Летом в пионерском лагере (давно) я читал научно-популярную книгу про достижения Союза в атомной отрасли издания годов 60-х, думаю. По идее выходило, что скоро все будет на ядерной тяге. Поезда, подводные лодки, корабли, самолеты. Вот как раз последнее меня, как юного авиамоделиста, смущало. Даже откинув нюансы биологической защиты экипажа и веса самого реактора, оставалась непонятным, как пар может поднять самолет. Правда, тогда я еще верил, что
самолет Можайского летал и вообще был первым в мире самолетом (а он-то был паролетом как раз!). А радио изобрел Попов. Так было надо. Мы верили.
Но были люди, энтузиасты и таланты, которые идею использования пара в авиации продвигали достаточно упорно.
История совсем вкратце. Удача только к 1933 году улыбнулась (слово красивое, но на самом деле конструкторы работали тяжело и долго, еще и в атмосфере секретности) Вильяму и Джоржу Беслерам. Самолет
Airpseed 2000 полетел, как и задумывалось. Полетел почти бесшумно, на недорогом топливе, практически без смазки и без потери мощности в зависимости от высоты полета. Чего только стоил реверс двигателем при парковке!
Тут и
тут описания конструкции (даже с чертежами котла и картинками!).
Кино. А
здесь всякие архивные материалы и вообще много про пар. И
тут.
Непонятно только почему довольно успешное детище не пошло в серию. Военные как-то не заинтересовались более в идее тихого и неприхотливого самолета и он еще какое-то время работал почтальоном.
А жаль, ведь пар — это прогрессивно!
Но всё-таки занудный бес во мне говорит, что топливо, сгорая напрямую в цилиндре (ДВС или дизель), производит гораздо больше работы, чем при посредничестве пара. КПД мотора — решающий фактор.
А с вашим занудным бесом не поспоришь! Формула Карно и все такое...
КПД (весьма грубо без учета механических потерь): пар (в нашем случае) — до 25%, бензин — до 30% (!), дизель — до 50%.
Тут нагляднее и с картинками. Потом, братья напирали на бесшумности, доступности топлива (почти все, что льется и горит) и не было потери мощности двигателя из-за разрежения воздуха с высотой. В сравнении с обычным ДВС даже появлялось преимущество в мощности из-за.
Керосиновый мотор на «Марсе» никак не хотел вертеться.
— Был бы ты паровой машиной,-- рассуждал Пухов, сидя одиноко в трюме судна,-- я б тебя сразу замордовал! А то подлецом каким-то выдумана: ишь провода какие-то, меляшки... путаная вещь!
Платонов А. «Сокровенный человек», 1927
Или на жидком, но альтернативном: растительном масле, например (на котором дизель может работать, как известно).
Заранее мерси.
Дрова слабее килоджоулями. Их много надо. Не взлетит. Спирт лучше. Или, опять-же, керосин.
Аналогия — вы можете при современных технологиях сделать сверхэкономичный паровой автомобиль. Расход топлива будет, реально 2 тире 20 литров бензина-керосина-спирта-отработки-альтернативы на 1000 (тысячу) км.
+ расход рабочего тела, тонн 5-10 дистиллированной воды.
В схему двигателя по ссылке введен специальный компрессор, в потоке воздуха из которого и сгорает топливо — мазут. Иначе его не поджечь. Компрессор сам пожирает и так небольшую полезную мощность двигателя. То, что на полезную работу по вращению винта самолёта остаётся достаточное количество лошадиных сил мотора скорее чудо, чем закономерность. Совсем не зря этот самолёт является низкоскоростным бипланом (сдвоенное низконагруженное крыло).
Резюме. На угле он не полетит по причине большого веса системы его подачи в топку. Для растительного масла, на мой взгляд, потребуется еще более мощный (и тяжелый) компрессор. Не взлетит, впрочем, расчёты мне делать лень. Разве что речь идет не о подсолнечном масле, а о чём-то венерианском, что росло гораздо ближе к солнцу, и имеет бОльшую теплотворную способность. По способности извлекать тепло из сгорания одного грамма спирт гораздо лучше и того, и другого, но и цена у него ого-го. Увы, компактных источников тепла в природе практически нет. Разве что радиоактивные элементы, но и их нужно еще крепко очистить и сконцентрировать.
Просто я недавно читал еще не вышедший роман одного серьезного автора-фантаста. Там был описан самолет с газогенератором. На дровах. (Нефтепродуктов в той вселенной нет). Я и хотел ему подкинуть идею паролёта из поста. Но все оказалось непросто...
1. Самый простой вариант, если действие происходит на другой планете. Там, например, может быть ниже гравитация, или воздух, на который опираются в полёте крылья самолёта, плотнее. Или в нём кислорода побольше. Или там растут специальные деревья, дающие высокотемпературные дрова.
2. Если действие происходит на Земле, но в будущем, где нефти нет, то ничего не мешает придумать специальные сверхлёгкие и сверхпрочные конструкционные материалы для самолёта будущего. Меньше вес — дольше полёт. Опять же — специальные дрова от особых генномодифицированных деревьев. Вокруг поиска таких дров вообще можно целую сюжетную линию выстроить.
3. Описанный в посте самолёт вполне способен взлететь на дровах. Причём газогенератор совершенно не нужен. Газогенератор — громоздкая штука, добывающая из дров горючий газ, который потом подаётся в карбюратор обычного ДВС. В паровой машине горящие дрова кипятят водичку напрямую, это гораздо более выгодно. Весь вопрос в том, как много дров вы сможете загрузить на лёгкий самолёт. В потоке воздуха от компрессора дрова прогорают очень быстро. Но ничего не помешает вам раскочегарить топку как следует еще на земле, взлететь, набрать высоту, пролететь немного на наличном запасе дров, и спланировать на следующую посадочную площадку, где процедуру повторить. Используя специально сконструированный самолёт как планер, можно улететь довольно далеко.
4. В конце концов, чёрт возьми, реалистичность антуража в современной фантастике вообще, и в русскоязычной в частности вообще не считается приоритетом. А паровая машина, кроме всего прочего, это очень сценично.
В общем, хоронить идею рано.
Я уж и не заикаюсь про Kindzarp > Побурчите ещё про ВПП для ЛА в лесу, если это не дирижабль.
Теперь мне надо в своем тексте как-то обосновывать, почему машины-спиртовки не получили распространения. Видимо, из-за особенностей местного воздуха они плохо едут, кашляют и часто ломаются, как-то так...
Но как у меня будут летать самолеты, я теперь знаю благодаря этому посту. Спасибо бложеку друзей!
Но, вообще-то, есть самолеты на сжиженном газе сейчас (экспериментируют). Но они практически себя возят. И двигатели у них обычные. Про водород и метан не слышал. Еще тяжелее оборудование.
Обещанные нам советскими фантастами к 2000 году.
Там тоже, по идее, рабочим телом — должен быть пар.
Вот.
Вот что энергия атома делает животворящая.
Но, раз такое дело, сейчас разблокирую и гляну, что там. Заинтриговали.