Мамардашвили детально разбирает ситуацию аврала. Как же это хорошо знакомо, когда говорят: «Вася, давай!» И Вася включается, не осмыслив ни на секунду того, что на самом деле происходит, кто несет ответственность, и почему именно он должен жизнь положить, чтобы заткнуть образовавшуюся брешь.
Как ни удивительно, но мы привыкли так — жить в чрезвычайной ситуации, когда нужно срочно сделать на позавчера, все горит и все сроки уже сорваны; не скажем «да», не успеем, сделаемся ненужными, ненадежными, ленивыми, слабыми и так будем стоять на обочине жизни. Неправда.
Жизнь — это не сплошная чрезвычайная ситуация. Это случается, но крайне редко. Поэтому в основном я иду в своем темпе. Так что достаточно часто для меня и сила, и надежность и уверенность упаковывается в одно простое «нет», формулирование своих условий и адекватных сроков.
А у вас какой темп? Идём или бежим?
Давайте цитату из источника, разберём. Вообще надо всё же мне ленивому начать читать его подряд, пока есть на то время. Мы много не успеем в этой жизни именно оттого, что в плену иллюзии, будто всё ещё успеем.
У Мамардашвили об этом в «Беседах о мышлении». Не могу сейчас найти этот пассаж у него изящный — год назад читала.
А я вот взяла, да разместила это в фейсбуке. Тут же пришли люди, которые стали жаловаться что это с ними кто-то делает. Причем с одними это делает «совок», а с другими загнивающие капиталисты-эксплуататоры. Меня очень радует такая солидарность.
Столь же радуют их коллеги обратного шаблона: ой, да ты шо, это не совейская власть была плохая, енто кажный диссидент был сам себе истошником усех евойных надуманных проблем! (например вон, уже много раз, но пусть ещё будет, раз так: Бродский, Летов, Довлатов, Хармс, Введенский, Беляев, Андреев (старшего не берём, тот сам был себе во многом злой Дантес), Гумилёвы, Платонов, Соловьёв, Лосев, Бабель... Башлачёв, Янка, Майк и Цой, кстати тоже что-то как-то странно преждевременно этот мир покинули примерно в одно время, никто не находит?).
Давайте мы хотя бы не будем углубляться в разборы уровня первого класса: 3×6=чему? И отчего кто-то настаивает, что он так уверен в истинности своего сугубо субъективного толкования? Есть общие процессы, преходящие, но наследуемые в веках, из природы человека и его т. н. общества увы; есть, скажем, ἐφήμερα. Одно формирует другое. И мы живём среди миллионов, которые не просто ну никак не умеют отличить одно от другого — много хуже: даже не задумываются над этим.
И это, я сейчас скажу ещё одну слишком парадоксальную вещь, чтобы вообще надо было б это говорить: единственная причина, отчего люди живут в грязи и многовековом страдании, как свиньи — только оттого, что на одного видящего причины их горя приходятся тысячи и целые миллионы в итоге тех, кто готов затоптать всех вокруг за доступ к лохани, а значит за вожака, что обустраивает им самоотверженно милостиво их такой быт и процветание.
Этот образ мышления целиком формируем (в 1820-х, 1840-х, 1900-х, 1930-х, 1970-х, 1990-х, 2010-х, далее везде™) именно этой общей неспособностью отличить, что вот этот конкретный деликт, что нарушает мои свободы, и разрушает мою жизнь — он ведь сформирован не конкретным актором, а спонсирован теми, кто установил такие правила, благоприятствующие ему. Помните, мы когда-то разбирали преступность африканских беженцев против европейских граждан? Qui prodest, как обычно. Кому выгодно: а) разрушить Европу как уникальную и неповторимую культуру; b) как сильнейшую экономику; c) военный и политический потенциал; d) главное: повторить ровно то же, что они сделали с Германией как раз перед Гитлером — разрушив всё, накопить такой потенциал ненависти, ярости, отчаянья, который потом неизбежно выльется в новые десятки миллионов убитых; и примерно даже уже можно сразу предсказать, где. Учитывая, что и французов мы за сто лет до того, мы тоже своей кровью останавливали зачем-то; заметьте, не приобретя за счёт нашей той победы ровно так же ну ничего кроме горя, нищих инвалидов (как понимаю, это столь странное тогда для нас, в наши советские 80-е, слово — было как раз тогда ещё сформировано, в ту, прежнюю Отечественную, когда наши родные рабовладельцы горячо всенародно любимые так любили ввернуть что-нть эдакое по-хранцузски, куртуазно, mon plaisir) с деревянными колодками на тележках у продуктовых магазинов — кто видел, тот знает...
Им вот ведь же ж хрен кто это объяснит — у них контура такого в сознании нетуть, шоб оное понять, пусть и через эоны какие немыслимые.
Это он так над вами доминировать пытается — дескать вон вы какие жалкие, мы-то албанцы ого-го. Если верно помню, именно албанцы и были теми, кто вместе с хорватами объявил войну сербам и СФРЮ в целом — и, в итоге, разрушил нашу славную социалистическую Югославию. Это как вон бывший член НСДАП начнёт евреев упрекать: что ж вы, мы думали, вы не дадите нам вас миллионами истреблять. Или мои аналогии несправедливы, и у них тогда всё было не так однозначно? У нас, знаете, своего тогда горя хватало, не до них было.
Как альтернативный вариант: у них действительно там все эти годы замечен некий миф, что вот мы ладно — но русские — это те самые сверхлюди, что ценою десятков миллионов своих убитых не дали превратить всю планету в сплошной фашистский Третий Рейх. И они правы. Не дали. Этой именно ценой. И уже в 1946-м году были снова преданы собственными же грузинскими узурпаторами. О чём обычно умалчивается. Дальше было даже только ещё более грустно — не будем об этом.
Нет, не пытается. Там среди албанцев оказалось полное разнообразие. Он как раз из православной деревни.
Но отношение как к сверхлюдям есть, и от этого неловко.
Да и не стоит им, наверное, рассказывать, какой ценой даются нам эти подвиги, это неизменное величие страны в мировом масштабе.
Тут сразу надо, учитывая что вокруг сплошь христиане, отделить философски термины: гнев от гневливости. Как гордость от гордыни. Как тонкий юмор от неуместного паясничанья; самоиронию и иронию над без неё в целом болезненной, неправильной, трагичной ситуацией — от неуместного иронизирования над сакральным, агрессии в форме насмешки... Впрочем, за то психологов ценю особо: вы как раз куда тоньше других, всех прочих, осознаёте пределы этих всех (психических по сути) состояний. А обычно люди не ведают вообще, что происходит и с ними, изнутри, и с ними извне, и с другими подле них, и с социумом как целым, и вообще вне их. Театр, кстати, возник (в античном и, ну, чтоб проще было понять теперь, ладно: шекспировском смысле) — как именно этот философско-социологически-психологический инструмент задуматься над этим удивительным множеством происходящих процессов. Если повезёт — то и понять их часть.
— Знаешь почему ты не можешь играть быстро сейчас?
— ???
Объясняю так:
— Потому что то, что ты хочешь, чтобы происходило не происходит.
— ???
— В голове у тебя это не происходит. В мозгах. Пока ты не смог этот пассаж продумать так же быстро, как хочешь его сыграть — не получится. Ты не будешь играть быстрее, чем можешь это продумать.
И знаете, помогает. Понимают. И тогда играют медленно и продумывают. Смешно, но работает.
А ещё есть такой секрет — скороговорки. Все музыканты-виртуозы прекрасно произносят скороговорки.
И тут то же самое. Если ситуацию продумать, то она становится гораздо медленнее и решается всё гораздо быстрее. Поэтому стараюсь либо быстро понять, либо просто не спешу и всё. Ах, если бы всегда получалось...