lynx logo
lynx slogan #00092
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Мэрилин Монро




   

№5833
9765 просмотров
1 августа '13
четверг
9 лет 56 дней назад



Книжное проклятие

[ uploaded image ]
Средневековая книга, написанная и переписанная вручную, на дорогом пергаменте, украшенная рисунками и тиснением, а то и драгоценными металлами и камнями, представляла собой не только духовную, но и материальную ценность. Да такую, что желающих владеть нею было существенно больше, чем собственно книг. Спрос рождает предложение, и, скорее всего, книжному воровству столько же лет, сколько и книгам. Разумеется, с этим явлением всячески боролись. Собирали книги в охраняемые библиотеки, приковывали их цепями, замыкали на замок. Но был и еще один любопытный способ — охранное книжное проклятие.


Вносить какие-либо изменения в переписываемую книгу монаху-переписчику строго запрещалось. Исключением являлся лишь колофон — небольшая текстовая часть на последней странице книги, где сообщались данные об авторе, времени, месте создания книги, и ... кое-что от переписчика. Работа по копированию книги могла занимать годы изнурительной работы в холодной келье при свечах. И вот работа окончена, и усталый переписчик выводит закоченевшей рукой на заиндевевшей клавиатуре последний абзац:

Amice qui legis, retro digitis teneas, ne subito litteras deleas, quia ille homo qui nescit scribere nullum se putat habere laborem; quia sicut navigantibus dulcis est portus, ita scriptori novissimus versus. Calamus tribus digitis continetur, totum corpus laborat. Deo gratias. Ego, in Dei nomine, Vuarembertus scripsi. Deo gratias.

Умоляю, мой друг, при чтении держите руки за спиной, опасаясь причинить зло тексту резким движением, ибо человек, ничего не знающий о письме, считает что это не его забота, тогда как писателю последняя строка сладка, как порт моряку. Три пальца держат перо, но трудится всё тело. Хвала Господу. Я, Варемберт, написал эту книгу во имя Бога. Хвала Господу.

Но трогательным просьбам, видимо, не очень доверяли, ибо колофон гораздо чаще содержал совсем другой текст:

Quem si quis vel dolo seu quoquo modo isti loco substraxerit anime sue propter quod fecerit detrimentum patiatur, atque de libro viventium deleatur et cum iustis non scribatur.

Если кто хитростью, или другим способом, независимо от обстоятельств, удалит эту книгу от сего места — пусть душа его страдает в отместку за его деяние, и его имя да будет стерто из списка живых, и да не будет записано среди Блаженных.

Hic est liber Sancti Maximini Miciacensis monasterii, quem Petrus abbas scribere jussit et proprio labore providit atque distinxit, et die caenae domini super sacrum altare sancti Stephani Deo et sancto Maximino habendum obtulit, sub hujusmodi voto ut quisquis eum inde aliquo ingenio non reddituius abstulerit, cum Juda proditore, Anna et Caiapha atque Pilato damnationem accipiat. Amen.

Эта книга принадлежит монастырю Святого Максимина, написана по повелению аббата Петра, его собственным трудом исправлена и дополнена, и в Великий четверг посвящена Богу возложением на алтарь Святого Стефана в монастыре. Проклятие тому, кто удалит книгу оттуда любым способом без намерения возвратить — проклятие с предателем Иудой, с Анной, Каиафой и Пилатом. Аминь.

Hic est liber sancti Albani quem qui ei abstulerit aut titulum deleverit anathema sit. Amen.

Этот пост написан в славный день, кто оскорбит его насмешками или равнодушием будет предан анафеме. Аминь.

Quicunque hunc titulum aboleverit vel a prefata ecclesia Christi dono vel vendicione vel accommodacione vel mutacione vel furto vel quocunque alio modo hunc librum scienter alienaverit malediccionem Ihesu Christi et gloriosissime Virginis matris ejus et beati Thome martiris habeat ipse in vita presenti. Ita tamen quod si Christo placeat qui est patronus ecclesie Christi eius spiritus salvus in die judicii fiat.

Тот, кто разрушит книгу, или путем дарения, или продажи, или займа, или обмена, или кражи, или любым другим путем сознательно удалит ее из церкви Христа (речь идет о Крайст-Чёрч, Кентербери, ваш Ar.), понесет по жизни проклятие Иисуса Христа, и его славной Девы-Матери, и блаженного Томаса-мученика. Однако просим Христа, покровителя церкви Христа, о спасении его (вора) души в Судный День. (Кстати, очень любопытный момент: книжный вор предаётся прижизненному проклятию, наряду с еретиками и вероотступниками. Но всё же — милый Христос, паче буде суд Твой, прости заблудшего и прими душу его).

Существовало три типа наказаний: отлучение, проклятие и анафема. Отлучение было самым легким из них, так как было обратимым. Анафема была куда более серьёзным наказанием, но требовало церковных процедур и ритуалов, в отличие от обычного книжного проклятия, когда за людей всё должен сделать бог (или кто-то из его подручных). Поэтому проклятие использовалось очень широко, и считалось эффективным средством. А затем в 1212 году Синедрион в Париже издал указ о запрете использования книжных проклятий... под страхом проклятия. Но это уже другая история.

Кстати, копаясь в этих ваших интернетах в поисках удобоваримых материалов к данной статье, я с удивительным постоянством натыкался на один и тот же текст:
"Для того, кто крадет, или берет взаймы и не возвращает эту книгу ее владельцу, пусть она превратится в змею в его руках и растерзает его. Пусть он будет поражен параличом и все его члены разрушатся. Пусть он томится от боли, кричит о пощаде и да не будет прекращаться его агония до тех пор, пока он не истлеет. Пусть книжные бессмертные черви пожрут его внутренности, и когда, наконец, придет его судный день, пусть пламя ада поглотит его на веки вечные« (литературный перевод с английского, ваш Ar.). Понятно, что такая выпуклая картина выглядит гораздо внушительнее, чем невнятное для нас »...тому анафема". Но вот незадача — это не аутентичный текст. Но это уже другая история... Ладно, ладно, шучу, так и быть, расскажу в комментариях.

Источник — монументальный труд
  Написал Бабрак Кармаль      
110


книжное проклятие нарушил копирайт анафема грешные буккроссеры


Некто Эдмунд Лестер Пирсон (1880-1937) был профессиональным библиотекарем, занимал должности в общественной библиотеке Вашингтона, Библиотеке Конгресса США, Военной библиотеке, и даже в собственной библиотеке в Эшвилле. В общем, был большой шишкой. Но по настоящему известным он стал благодаря своей книге: «Старобиблиотечном альманахе». Несмотря на внешнюю унылость и академичность, она была написана в юмористическом ключе. Так библиотечное начальство Пирсон рассматривает как невыносимую неприятность, отвлекающую библиотекаря от его истинного призвания — личного чтения. И именно с его легкой руки пошло гулять по книжному миру несколько стилизаций под древние книжные проклятия, втиснутые в «Альманахе» между главами «Клиент всегда неправ» и «Опасайтесь женщин в библиотеке — брак ограничивает свободу чтения». Будьте бдительны, друзья!
Эх, просчитался в строчках... Последний абзац должен выглядеть так:

Источник — монументальный труд Джона Уиллиса Кларка «Хранение книг», Кембридж, 1901 (спасибо проекту «Гутенберг») (англ.) Тут немного на русском.

Приношу свои извинения!
У меня вопрос: можно ли избежать бана или слива, сопроводив свой пост с требованием медузы, вот таким вот проклятием? Ну, что-то вроде: да отсохнут руки у того, кто поставит минус моему посту и ослепнет тот, кто забанит меня? Или все-таки привлечение святых угодников остается приоритетным? Ну, типа, да пребудет проклятие святого Валентина на том, кто поставит мне минус, и он никогда уже не возрадуется любви душевной, а тем паче плотской? Сдается мне, что нет. Но попробовать-то можно?
Elsh › Вы добились своего, все кто поставил минус Вашей реплике уже с отсохшими руками ощупывают свой слепой путь без любви.
Замечательно! Книга — это святое. Поговорить с человеком, умершим тысячи лет назад, можно только при помощи книги. А ещё более святое — это книги о книгах, например «Имя розы» Умберто Эко или «Если однажды зимней ночью путник» Итало Кальвино. Об одной замечательной книге о книгах я уже когда-то писал, это книга Вадима Рабиновича «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух», произведение во всех отношениях гениальное. Множество рассказов библиотекаря Хорхе Луиса Борхеса посвящено книгам, реальным и вымышленным, апофеоз его рассказов о книгах — это «Вавилонская библиотека» (1941), Вики даёт ссылку на полный текст рассказа на русском, очень рекомендую, если кто не читал.
Придуманная Борхесом библиотека превосходит объём видимой Вселенной примерно в 10611338 раз.
Yellow Sky › Книги, книги... Увлекательные, назидательные, гениальные и просто интересные, красочные, полезные, обучающие... несть числа им. Увы, приведенные вами книги так и остаются мною так и не прочитанными. Нет, я не сомневаюсь, что в процессе их чтения я получу много удовольствия и пищи для ума. Но как-то вот постоянно находится примерно 1000 неотложных дел, не позволяющих мне улечься на диванчике с читалкой прямо сейчас. Так что отношения у меня с подобными книгами тёплые, но отложенные, что ли. Вот представьте, едете вы на работу каждый день в одно и тоже время, скажем, автобусом. И с вами тем же автобусом ездит незнакомая вам девушка. И вдруг одним прекрасным утром она раз — и улыбнулась вам! И вышла на своей остановке. А вы поехали дальше. Но едете вы уже другим человеком. Вы знаете, что завтра вы снова сядете в автобус, и она тоже сядет, и вы подойдёте к ней, и всё будет хорошо. Но это будет завтра. Вот примерно такие у меня отношения с Борхесом, и Овидием, и Достоевским, и Моэмом, и Платоновым, и Рабле, и Ремарком, и Мураками, и Гумилевым, и много кем еще. Вот, «Вавилонская библиотека» улыбнулась мне сквозь ваш комментарий. Но завтра, всё завтра...
Artifex › «Вавилонская библиотека» — это небольшой рассказ, за 30 минут прочитаете.
Yellow Sky › это Брхеса вы имели в виду?
Ragapega › Борхеса, блин. А чего нельзя править комментарий как на соседнем?
Ragapega › Конечно Борхеса. А редактировать нельзя.
Yellow Sky › шикарный рассказ!
В свое время он произвел на меня ошеломляющее впечатление. Я помнится даже сел подсчитывать возможное количество книг в Вавилонской библиотеке. Получилось что-то в 12-й степени))))
Ragapega › Соседний 12 лет прожил без этих новомодных излишеств, и чем их там было меньше, тем выше было качество комментариев.
Indian › вы полагаете это как-то связано?
Ragapega › Мне кажется, что связано. Семь раз подумаешь, перепроверишь, прежде чем жать «Press me».
О-о! Надо заказать экслибрис для последней странички: «Тот же, кто насладившись чтением, не соизволит вернуть книгу в руки хозяина, пусть изведает нестерпимые муки совести и будет ими мучим до скончания дней его.»
Alenka › Именно так и разошлась по рукам часть моей личной библиотеки — читателей замучила совесть до смерти, поэтому книги и не вернулись. Не, дубовый оклад на книге, да с замком, да кованая цепь, да ларь с запорами — гораздо вернее.
Суровые средневековые библиотекари. Хотя я и сейчас таких знаю. Спасибо за пост, он отличный.
Кто не вернёт книгу в библиотеку после сессии да будет не переведён на следующий курс, да будет отлучён он от университета, да ляжет на него проклятие армейских портянок.
   


















Рыси — новое сообщество