lynx logo
lynx slogan #00076
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Елизавета II, королева Ямайки, Барбадоса, Багамских Островов, Гренады, Папуа — Новой Гвинеи, Соломоновых Островов, Тувалу, Сент-Люсии, Сент-Винсента и Гренадин, Белиза, Антигуа и Барбуды, Сент-Китса и Невиса




   

№8360
5594 просмотра
25 мая '16
среда
1 год 84 дня назад



Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.

Очень доходчивая и обстоятельная статья Филипа Зимбардо.
  Написала Alenka      
28



Контрольный список 20 способов
сопротивления нежелательному
социальному воздействию


1. Практикуйте временами отклоняющееся от вашей привычной нормы (девиантное) поведение (вариант — практикуйтесь быть иногда девиантом); нарушайте свой обычный ролевой и личностный образ; учитесь принимать отвержение; играйте с наблюдением за собой с разных точек зрения.

2. Практикуйте высказывания: “Я сделал ошибку, “Мне жаль”, “Я был не прав”, “...и я научился на этой ошибке”.

3. Отдавайте себе отчет в общей перспективе, которую другие используют для обрамления проблемы, ситуации, текущего события, поскольку принятие их рамки в их терминах дает им силовое преимущество. Будьте готовы сделать шаг назад и отвергнуть эту рамку в целом и предложите вашу альтернативу перед обсуждением деталей.

4. Будьте скорее готовы претерпевать кратковременные потери в деньгах, самоуважении, времени и усилиях, чем страдать от разлада по поводу пагубного обязательства, которое держит вас в западне. Примиряйтесь с “заниженными издержками”, игнорируйте искушение и двигайтесь дальше с жизненным знанием, извлеченным из вашей ошибки или неверного решения и позволяющим не повторять этого.

5. Будьте готовы отступить назад из любой межличностной ситуации и сказать себе и этому значимому (контролирующему) другому: “Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такое действие может ранить — пока ты не прекратишь делать X и не начнешь делать Y”.

6. Всегда избегайте предпринимать сомнительные действия, которые, как настаивает провокатор изменения, должны быть сделаны немедленно; выходите из ситуации, выделяйте время для размышления, добывайте беспристрастные дополнительные мнения, никогда не торопитесь сразу соглашаться.

7. Настаивайте на понятных объяснениях, без двусмысленной речи; парафразируйте ваш взгляд на это. Не позволяйте провокаторам изменения заставлять вас чувствовать себя глупым; слабые объяснения являются признаками обмана или недостатка адекватного знания у якобы информированного собеседника.

8. Будьте чувствительными к ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения, униформы, символы власти, знаки, титулы, групповое давление, правила, показной консенсус, редко встречающиеся лозунги, обязанности и обязательства.

9. Будьте особенно настороже в установлении отношений “хозяин-гость”, в которых вас побуждают чувствовать и действовать как гостя, накладывая, таким образом, ограничения на вашу свободу выбора и действия.

10. Не верьте в простые решения сложных личных, социальных и политических проблем.

11. Помните, что нет такой вещи, как подлинная, безусловная любовь со стороны незнакомых людей; любовь, дружба и доверие должны развиваться со временем и обычно включают взаимообмен, преодоления и соучастие — некоторую работу и обязательство с вашей стороны.

12. Когда обнаруживаете себя в обстановке обезличенного влияния, индивидуализируйте (выделяйте из ряда подобных) себя и агента влияния, чтобы установить взаимную человечность, индивидуальность, совместные интересы; прорывайтесь через ролевые ограничения посредством контакта глаза в глаза, персональных имен и похвал; владейте своей и партнерской личностными идентичностями.

13. Избегайте “тотальных ситуаций”, которые непривычны и в которых у вас мало контроля и свободы; немедленно определяйте границы вашей автономии; проверяйте психологические и физические выходы: принимайте небольшие ссоры как приемлемые издержки ухода от того, что могло быть большей потерей, если было бы доведено до конца.

14. Практикуйте “независимое участие” (“беспристрастный интерес”), занимайте свое сознание критическим оцениванием, отключайте свои эмоции в конфронтациях с теми, кто являются по-маккиавелевски сильными манипуляторами.

15. Жадность и раздувающая самолюбие лесть далеко продвинут манипуляторов-контролеров сознания и агентов жульничества, но только если вы позволяете себе быть совращенным этими ложными мотивами; сопротивляйтесь их соблазну, ориентируясь на самого честного, уверенного в себе человека, которого вы знаете.

16. Распознавайте ваши симптомы вины и индукции вины, провоцируемой в вас другими; никогда не действуйте по мотивам вины. Относитесь терпимо к вине как части вашей человеческой натуры, не спешите улучшать ее на тех путях, которые планируют вам другие.

17. Будьте внимательными в том, что вы делаете в данной ситуации, не позволяйте привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно в том, что является слегка иной ситуацией.

18. Нет необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени; вы можете измениться и не придерживаться фальшивого стандарта пребывания “надежным” и поддержания статус-кво.

19. Легитимная (законная) власть заслуживает уважения и иногда нашего послушания, но незаконную власть всегда нужно отвергать, не повиноваться и разоблачать.

20. Недостаточно открыто высказывать расхождение во взглядах или эмоционально страдать от незаконной деятельности или от изменения правил игры, как вы их понимаете, — вы должны быть готовы открыто не подчиняться, защищаться, бросать вызов и претерпевать последствия такого поведения.
В восьмом пункте даже не нашёл ключевой мысли чтобы её выделить. Это проблемы перевода, или недостаточно уточнённая мысль автора, или я не владею какими-то подразумеваемыми там моделями? Общий смысл понятен: подмечать манипуляции посредством тоталитарных инструментов. Но как-то хотелось бы менее обтекаемых и аморфных слов чем «будьте чувствительными к ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались» с точки зрения банальной эрудиции...

8. Будьте чувствительными к ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения, униформы, символы власти, знаки, титулы, групповое давление, правила, показной консенсус, редко встречающиеся лозунги, обязанности и обязательства.


Indian › Конечно же перевод несколько корявенький. Однако же спасибо и за это в свободном доступе.

В оригинале оно так:
Be sensitive to situational demands however trivial they may seem: role relationships, uniforms, symbols of authority, signs, titles, group pressures, rules, apparent consensus, scarcity slogans, obligations, and commitments.

Здесь «be sensitive» означает «будьте бдительны».

Я бы сказала так: «Будьте бдительны, когда к вам предъявляются ситуационные требования, какими бы незначительными они не казались».

Далее перечисляется всё то, что является рутиной, в определенном сообществе, набор правил и ритуалов. Помните, как когда мы были пионерами, там все это присутствовало. Вот чем, например, отличалось обычное классное собрание от сбора пионерского отряда? Во втором случае всегда на первое место выходила ритуальность поведения, иерархическая структура, распределение ролей. Оно и проживалось совсем иначе. Было эдакое чувство принадлежности к чему-то большему, сакральному, чем просто к своему классу, хотя вроде бы люди собрались те же самые.

Извините за задержку — путешествовала
Alenka › Деж не незначительными, а обыденными. Вот.
Alenka › Да, в вашем переводе сразу возникает не просто смысл — а ставится проблема, ключевая для современного посттоталитарного общества.

Будьте бдительны, когда к вам предъявляются ситуационные требования, какими бы обыденными они не казались.


Впрочем, так было и в средневековой морали, и в античной, и в пещерах. Общество управляет нами посредством вот этого: «У нас тут так принято, повинуйся». Чтобы противостоять этому — нужно не просто мужество, но сообразительность. Умение мгновенно различить эту ловушку. Несмотря на то что, увы, нас с детства только и делали что приучали повиноваться, следовать заведённым ритуалам, не задавать вопросов.

К слову, отсюда и наше, западной интеллигенции XIX-XX века, и вестернизированной китайско-японской, инстинктивное отвращение к Конфуцию, вон Малявину пришлось особо разъяснять что тот вообще-то не о том при жизни учил, был много тоньше и глубже, не примитивнее всех прочих философов Китая.
Alenka › А выкладывайте фото из поездок. Очень ценно для нас, как сообщества, пусть теперь и особенно небольшого, видеть мир глазами друг-друга. Это как бы кратно увеличивает наше присутствие в мире, в разных его местах одновременно.

Всё никак не найду время доделать сайт чтобы мы могли заливать сюда фото сразу целыми галереями — а вообще тогда собирался, и даже написал красивый основной модуль для такой заливки.

А впрочем, я что-то такое уже писал в феврале. Да, точно, у нас в новой части сайта: авторы · книги · интересы · музыка · фильмы · игры уже работает моментальное превью после выбора на диске картинки для аплода. Надо бы и сюда прикрутить. А мультифайловый даже ещё раньше делал.
Не далее как на днях с разными людьми применял подряд пункты 4, 5, 6, чисто интуитивно. Хотя и понимал что там скорее манипуляции начаты от глупости, негибкости и общей недружелюбности мышления, неспособности увидеть ситуацию со стороны, чем от собственно такого прямо желания манипулировать. Но от крокодилов всё равно имеет смысл уворачиваться, даже если это они без особого злого умысла, из примитивности своей конструкции лишь.

Всегда рассматривал свой автоматически срабатывающий мгновенный разрыв с людьми в тот же момент как замечаю, что они начинают на ровном месте проявлять неожиданную и необоснованную агрессию, и очевидно пытаются начать манипулировать — как врождённую животную вспыльчивость, от которой впрочем всегда больше пользы чем вреда. Такую патологическую честность и проистекающее уже из неё ещё менее уместное требование ответной честности и порядочности ото всех; иначе как же нам жить. А тут вот оно как.

Хотя тактически выгоднее конечно сделать вид что ничего не заметил, не очень умный, и свернуть отношения без обратной связи. Незачем давать манипулятору рапорт, где он прокололся — его это уж не улучшит. Однако стратегически нет смысла уживаться с теми, кто явно и грубо преступает категорический императив Конфуция—Сократа—Христа—Канта. То есть триггер тут срабатывает в момент, как только замечаешь: «Ого! Да ведь он в мой адрес сейчас осознанно совершает настолько враждебные действия, какие я никогда и подумать не мог совершать в его адрес». Фиксация предательства — при том, что, строго говоря, предательство может быть лишь там где прежде было сотрудничество, а здесь произошёл лишь момент истины, и бесполезно указывать на это, сам предатель себя таковым считать не будет — он не предатель, он всегда к нам не очень относился, просто раньше умело это скрывал.

Делать это нужно решительно.

Если человек плохо отзывается о пути самурая или о своем клане, с ним нужно говорить очень строго, безо всякого снисхождения. К этому нужно готовиться заранее.


Я бы даже сказал более универсально: если в обоюдовыгодных, потенциально партнёрских отношениях, на которые вы рассчитываете, вам создают помехи, а именно: вас торопят, задерживают, переадресуют, ссылаются на некие свои внешние трудности, выдвигают неожиданные новые условия и требования (при подразумеваемом расторжением стороной сделки в случае отказа; при вашем вообще-то праве: согласиться либо нет);

к вам возникает просьба, которую вы регистрируете как на самом деле довольно дискомфортную, влекущую потенциально опасные последствия, либо дополнительные с вашей стороны обязательства, которые начинают вас, как обязательного человека, тяготить, с момента вашего дружелюбного согласия на эту в общем безделицу ради достижения более важной цели;

вам начинают льстить, либо напротив выражать вами недовольство, упрекать, стараясь тем самым поставить в положение защищающегося, вас начинают учить, лишь хмыкать в ответ на ваши аргументы, не опровергая их никак; ваш визави допускает циничные высказывания, приоткрывающие суть его мировоззрения;

при том что вы такого в обратную сторону никогда не допустили бы, вы это знаете — вы особо ловите такую ситуацию и спрашиваете себя: я бы так поступил? Стал бы упрекать, угрожать, заискивать, просить о таком, отказывать в таком, поучать, требовать?..

Этот обсчёт происходит в долю секунды и сразу принимается решение: «Ничего себе! Да это явный акт агрессии, манипуляции». Пусть и замаскированный вежливыми улыбками и ранее вроде бы утвердившимся, и не без вашего труда, статусом дружбы, добрососедства, априорного взаимоуважения, договора о ненападении.

Как только сторона создаёт ситуацию где вы испытываете дискомфорт — спросите себя, возник бы этот дискомфорт, эта ситуация стала бы вашей проблемой, предложенной вам, если бы не было вот того кто её вам предложил. Если бы на его месте был другой человек, лучше; если бы это были вы. Вы бы стали так давить, создавать такие проблемы, либо придираться к такому, отказывать в том, что с радостью сами сделали для него, вообще не задумываясь?

Отзеркальте ситуацию. И немедленно рвите с манипуляторами. Которые пытаются отвоевать себе пространства в жизни, Lebensraum, за ваш счёт. Лучше, конечно, мягко, незаметно — если ваши древние рефлексы тут уже не перехватывают управление. Впрочем, ваше право рвать как угодно. Пытаться уживаться с подлецами — становиться на их уровень, играть в их игры. В своё время Сократ, например, один из образцов человека, не пожелал договориться с афинянами о своём помиловании. Просто потому что, ну, стало брезгливо с ними такими дальше в одном полисе жить.

Рвите потому, что помимо множества органично допускающих нечестие, в мире есть всё же некоторое количество достойных людей — ваша задача искать их, общаться с ними, выстраивать совместные проекты, успеть что-то хорошее. Это возможно лишь с избранными, не с большинством толкающихся локтями, умеющими лишь мешать друг-другу, учащимися этому с рождения, воспитанными так искривлённо уже сызмала, своими такими родителями, школой и трудовым коллективом. Вы можете ужиться с кем угодно, это выполнимо — но важно помнить, каждый такой занимает место человека, дружбой с которым вы действительно дорожили бы и гордились.

Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.


Indian › Я вот только что узнал в описываемых манипуляторах некоторых владельцев животных, которые на приеме внедряют «тайные» технологии влияния на уставшый неокрепшый неподготовленный мозг вет врача.
Hare Rama › Беда в том — а мы не ожидали от мира такого коварства, которому мы с рождения так верили — что слишком многие в нём манипуляторы. Куда больше чем мы хотели бы. Безотносительно всех их многочисленных частных признаков: будь они владельцы игуан, коллекционеры кваса, мясники или кандидаты наук. Слишком многие выбирают это амплуа для своей предположительно бессмертной души, не без причин но ошибочно считая его выгодным. Как сказал Св. Проспер Аквитанский: «Единожды солгав...»

Но беда не в них. А в том что среди них нам жить. И нашим детям. И далее везде.

Спляшем?

Dory Previn — Mythical Kings and Iguanas (1971)


Sure that everything of worth
Is in the sky and not the earth
And I never learned to make my way
Down, down, down where the iguanas play


   
















Рыси — новое сообщество