lynx logo
lynx slogan #00042
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР Игорь Кириллов, программа «Время»




   

№7357
3995 просмотров
29 ноября '14
суббота
9 лет 122 дня назад



Эмоциональное выгорание

Лекция Альфрида Лэнгле на тему «Эмоциональное выгорание — пепел после фейерверка. Экзистенциально-аналитическое понимание и предупреждение».
  Написал саванный Сунь Укун  
51



Тот стресс, который приводит к выгоранию, связан с тем, что мы слишком долго, без чувства внутреннего согласия делаем что-то без ощущения ценности вещей и себя.
Alenka › Отсутствие внутреннего согласия с тем, что мы делаем знакомо многим, если не всем. Очень часто мы подменяем это внутреннее согласие внешними конструкциями или словами «надо», «должен». Когда очень много таких «надо», «обязан» и «должен» теряется сама возможность личного выбора и тем самым ценность этих самых деяний, пусть даже самых «благородных». И вот тут спрашивается, кому и зачем это надо? Кому я это должен? Я это делаю потому, что это соответствует моей внутренней правде, моим убеждениям, или потому что кто-то снаружи когда-то сказал, что только так я могу быть хорошим в глазах других и, главное, в своих глазах. Это и есть самый большой самообман. Мы начинаем зависеть от конечного результата вместо того, чтобы быть в процессе жизни.
Alenka › Тут дилемма, на мой взгляд.

Когда выбранное дело затянулось (а затягиваться свойственно всем более-менее значительным делам в нашей жизни, на месяцы и годы) — первоначальный энтузиазм в итоге заканчивается быстрее (а заканчивается он за месяц примерно, если не получает подпитку результатами, достижениями).

И вместо радости от своего нового применения, и новых открытий возникает вот необходимость завершать уже несколько поднадоевшее дело.

Возникает выбор. Если совсем всё плохо, упрямства нерационального нет, а цель под вопросом, да и уже не так желанна такой ценой (только сейчас стало ясно, что цена выше ожидавшейся — на деле всё оказывается труднее обычно, «гладко было на бумаге...»), можно всё бросить, признаться себе, что не стоит того, не так уж и нужно было. Так вон люди бросают университет, разрывают контракт, разводятся, откладывают отчасти написанную книгу, да просто выходя осенью на прогулку, понимают что ветер и холод сегодня неожиданно такие, что ну её нафиг, такую прогулку. А можно убедить себя, что цель всё же стоит того, бросать, в теории игр (а мы тут должны оперировать исключительно рациональными категориями этой теории, и ничем иначе), будет не так выгодно: цена отказа выше цены преодоления, и значит надо потерпеть, подождать, завершить начатое. Так заканчивают школу, уже поняв классу к пятому, что ничему там не учат, так, наконец, штангу поднимают, зная, что тяжело, но результат оправдывает предельные повторения. Это ещё называется сила воли. Когда мы идём вперёд даже тогда, когда давно бы уже должны были свалиться и сдохнуть. Но если при этом цель того объективно не стоит — это уже называется упрямство и осуждается, как признак неразумности.

Плюс, цена преодоления со временем может возрастать — не всё можно предсказать. Плюс, ситуация может так измениться, что предприятие, годами бывшее успешным и лёгким, вдруг становится невыносимым. Так разваливаются те же браки, и компании, так дома бросают на стадии котлована, так человек эмигрирует.

То есть мы сами выбираем: проявлять упорство или пересмотреть свои задумки, отказаться от непомерных затрат.


Второй аспект: бывает, что затраты терпимы, но просто надоело. Угас вот тот первоначальный запал. Человек просто изменяется со временем — это неизбежно. Кто-то сохраняет свои увлечения всю жизнь, кто-то меняет их, с оглядкой на состояние в обществе (так советские учёные в 90-х: кто уехал за рубеж, кто подался в бизнес — и не по своему решению, просто под диктатом конъюнктуры), или без них. Ну просто больше не радует чем-то заниматься, там, в шахматы играть, когда есть уже тактические симуляторы. Стихи писать, к примеру, человек склонен как правило лишь в молодости, пока не износилась магия мира. Опять же, более чем весомый повод не мучить себя больше. Мы же не играем в кубики, мы исчерпали этот метод познания пространства и объёмов. Кошки, тоже, говорят, с возрастом меньше играют.


И третий, о котором вы говорите, самый тонкий: неважно, чем я занимаюсь, я должен в первую очередь оценивать это не как мёртвый процесс траты жизни на что-то. Я должен жить, помнить, напоминать себе, что моя жизнь проходит в этом процессе. И он должен быть мне приятен, позволять мне дышать, видеть мир, радоваться. Пребывать сейчас. А когда нет, он этого не позволит — надо от такого избавляться. Либо резко, либо вот, да, заставив себя снизить усилия, нагрузку. А на это тоже требуется мудрость и воля — не быть рабом своей неизменной работоспособности. От работы кони дохнут. Так сотрудники, поначалу работавшие за троих и кипевшие энтузиазмом, начинают сачковать. Просто их что-то демотивировало. Или неверная модель вознаграждения, или естественная усталость от рутины, или много чего.


А есть ещё отличный способ не загонять себя: иметь не одно, а целый ассортимент увлечений, одно увлекательнее другого. И чтобы отдохнуть от надоевшего — просто переключиться на другое, чтобы когда-нибудь потом, может, и вернуться. На то, которое кажется самым привлекательным именно теперь. Или даже придумать новое. Жизнь человека состоит в первую очередь из его увлечений. Только они делают его осмысленной. Из его любви. Из его радости. Из его постоянного открытия нового. Это путь с сердцем.
Ой, что-то длинно получилось. Ветви теряются за листвой. То же самое коротко:

1. Дело на неделю-месяц-два? Вперёд, энтузиазма хватит. Только тогда не откладывать, время не ждёт. Энтузиазм закончится по календарю, а не по прогрессу.

2. Дело серьёзное и затянулось. Регулярно сверяйтесь с прогнозируемым выигрышем и рассчитываемыми затратами. И то, и то может меняться неожиданно и критично.

3. Потери от выхода из игры определённо стали меньше потерь её продолжения — принимайте решение, не позволяйте инерции тащить вас.

4. Бросайте либо сразу, либо плавно, либо отложите.

Ничего не упустил? Просто не вычитывал и экстрагировал, много букв, а заново просчитал.


Да, забыл пример, с которого, собственно, хотел начать. Вон Магеллан, подойдя к своему проливу, уже окончательно убедился, что всё не так весело, как ему бы хотелось, и приключения получаются фиговые. Но всё же настоял на продолжении экспедиции. Молодец, вроде, вошёл в историю — первая кругосветка его. Только вот на самом деле цели своей не достиг, был по пути беспощадно сожран дружелюбными филиппинцами. Да и, думается, особой радости от всего и в процессе не смог получить — тяжелый получился круиз, нудный и опасный. Ну и вот вся модель.
Indian › Да-да, там ниже приблизительно такая же предлагаестся проверка на вшивость наличие смысла в какой-либо деятельности, хоть длительной, хоть кратковременной.

А с Магелланом, мне кажется, это несколько о другом. Не думаю, что он от эмоционального выгорания страдал.
Alenka › Он как пример того, насколько кошмарно могут пойти самые удивительные предприятия, один шанс попасть в которые — уже огромное счастье, выпадающее единицам из живших на планете. Как они могут потом, после всех мучений и побед, трагически закончиться, и лишь после неожиданно увенчаться успехом.

Чтобы заранее, во что-то ввязываясь, понимать, что тяжелее может оказаться в несколько раз, чем мы ожидали. И должен быть запас прочности: и ресурсный, и психологический.
Синдром выгорания ставит нас перед вопросом: действительно ли я переживаю смысл в том, что делаю? Смысл зависит от того, ощущаем мы персональную ценность в том, что мы делаем, или нет. Если мы следуем за кажущимся смыслом: карьерой, социальным признанием, любовью окружающих, тогда это ложный или кажущийся смысл. Он стоит нам больших сил и вызывает стресс. И как следствие у нас возникает дефицит исполненности. Тогда мы переживаем опустошение — даже тогда, когда расслабляемся.
Alenka › Удивительно, правда, почему такие хорошие вещи, как личные достижения, признание, любовь окружающих ставятся под сомнение. Фишка в том, что они не плохи сами по себе. Просто это не может быть конечным смыслом, конечной целью, это может быть всего лишь хорошим подспорьем, допольнительным ресурсом. Но если это самоцель, то при малейшей неудаче мы об это разбиваемся, вместо того, чтобы извлечь опыт и продолжать жить.
Alenka › Собственно, мы играем всю жизнь в постановку наших целей и достижение их. Как только цель достигнута — она уже не интересна, мы ставим новую задачу. Это погоня за собственным хвостом. Но это и нужно для выживания и совершенствования.

Хитрость в том, чтобы играя в эту игру, ставить целью не только результат, но и процесс. Заранее договориться с собой, что если вдруг вот предприятие станет приносить только заботы и огорчения, но не радость, или сменится выигрыш, или его цена — сразу придумать пути соскочить с этого поезда без излишних потерь.

У всех нас были, думаю, и примеры такого взвешенного отказа, причём не по мелочам, а в деле, которое мы считали для себя стратегическим, но в процессе радость исчезла и стало мудрее не мучить себя; и упорного достижения цели, когда отступать нельзя, и пусть трудно — возможно только вперёд.

Возвращаясь к выгоранию: выгорают как раз те, кто отказался отказаться. Потому что было нельзя, или из-за ненужного упрямства или зашоренности. Иногда бывает и нельзя, и это тяжело.
Выгорание — это такой психический счет, который нам выставляют за долгое отчужденное отношение с жизнью. Это та жизнь, которая не является по-настоящему моей.
Предотвратить синдром выгорания можно, задавая себя два простых вопроса:

1) Для чего я это делаю? Для чего я учусь в институте, для чего я пишу книгу? Какой в этом смысл? Является ли это для меня ценностью?

2) Нравится ли мне делать то, что я делаю? Люблю ли я это делать? Чувствую ли я, что это хорошо? Настолько хорошо, что я делаю это охотно? Приносит ли мне то, что я делаю, радость? Может быть, не всегда дело будет обстоять таким образом, но чувство радости и удовлетворения должно преобладать.

В конечном итоге я могу задать другой, более масштабный вопрос: хочу ли я ради этого жить? Если я буду лежать на смертном одре и оглянусь назад, хочу ли я, чтобы было так, что я ради этого жил?
Alenka › Для чего я учусь в институте?

Вот-вот! А то может показаться, что все эти штуксы, типа «смысла жизни» относятся только к чему-то большому, героическому и к обыденной жизни не имеющему никакого отношения. Как бы ни так. Люди страдают от остуствия смысла и ценности того, что они делают каждый день через силу, давая себе пинкак, потому что так надо и так правильно. Зачем и для кого я убираю в квартире? Зачем и для кого иду в магазин за продуктами? Ну, и покрупнее — зачем занимаюсь с ребенком, зачем помогаю родителям?

Нравится ли мне делать то, что я делаю? Люблю ли я это делать? Чувствую ли я, что это хорошо? Настолько хорошо, что я делаю это охотно? Приносит ли мне то, что я делаю, радость? Может быть, не всегда дело будет обстоять таким образом, но чувство радости и удовлетворения должно преобладать

Опять уперлись носом в практики дзен:
- О, какое удивительное чудо:
Я колю дрова!
Ношу воду из колодца!

Alenka › Дзэн об этом с самого начала: нет момента кроме сейчас. Жить для надежд будущего, или жить горестями прошлого — самообман. Делающий все живые существа несвободными.

Но, от себя добавлю — это и игра такая.

А ежли поймешь, что сансара — нирвана,
То всяка печаль пройдет.


Главное — не заигрываться, забывая, что это всего лишь игра. Тогда она тут же перестаёт быть игрой. Становится обузой и наказанием.

Мы слишком вовлекаем себя в образы плывущего мира.
О, а у нас зима началась, кстати. У вас ещё осень. smile
Indian › Не знаю, у кого там что, а у меня мандарины, удивительным образом по вкусу и запаху такие же как те самые, абхазские, которые из детства. Так что у меня где-то в районе нового года.
Из книги Лэнле «Жизнь наполненная смыслом».

Руководство для посика смысла.

Шаги, которые могут помочь, если смысл ситуации для меня не ясен.

Шаг первый. Рассмотреть ситуацию, чтобы увидеть содержащиеся в ней возможности. (Исходные вопросы.)

Что представляет собой в настоящий момент моя жизненная ситуация?

О чем в ней идет речь?

Что сейчас необходимо?

Что требуется от меня?

Что конкретно я могу сделать?

Какие возможности у меня существуют?

Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповторимое? (Ценности переживания.)

Могу ли я создать что-то ценное или повлиять на то, чтобы это возникло: выполнить работу, совершить поступок, создать произведение? (Творческие ценности.)

Каковы мои личные жизненные установки по отношению к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить? (Ценности личных жизненных установок.)
Шаг второй. Эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать ее важность для моей жизни. (Вопросы об эмоциональной значимости.)

Что я чувствую, когда думаю об этой возможности?

Как я буду себя чувствовать, если я сделаю это?

Как я буду себя чувствовать, если я не сделаю этого?

Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я сделаю это,

Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я не сделаю этого?
Шаг третий. Выбрать наилучшую для меня в данных обстоятельствах возможность. (Вопросы о свободе.)

Что по совести было бы правильно сделать в данной ситуации?

Как я буду относиться к себе, если не сделаю этого? (Кем я буду выглядеть в собственных глазах?)

Действительно ли это мое собственное решение или меня к нему кто-то или что-то принуждает?

Добровольно ли я делаю этот выбор? Могу ли я сказать: «Я сам хочу этого»?
Шаг четвертый. Продумать, как лучше всего воплотить мое решение, понять, что изменится в моей жизни (и в мире в целом), если это решение будет воплощено. (Вопросы об ответственности.)

Что может помешать мне реализовать эту возможность?

Должен ли я это сделать сейчас?

Как, с помощью каких средств, каким способом я могу сделать это наилучшим образом?

Будет ли этот способ действий соответствовать мне?

Зачем я, собственно, должен это сделать?

Ради чего (ради кого) я хочу это сделать?

Как это повлияет на мою жизнь и жизнь других людей?
Вот это я понимаю анализ жизненной позиции или ситуации. Я вот задаю себе эти вопросы, которые вы здесь описали, а ответов адекватных нет. У меня лента Мёбиуса все время получается.
Doooook › Значит где-то оно замкнулось.
Alenka › Еще в самом начале. Как то давно решил что любые средства хороши в достижении целей а о себе потом думать буду. Так и завертелось.
Doooook › Чтобы это срабатывало — для этого надо иезуитом быть. Finis sanctificat media.

А для нас, мирян, важно помнить, что всякое функционирование организма в авральном режиме, особенно продолжительное — стоит нам лет жизни, и качества этих лет. Здоровье потом не купить. И детям отца деньги не заменят. Тем более, что, мы знаем из опыта, деньги у нас в стране испаряются — такие тут законы природы. Вот как раз сейчас очередное бурное испарение их у всех переживаем.

   USD   49,32   +2,48   51,80
   EUR   61,41   +3,03   64,44


То есть мы платим не только тем, что нам сейчас тяжело — но и годами жизни. Причём, просто так, потому что нам захотелось трудностей.
Indian › Ну вы знаете до иезуитов с их довольно жесткими устоями мне далеко. Я скорее вольный художник. Я своими знаниями и навыками пытаюсь облегчить жизнь другим. Для меня закончить проект или начинание становится как навязчивая идея. Вспомните Холмса. Вот примерно такая ситуация и со мной.
Doooook › Это нормально. Даже, скажем, плотник или рыбак старается закончить ту работу, которую начал выполнять. Притом, мы заранее можем достоверно просчитать затраты на неё. Речь о более долгосрочных процессах.
Indian › Я вот наблюдаю, со своей колокольни конечно, обратную ситуацию. Идет широкая если не деградация то понижение уровня знаний в общем. Все стремятся выполнить минимум обязанностей и ни на ёту в сторону от этого критерия отходить не хотят. Мне становится проще и быстрее сделать самому чем долго и нудно растолковывать специалисту что он должен сделать я имею виду его прямые обязанности связанные с его профессией.
Краткий пример: развеска картин в экспозиции. Дано: 10 картин, крепеж (элементарный, петля затяжка на рейлинг и в кольца на самом произведении), 5 специалистов по развеске, куратор выставки и 3 стены. Цель: провести развеску. По прохождении трёх, я подчеркиваю ТРЁХ, часов мы имеем распакованные изображения и шарящися в телефонах спецов. На наивный вопрос что вы собственно не повесили картины ответ до изумления прост, изучаем систему данного крепления. Куратор без согласования и звонков в чёрт знает сколько мест не может выяснить порядок развески (его прямая обязанность это сделать самому в соответствии с концепцией выставки). Я и мой непосредственный начальник решили данную проблему в течении часа от и до.
И так везде. Куда ни плюнь. Все сводят к минимуму свои обязанности и плодят кучу очень, очень узких специалистов без которых видите ли не обойтись. И чем долгосрочнее проект это набирает катастрофические обороты.
Енот меня убьёт если ему придется еще раз читать стих.
Doooook › Возможно, следствие уничтожения властью производства в стране. Если раньше почти все, кроме поварих в столовках, продавщиц в гастрономах и тому подобных персонажей были специалистами, профессионалами, с юности натренированными шевелить мозгами по своей специальности — то, глядите, в вашем примере какая катастрофа: специалисты по развеске. Век шудр, безынициативных слуг.

Им даже нельзя сказать: пойди и выкопай яму. Нужно показать место и воткнуть лопату. Иначе никак.


Отчего так? Нет, не люди стали хуже качеством. Изменилось общество, правила игры, о которых я говорил. Если мы всю жизнь учились осваивать профессии, чтобы применять их сразу же, вот прямо сегодня уже надо всё знать, уметь и делать — то их в школе, как и нас, известно, ничему не учат; дальше, ну вузы современные вы видели, там что приходит — то и выходит, умный будет сам учиться, дурак получит свой диплом с теми же стеклянными глазами, что и по поступлении; и вот дальше его сажают в кресло в конторе за монитор. О, а монитор ему знаком, это как телевизор, только туда можно ещё чатиться — это как голосом трепаться, только труднее, кнопочки приходится искать... И так до пенсии.

Псевдогосударство расхитителей страны уничтожило общество специалистов и взрастило взамен общество подчинённых. Это единственная функция на современном рабочем месте. У слишком многих, хорошо что не всех.

И вот как раз евангельские плотник или рыбак, доктор или спасатель, инженер или программист — это профессии, где с утра у тебя есть задание, а вечером результат, и как хочешь крутись, но поставленная задача должна быть выполнена, и для этого нужны мозги, воля и трудолюбие.

Этого должно стать снова больше. Симулякр, сожравший страну, должен её или срыгнуть обратно, или его разорвёт. Впрочем, с тем же результатом. Нацию никчёмных клерков надо снова превращать в нацию профессионалов, гордых своим уровнем. Ведь это высшее счастье: знать свою ценность, как специалиста, свою незаменимость для общества.


Впрочем, что это я объясняю заново? Вон же Дугин с Лаэртским три года назад у нас:

Офисные левретки

— Но теперь у нас открытое общество. Бесполезность офисного работника открыта. Спросить его: «ты кто»? Раньше говорили там: «я столяр»...

Doooook › а о себе потом думать буду

Это нам всем неправильно с детства внушили, что жертвенность всегда признак хорошести, а забота о себе признак эгоизма.
Alenka › В общем, справедливого в этом также много. А то сейчас целое поколение выросло исключительных эгоистов. Готовых любыми средствами, за счёт всех вокруг, добиваться личного благосостояния. Идти по трупам. Это часть и исток многих прочих проблем общества.

Просто должен быть срединный путь. Всегда помнить о других, но и относиться бережно к вверенному биологическому автомату унд телесному болвану.

К слову, тут надо соотносить корректировку своего встроенного склонения с его определением по матрице темпераментов Гиппократа: кто-то склонен излишне думать о себе, кто-то напротив, наказывать себя, держать в чёрном теле, испытывать на прочность. То же самое с людьми: кто-то слишком думает о них, кто-то слишком не думает.

Надо стремиться к золотой середине.
   


















Рыси — новое сообщество