Один английский джентльмен увлекался старыми велосипедами. В буквальном смысле: разыскивал старые ржавые железяки, рылся в архивах, встречался со старыми мастерами, писал письма на фабрики. Постепенно хобби переросло в дело жизни. Теперь джентльмен занимается реставрацией древней веломототехники, а на вырученные деньги содержит, в том числе, свой
оригинальный сайт, открытый и доступный всем желающим.
На сайте куча информации: старые каталоги, чертежи, журнальные статьи, рекламные плакаты, ... и фотографии, фотографии, фотографии. При этом столько интересного, что даже затрудняюсь, с чего начать. Поэтому я просто зажмурюсь, и буду тыкать пальцем наугад. А во что попаду — буду потихоньку вытаскивать в комментарии. Итак
Вот, например
1937 BSA DOUBLE DIAMOND TANDEM WITH WATSONIAN SIDECAR
То бишь, велотандем «Дабл Даймонд» производства компании B.S.A. 1937 года с боковой коляской «Ватсониан». (По ссылке — еще фото и много разной информации об этом чуде).
Этот полноценный семейный прогулочный тандем — стопроцентно британский продукт. Крепкая рама, усиленные подшипники, трёхскоростной переключатель передач, кожаные сёдла и сумки. И стоил он соответственно: 19 тогдашних фунтов. Легкий мотоцикл тогда стоил 29 фунтов. А обычный дорожный велосипед в среднем 5 фунтов. Но ведь каков красавец!
Трицикл «Квадрант» 1899 года с ленточным тормозом.
1880е, и начало 1890х в Британии были поистине золотым временем для трициклов. Связано это с тем, что леди уже осознали полезность велосипеда, но залазить на высокие «пауки» решительно не желали. А вот такой вот лёгкий и устойчивый трайк — совсем другое дело!
«О! Собачка! Запомни: это трицикл, а не какой-то там велосипед!»
Знаменитые «Харлей-Дэвидсон» начинали вот с такого.
Автор блога, как истинный британец, отзывается об этой американской кустарщине весьма презрительно. Слабая непродуманная рама, деревянные (!) колёса и бескамерные шины — с таким набором этот велик в подмётки не годился даже самым дешёвым европейским аналогам.
Но в самой Америке, благодаря сумасшедшей рекламе, построенной на зависти («все завидуют обладателю сего чуда»), и мощному лобби в правительстве, эти велики неплохо продавались. И подкосили американский рынок вчистую: пока Европа развивала производство, Америка развивала рекламу, клепая таких вот уродцев.
Сначала туго зашнурованный кружевной корсет, для общей фешенебельности. Затем короткий шерстяной жакет и специальные велосипедные шерстяные же штанишки. Нижняя юбка в пол. Затем блуза с высоким воротником, длинная верхняя юбка и жакет с узкой талией. Кроме того — большая шляпка с непременной лентой или полудюжиной заколок.
Очень удачная французская послевоенная модель мотовелосипеда. Никаких сложных приводов — мотор стоит спереди, и крутит непосредственно колесо. Решение неидеальное, но очень простое и дешевое. Французы быстро полюбили такие мопедки, и охотно ими пользовались.
Морис Годар и Марсель Меннессон разработали эту модель еще в 1946, и с тех пор минимум до середины 60-х это был наиболее знаковый французский байк. Причина — простота, лёгкость обслуживания, дешевизна и продуманный маркетинг. Снят с производства лишь в 1988 году. Еще ссылка.
Еще один французский уникум. Ни за что не догадаетесь, что это на фото, пока не перейдёте по ссылке.
Милитари! Специальный складной велосипед с мотором для британских парашютно-десантных войск. Облегченная рама, мотор встроен прямо в колесо.
Прямая речь от автора блога:
Cyclemaster был немецким изобретением, созданным инженерами DKW во время войны. После Второй мировой, союзники конфисковали все немецкие промышленные планы, а также повторно использовали немецких ученых, чтобы помочь им закончить собственные секретные исследования. В результате, американцы получили водородную бомбу.
Британцы получили ... Cyclemaster.
Очень хитрое изобретение. Такое мотоколесо долго и успешно конкурировало с мопедами. Еще бы, за цену примерно в половину мопеда (27 фунтов в 1950 году) вы покупаете такое колесо, и привинчиваете его на свой велосипед. Гаечный ключ идёт в комплекте. Все размеры точно совпадают. Вуаля!
Характеристики для интересующихся (via):
- моторчик двухтактный, с магнето, обьём цилиндра 25,7 куб. см. (как у газонокосилки);
- ёмкость бака 2,5 пинты;
- топливо — смесь бензина и масла 25:1
- вес 33 фунта;
- мощность 0,9 bhp (британских лошадиных сил);
- скорость 18-20 миль в час;
- расход топлива 300 миль на галлон;
К началу 1960-х мопеды всё-таки задавили эту идею.
Гламур, ой гламур:
Автопед Скутер был по сути прямым предшественником мотороллера. Разработанный по проекту Артура Гибсона и Джозефа Меркеля, поступил в производство в США в 1915 году. И оказался настолько удачным, что за три-четыре года распространился от Европы до Австралии.
По сути это детский самокат, оборудованный четырёхтактным моторчиком внутреннего сгорания обьёмом 155 куб. см. с воздушным охлаждением. Развивал скорость до 30 миль в час (~48 км./ч.). Управлялся единой ручкой управления. Наклон рулевой стойки вперёд включал сцепление, назад — тормоз.
В США, в частности, закупался для почтовых и курьерских служб. Был очень популярен у тогдашних хипстеров. А также его с удовольствием использовали уличные грабители и нью-йоркские налётчики.