Пластмассовый мир победил
Макет оказался сильней
Последний кораблик остыл
Последний фонарик устал,
A в горле сопят комья воспоминаний
Оо — моя оборона
Солнечный зайчик незрячего глаза
Оо — моя оборона
Траурный мячик нелепого мира
Солнечный зайчик нелепого мира
Пластмассовый мир победил.
Ликует картонный набат —
Кому нужен ломтик июльского неба?
Оо — моя оборона
Солнечный зайчик незрячего глаза
Оо — моя оборона
Траурный мячик нелепого мира
Траурный мячик дешёвого мира
Пластмассовый мир победил
Макет оказался сильней
Последний кораблик остыл
Последний фонарик устал,
A в горле сопят комья воспоминаний.
Оо — моя оборона
Траурный мячик нелепого мира
Оо — моя оборона
Солнечный зайчик незрячего глаза
Оо — моя оборона
Но всё же на мой взгляд, дух этой песни невозможно передать ни роялем, ни саксофоном, ни хором Советской Армии. Да, технически очень здорово. Каждая нота просчитана и выверена согласно всем канонам. Но драйва нет. Как из гранаты вынуть запал, покрасить её в красный цвет, и поставить на стеклянную полочку в галерее. Вроде граната, но не цепляет.
Только гитара, только живой честный саунд на нерве. Это не песенка для услаждения. Это как если бы Высоцкий «Штрафные батальоны» на белом рояле бы сыграл в ночном клубе. Хотя нет, Высоцкому бы было простительно...
... А при коммунизме всё будет хорошо
Он наступит скоро — надо только подождать...
Но где найти тех, что услышат её?
Это место всё чаще вспоминаю в последнее время — на фоне вещей, о которых говорим в этом году. Оно о всём мотиве целиком. Всём устройстве человеческой цивилизации странном и уродливом — если осмелиться поднять голову и увидеть. Но и в частных случаях, вроде этого, работает.
Впрочем, есть ещё один нюанс, встречный. Я тут в последней книге Паустовского встретил место, где надо было всем трудящимся успеть попрощаться с Лениным, внезапно умершим, пока его не зароют скоро в мёрзлую землю. И впервые стал ясен смысл всей этой гротескной мумии в зиккурате. Плесени всей этой и липового мёда, к слову. Которую сами советские коммунисты эпохи застоя и упадка не особенно и трактовали уже как-то: ну лежит и лежит, киса наша. Чтобы дать вам всем чудо успеть попрощаться с этим Иисусом новейшего времени. Длить это мгновение. Пока ещё это невообразимое с нами. Потом, правда, выяснилось, что Иисусом он был не особенным. Даже местами прямо-таки довольно кровавым. Но это уже другая история — вне того мифа.
Есть такой феномен: массы выбирают одну-две песни и крутят их себе, пока не опухнут. При том не прослушав ни разу за всю жизнь хотя бы даже тот альбом, с которого её взяли. Не говоря про многие другие альбомы. Это формирует в них тоталитарное радио: что оно выбирает, помещает в ротацию — то в фокусе всеобщего внимания. Принудительное кормление бройлеров.
У Егора ещё в топ вывели —
— Красный смех, Отряд не заметил, Русское поле конечно же. А вон то же достаточно известное «Народоведение» — оно ведь на самом деле не так чтоб много кому известно. У Цоя — Группу крови, Звезду по имени (при том что ранние его альбомы мало кто слушает и понимает). У Наутилуса — С причала рыбачил опоссум Андрей. У Аквариума — Город золотой...