее, конечно. Но зерна одна Россия выращивает сейчас достаточно и себе и на экспорт, а СССР при всех его достоинствах — закупал.
Люди хотели великий потенциал, о котором так много было разговоров, конвертировать в нечто ощутимое. Конечно, обмена 1-к-1 не вышло, но в целом всё шло не из рук вон плохо, пока некто не решил начать беготню, от которой потерь всем будет едва ли не меньше, чем от развала СССР.
Вольно или невольно, но в целом в едином порыве, и даже без такого вот понимания, что я здесь выражаю, под руководством тех, кто всем тут теперь управляет, кто задаёт новые правила игры, ведущих демонтаж страны.
Возвращаясь к сказанному ниже:
...позволяющее из того что есть, из порочного и бездумного стада, за неделю создать ангелов. Даже не трогая его суть — одними тонкими настройками правил игры.
Но также этими же настройками возможно делать и совершенно обратное. Что мы и наблюдаем в последний год. Превратить вроде бы нормальных людей, которых десятки лет, с рождения, воспитывали в категорическом императиве братства между людьми, борьбы за мир и прочем Законе Джунглей тоталитарном:
— в убийц своих же сограждан, мирного населения, полностью уверенных в том, что им нравится то, что они делают.
Мы наблюдаем балканизацию России. Этот процесс не остановился в 1991-м. Он продолжается дроблением и конфликтами уже тех осколков, что тогда образовались. И всё это в XXI веке, где государственные границы стали в целом уже не особо и нужны, мир стал фактически единым, и культурно, и экономически. То есть дробление уже без иного особого смысла кроме человеческих жертв, что оно приносит. Это пример того, каким образом манипулируют психологией толпы в современном мире, и с какими намерениями. И с какими результатами.
Скажем, если не получается иметь Министерство Нового, разрабатывать такие вещи, по которым страна сразу впереди всей планеты, как когда-то пытались — тогда хотя бы заведите Министерство Чтоб Не Хуже: постоянный анализ всех мировых инноваций (в первую очередь социальных, они даже важнее технических, которыми занимались весь XX век, которые лишь влекут социальные инновации, имеют их своим продуктом), сравнение с тем, что имеем и быстрое, незамедлительное, своевременное закрывание всех отставаний. Уже это поколение решит что живёт при коммунизме, кроме шуток. Не надо даже никого обгонять. Важно лишь так сильно не отставать.
Но есть и положительный опыт. Возвращаясь к нашей теме этикета на дорогах. К слову, там, где он наиболее важен, где его цена: жизни людей. Помните, как на переходах водители всегда традиционно не замечали пешеходов? Право сильного, уступает более хрупкий. В течение недели после изменения ПДД, введения наконец ощутимых санкций за непропуск на переходе, возникло невиданное: водители стали подчёркнуто вежливо пропускать даже когда в этом нет особой необходимости. Причём почти поголовно. Заведомо понимая, что ни у кого их в таких объёмах проверять никаких возможностей просто нет. Учтиво останавливаться перед переходом. А пешеходы в ответ выучили книксены в их адрес. Потому что человек явно демонстрирует неслыханную культуру и редкостно тонкую душевную организацию, было бы невежливо не отдать ему должное. Никому раньше в голову не приходило, что дойдёт до таких расшаркиваний и высоких отношений. Это пример грамотной регуляторной функции со стороны правителя. Иногда работает.
Мы обсуждали уже, и не раз, такую философскую категорию, как неизменность человеческой природы. Но есть особое секретное мастерство, позволяющее из того что есть, из порочного и бездумного стада, за неделю создать ангелов. Даже не трогая его суть — одними тонкими настройками правил игры.
С пешеходами все же надо каждому в своей голове порядок навести. Если человека с детства приучали не переть без очереди и не влеплять метродверь в голову позади идущему — он и на дороге будет вести себя прилично. Все-таки от общего воспитания будущего водителя много зависит.
Сам я стараюсь пешеходов не сносить, велосипеды пытаюсь обходить подальше, для себя, а не из-за штрафов.
Ах да, забыл. На моей картинке сверху — тот самый грузовик, на которой я работаю.
Но таких почти не бывает. Последним был Ашока. Обычный средний экземпляр правителя в популяции всю жизнь копошится бессмысленно, решает сиюминутное. А когда помирает — мир там же где был до него, если не хуже.
С метродверьми странное было. Как только закончился СССР и в столицу хлынули иногородние, их за несколько лет стало так много, что наш непременный обычай придерживать дверь просто исчез. А они реально сука опасные, там такая масса и скорость бывает, когда их ещё ветром колбасит, что полный доспех сомнёт, если влетит на встречном движении. Примерно можно понять, насколько приезжих в 90-х стало больше чем аборигенов. Вот эта суетливая генерация, делающая деньги любой ценой вместо того чтобы жить как люди и быть людьми — это всё они. Раньше тут такого не наблюдалось. А в последние годы наша старая привычка постепенно возвращается. И чем дальше, тем больше. Сейчас придерживает почти треть.
тунгусскогочелябинского метеорита), а у нас, в России, требуют на си-би радио, во всяком случае на мощные: то есть, зарегистрировать станцию, получить сертификат с виньетками, водяными знаками и уникальный позывной, да ещё сдать на официальные правила радиообмена, поди. А в США — нет. кто знает, просветите.У моего брата, тоже с Питера, тоже в прошлом дальнобойщик по дороге в Финляндию сотрудник ДПС один раз выдрал с мясом рацию, чему брат даже не препятствовал — спас видеорегистратор. Состоялся суд, милиционер полностью оплатил ремонт «торпеды» и самого приёмо-передатчика + за простой на международной трассе (в кабине был установлен самописец, где фиксируется скорость и время пути).