Кручёных о Хлебникове
С Хлебниковым меня познакомил Давид Бурлюк в начале 1912 года в Москве на каком-то диспуте или на выставке. Хлебников быстро сунул мне руку. Бурлюка в это время отозвали, мы остались вдвоем. Я мельком оглядел Хлебникова.
Тогда ему было 27 лет. Поражали: высокий рост, манера сутулиться, большой лоб, взъерошенные волосы. Одет был просто — в темно-серый пиджак.
Я еще не знал, как начать разговор, а Хлебников уже забросал меня мудреными фразами, пришиб широкой ученостью, говоря о влиянии монгольской, китайской, индийской и японской поэзии на русскую.
— Проходит японская линия, — распространялся он. — Поэзия ее не имеет созвучий, но певуча... Арабский корень имеет созвучия...
Я не перебивал. Что тут отвечать? Так и не нашелся. А он беспощадно швырялся народами.
— Вот академик, — думал я, подавленный его эрудицией. Не помню уж, что я бормотал, как поддерживал разговор.
В одну из следующих встреч в неряшливой и студенчески-голой комнате Хлебникова я вытащил из коленкоровой тетрадки (зампортфеля) два листка — наброски, строк 40–50, своей первой поэмы «Игра в аду». Скромно показал ему. Вдруг, к моему удивлению, Велимир уселся и принялся приписывать к моим строчкам сверху, снизу и вокруг — собственные. Это было характерной чертой Хлебникова: он творчески вспыхивал от малейшей искры. Показал мне испещренные его бисерным почерком странички. Вместе прочли, поспорили, еще поправили. Так неожиданно и непроизвольно мы стали соавторами.
А. Кручёных — Фактура слова. Декларация. (Книга 120-ая). Москва — 1923 год [факсимиле, PDF]
табун шагов
чугун слонов
какалые отливы небосклонаНаш бог—бег!
Алексей Кручёных Александр Кручёных Велимир Хлебников Давид Бурлюк футуристы заумь
Есть надежда, что со временем все поэты станут Демьянами Бедными. На худой конец Водиславами Худосевичами.
Петров-Старший-то тоже сомневался в прямо таком уж авторстве Шкловского.
Кстати, кто такой Эйхенбауман?
Интересно, что вскоре язык так и свёл эти хайтековые слова иностранныя новомодныя к лётчик, лётчица. Хотя всякие тогдашние револьвер, локомотив, фотография оставил. Аэроплан ещё пострадал.
Вон Калинов мост это совершенно волшебно развил много позже, совсем в ином уже времени и мире.
Не следует ли ждать в 1917 году падения государства?
Хлебников обижался, но все же, видимо убежденный, дал мне свои вычисления для обнародования. У меня сохранилась его записка:
Алексею Крученых
«Часы человечества».
Разрешается печатать.
В. Хлебников.
10.11.22.
Эта вещь вошла в «Доски судьбы» (изд. 1922 г.).