lynx logo
lynx slogan #00060
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

основатель Википедии Джимми Уэйлс смотрит на ваши деньги с удовольствием и надеждой




   

№6744
4726 просмотров
20 марта '14
четверг
10 лет 29 дней назад



Великие психологи. Виктор Франкл

Знаменитая речь 1972 года.



Finding meaning in difficult times (Interview with Dr. Viktor Frankl)

Виктор Франкл — Социальные кризисы и воспитание ответстветственности.
Видеозапись лекций — 2006 год(?). Москва.

Viktor Frankl «Man's Search for Ultimate Meaning»

Д.А.Леонтьев — Виктор Франкл в борьбе за смысл

...78% of these American youngsters were concerned, as they expressed it themselves, with finding a meaning and purpose in their lives


Вот это важнейший момент, на котором я строю своё обычное противопоставление того нашего застойного СССР и этого их современного значительно более застойного СНГ (а на самом деле стремительное на глазах разрушение называть застоем — излишне щадяще). Без особого при этом пиетета к Брежневу, хотя он конечно смешной был.

Сейчас жирнейший из потоков тоталитарного пропагандистского оболванивания населения (тогда это были 1. проклятые капиталисты с атомной бомбой, 2. слава КПСС и Лукич — наше всё, и 3. беззаветный труд на благо общества): это СССР был тюрьмой народов, царством уныния, тотальной бедности и бюрократии, забудьте его как страшный сон, сейчас живём сыто и свободно.

Это ложь. Свобод стало куда меньше. Бюрократический аппарат увеличился до небывалых масштабов, вместе с ним репрессивный аппарат. Гражданин стал бесправен перед ними. Если раньше они над ним издевались ради развлечения, то теперь и ради этого, и уже они на этом бизнес делают. Освобождённые народы живут хуже чем в СССР (даже если не брать вот переживаемую сейчас вопиющую ситуацию на Украине и прочие радости постоянных конфликтов — советские люди начали резать друг-друга, делают это многие годы и останавливаться не собираются). А калорий в пайке прибавилось за счёт junk food и дорогой нефти. Сейчас вон буржуины тоже присоединятся к празднику сорванных башен, введут санкции, и при разваленной ими промышленности и сельском хозяйстве, и задушенном частном бизнесе — вообще голод будет, горбачёвские очереди за хозяйственным мылом покажутся изобилием.

Ну и вторые два: опять же те же капиталисты, куда без них? стадо обязательно надо заставить бояться всех и ненавидеть, иначе оно чего доброго поднимет голову и начнёт оглядываться куда не следует; и вот «We wish to make a lot of money».

Так вот, в СССР у каждого был смысл жизни. Он заключался в профессиональной реализации. В том самом труде, ладно, теперь уж придётся прямо процитировать:
Скажите пожалуйста, когда в последний раз в нашей стране вы сталкивались с художественным произведением любого вида, которое прославляет труд?


Инженер, учёный, деятель искусства™, врач, военный, милиционер, строитель, даже чиновник — у них у всех было понимание, что их жизнь имеет смысл, они вместе улучшают постепенно свою общую среду обитания. Тот самый коммунизм, который был декларирован в излишне рафинированном виде, но который имел вот такое приземлённое, грубое, нечёткое, но вполне вещественное воплощение. Практическая коммуна. «Мы живём не за зарплату, на неё мы можем мало что купить. Мы живём, чтобы делать себя и наш мир лучше». Я же помню своих родителей. Своих дедов. И вы вспомните, насколько их описание мира отличалось от этого вот жалкого современного: «We wish to make a lot of money».

А сейчас кого ни спросишь, все говорят именно это, слово в слово: «В СССР было ужасно, потому что в СССР мы не могли много зарабатывать». И когда их прямо спрашиваешь: «Позвольте, но разве в этом смысл жизни?» — они реагируют одинаково, с усмешкой: «Хы, ну а в чём?»

Мир сдвинулся. Его населяют автоматы, которым тотальная пропаганда успешно промыла мозги, что иных смыслов их существования, кроме как ходить на работу (точнее, теперь это называется «в офис», потому что работа — это когда есть результат), зарабатывать там деньги, покупать на них себе корм, есть его, и наутро снова в офис, и так пока завод не закончится. Офисные левретки.


Вот именно эта потеря смысла существования огромной нации, этноса — самое трагическое, что происходит.

Именно отсюда такая смертность. Человек относится к тем видам высокоорганизованных живых существ, что не живёт в неволе, лишившись смысла существования, попав в механическое, в дурную бесконечность — довольно скоро погибает безо всяких видимых причин.

Именно из этого незаметного для обывателя (который и так мало что замечает, а тут его ещё и особо массово зомбируют в этом отношении) глубинного, базового изменения в мифе, в свойствах мира — и вырастают все прочие проблемы современности. Эпоха модерна, гуманизма для нас закончилась в 1991 году. Она была не идеальна, мы помним — но ни один из её пороков не был исправлен (даже вон Петросян, Кобзон и Пугачёва всё так же с нами), все они стали только ещё уродливее. И к ним были добавлены новые, немыслимые прежде несчастья. От тотальной коррупции до вот гражданских войн. И у каждой из этих новых бед есть свои архитекторы, свои выгодополучатели. И если прежним лозунгом общества был: «Вперёд к победе коммунизма!», то теперь «We wish to make a lot of money».

Когда будет срублено последнее дерево,
когда будет отравлена последняя река,
когда будет поймана последняя птица, —
только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.


Indian › Да.
Indian › простите меня Индиан, но я снова попробую вам повозражать немножко.
Просто лишь потому, что не все так уж мрачно, как вы нарисовали.
Скажу сразу, я сам вырос в той эпохе, многое помню. У меня родители инженеры. Вернее папа слесарь (хоть и с высшим), а мама инженер-конструктор.

По работе, да и просто в жизни, я довольно много общаюсь с современной молодежью. Это люди, которым сейчас от 16 и до 20 лет.
Тот этап «We wish to make a lot of money», о котором вы пишете, для большинства из них уже прошел. Они сейчас уже склонны обвинять нас (старших) в том, в чем вы обвиняете современное общество — в бездуховности. Мне кажется этот этап уже близок к своему завершению, как и все этапы цивилизации. Из примеров могу привести, что современная поросль уже считает унизительным смотреть телевизор. У большинства, как и у меня впрочем, его нет. О Петросянах и Пугачевых они знают только по рассказам сверстников из интернета. Просто знают, что это чудовищно с культурной точки зрения. И Михалкова воспринимают именно таким, какой он есть сейчас, а не такого, каким был когда-то в СССР. Моя старшая дочь и многие ее приятели и подружки, с удовольствием обсуждают Бунина, Лермонтова, Достоевского. Они искренне удивляются, почему сейчас нет таких великих людей. Они даже готовы менять что-то в мире и в себе, чтобы попытаться исправить ту ситуацию культурной деградации, о которой вы написали. Они прекрасно понимают, что главное получать радость от труда, и понимают это тем яснее, чем жальче выглядят их горе-родители, «накачивающиеся пивасом» после «трудового» офисного дня. Они прекрасно понимают, что деньги это далеко не всё еще и потому, что эти деньги в общем-то у них уже есть. Вот папа — нормально зарабатывает, может себе позволить хорошую обстановку в квартире, и нормальную машину. Но счастлив ли он? Нет. Вывод — надо как-то подругому строить свою жизнь.
Я хочу сказать, что наше общество уже прошло ту самую точку полного разложения, когда уже ничего не остается, но появляется тот чернозем, на котором вырастает что-то приличное и полезное. Наши дети будут другими, я не сомневаюсь в этом. Они прекрасно понимают, что страна без специалистов в своем деле — обречена, а им в ней жить. Следующее поколение всегда старается переплюнуть предыдущее. Переплюнут и наши дети.

Современным людям, которым сейчас в районе сорока лет, ничего не объяснишь. Они хорошо помнят фарцу, пустые магазины, невозможность сделать ремонт самому, ибо банальных гвоздей купить было нереально. Они помнят лишь ложь властей, невозможность ей противостоять, и безысходность что либо вообще исправить. Они не помнят светлых сторон социализма, ибо они их уже не застали. Их еще помнят мои родители, они жили в 50-е, 60-е годы. Но мои сверстники почти всю сознательную жизь имели одну цель — деньги (они жили в 80-е, 90-е). И вот они их имеют в большинстве случаев. И теперь они и живут по инерции, по старой схеме — больше денег. Это испорченное поколение, они не сделают ни револицию, ни самолет. Сейчас они просто тратят. Тратя много, бездумно, не понимая зачем и на что. Отсюда эти совершенно дикие вкусы — золотые унитазы, колонны в римском стиле. Отсюда эта цыганщина — золото на черном, пурпурная парча, ткани под змеиную кшуру или под леопардов (простите меня, я художник по профессии) smile.
Эти потребители еще наедаются жизнью, хотя уже и сами понимают, что радости нет. Но менять что-то поздно.

Но те, которым сейчас 18 прекрасно видят и понимают ситуацию. Понимают ее лучше нас с вами. Ну или не хуже.
С них начнется рост. Он уже начинается. Я это могу видесь своими глазами.
У них другой мир, полный айпадов, роботов, компьютеров во всем. Они рождаются с мобильником в руках. Современный инструментарий очень сильно облегчил жизнь всему человечеству. Не ругайте офисы — это будущее всего человечество вообще. Мы осознанно шли к полной компьютеризации и роботизации физического труда. Весь мир идет по этому пути. Но мы еще помним как работать кайлом, а для нынешнего поколения это дикость, ведь есть робот. Это как в 20-м веке добывать огонь трением. Неудобно, трудозатратно, бессмысленно при наличие спичек, которые уже тоже вызывают исторический интерес в глазах молодежи. Они другие. И они будут жить лучше.
Радостнее.
Ragapega › Ну да. С позиции теперешней молодёжи, это скотство, рай подлецов, воров и спекулянтов, устроили их отцы, старшее поколение, выродки из советского комсомола и КПСС, предавшие и официальную идеологию правящей партии коммунистов, и всю страну в целом.

Но это же не так. Мы-то, дети учёных и инженеров, знаем, что это было не поколение наших отцов и матерей. Олигархия на то так и называется — что это власть немногих. Исключительных и неповторимых.

За колонны в римском стиле попрошу. Классицизм в архитектуре, а именно российский ампир царизма и сталинский ампир — это лучшее, что есть в ней. И это вечное. Но вы верно про аляповатые подделки нуворишей под это.
Виктор Франкл, «Сказать жизни — «Да». Психолог в концлагере».
Читать. Скачать.
   


















Рыси — новое сообщество