lynx logo
lynx slogan #00086
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

купи кирпич




   

№5223
29 450 просмотров
4 мая '13
суббота
11 лет 225 дней назад



Клинок Хондзё мастера Масамунэ

[ uploaded image ]
Судьба клинка, о котором я хочу рассказать сегодня, стала одной из величайших тайн минувшего тысячелетия. Считается, что ему около 700 лет, в 1939 году он был признан национальным достоянием Японии.

Горячие споры ведутся даже о том, что на фото запечатлен именно Хондзё Масамунэ, но других изображений просто нет.

Поиск человека, в чьих руках находится это произведение оружейного искусства, продолжается почти 70 лет, и длится он по сей день. Но его обладатель надежно хранит свою тайну, по простодушию, или осознанно, ибо цена ее слишком велика — поведав о ней единожды, он потеряет меч навсегда.


Этот клинок — произведение искусства, один из лучших, созданных человеком за всю его историю. В числе немногих, он даже имеет собственное имя — Хондзё Масамунэ, а это значит, что стал материальным воплощением души воина, владевшего им.

Свое имя он получил в битве, состоявшейся 16 века, от генерала Хондзё Сигенага, которому этот меч рассек в бою шлем, но выжив, он взял клинок в качестве трофея.

Его создал величайший оружейный мастер — монах Горо Нюдо Масамунэ, живший на рубеже 13 и 14 веков, ставший легендой оружейного мастерства.
Масамунэ использовал в своей работе особую технику, и создавал мечи, неповторимые по своему качеству и красоте. Вид клинков Масамунэ поражает чувством вкуса и гармонии. Говорят, что клинки Масамунэ обладали такой силой, что их владельцам даже не было необходимости вынимать их из ножен — сила, вложенная в них мастером, даровала победу.

Особенности его стиля — ярко выраженный узор «древесные волокна», полученный в результате особой ковки, а также мерцающие вкрапления на границе закаленного края лезвия.

Легенда гласит, что Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, потому что их невозможно было подделать, но в действительности же он не делал этого из-за того, что создавал их исключительно для сегунов, а наличие на них подписи мастера могло быть воспринято ими как непочтительность – у полубожественных правителей не могло быть предметов, оскверненных подписями ремесленников.

В фильме «Горец» наставник Маклауда — Рамирес, утверждал, что свой клинок (который впоследствии принадлежал Маклауду), он получил в дар от своего тестя — Масамунэ, называя его гением.

Рамирес называл меч «единственным в своем роде, так же, как и его (Масамунэ) дочь».

В современной же Японии существует награда Масамунэ, которая присуждается ежегодно наиболее выдающимся оружейным мастерам.

Но вернемся к клинку Хондзё Масамунэ. В конце 16 века Хондзё Сигенага, находясь в крайне стесненных обстоятельствах, продал меч своему племяннику всего за 13 золотых монет. Спустя некоторое время, в оружейном каталоге Киото, он был оценен уже в баснословную сумму — 1000 иен.

Став позднее символом сегуната Токугава, правившего Японией около двух сотен лет, клинок веками передавался из поколения в поколение членами династии Тогукава.

Но после капитуляции Японии в 1945 году, в рамках разоружения армии и населения, проводимого оккупационными силами, а также для того, чтобы сломить дух нации, все мечи, как холодное оружие, подлежали изъятию у владельцев, и дальнейшему уничтожению.

Что самое печальное — американцы не могли даже отличить древние клинки от новоделов, которыми вооружали офицерский и сержантский состав императорской армии и население. Уничтожались десятками тысяч и драгоценные семейные реликвии, и штамповка.

Кроме того, десятки тысяч мечей были вывезены в Штаты американскими военнослужащими в качестве трофеев.

Спустя несколько месяцев, «высокодуховные» оккупанты смягчили безжалостную норму — в приказ были внесены долгожданные изменения. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей», одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности мечей, и теперь, драгоценные клинки хоть изымались, но не уничтожались. Некоторые японские семьи, воспользовавшись этим, сдали тогда дешевые мечи, надежно укрыв родовые реликвии.

Далее — в комментариях.
  Написал Чжу Бацзе          
136


Горо Нюдо Масамунэ Япония
Колди Баймор


В январе 1946 года, потомки династии Токугава, в силу сложившихся обстоятельств, были вынуждены передать хранящиеся в семье 15 клинков, в том числе и прекрасный Хондзё Масамунэ, в токийский полицейский участок. Из участка они были переданы, по требованию оккупационного командования, некому Колди Баймору, сержанту 7-го кавалерийского полка США, но впоследствии к экспертам для оценки не попали, пропав бесследно.

И вот здесь нить, тянувшаяся столетиями, обрывается.

В ходе дальнейших поисков клинка было установлено, что имя сержанта было записано неточно. Дело в том, что сотрудник полиции записал имя военнослужащего на слух, проведя фонетический перевод на японский язык, и оно, будучи вновь переведенным на английский язык, исказилось.

Кроме того, данные рядового и сержантского состава подразделений, воевавших на тихоокеанском театре военных действий, в скором времени были уничтожены в архивах.

Предполагают, что клинок был вывезен в США неустановленным американским военнослужащим. В послевоенные годы там шла бойкая торговля предметами, вывезенными из разграбленной страны, и зачастую исторические ценности, которые по сути невозможно оценить материальными мерками, уходили из рук в руки за пару долларов. Многие бездумно распродали все, некоторые же, учуяв, откуда ветер дует, сколотили бешеные состояния, скупив истинные произведения искусств, или предлагая японскому правительству выкупить оказавшиеся у них на руках артефакты.
Но Хондзё Масамунэ так и не был обнаружен, несмотря на длившиеся десятилетиями поиски. Возможно, он украшает стену дома в американской глубинке, в память о воевавшем деде, или бесславно пылится на полке в гараже, и нынешний его хозяин даже не подозревает о бесценном сокровище, которое не вписывается в интерьер гостиной, но и выбросить все же жалко.

А возможно, он стал жемчужиной чьей-то коллекции, и его могут видеть лишь посвященные. Дело в том, что в случае заявления о его обладании, необходимо будет подтвердить его подлинность, а это возможно лишь в Японии. Но после этого он пределов страны более не покинет.

Сами японцы уверены, что клинок Хондзё Масамунэ — одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства, не мог погибнуть, и рано или поздно он вернется.

Вот такая история о утерянном клинке, прошедшем через вереницу веков, и о тайне, которой он овеян.

До новых встреч!
Благодарю вас, Вождь, за тихие поправки, и за присвоенный сообщению статус.
Тронут.
Немного оффтопа: смотрел недавно римейк «Гамбита» с Фёртом и Диаз по сценарию братьев Коэнов: там действие аферы основывалось на том, что якобы во время войны обыкновенным солдатом картина была привезена в Америку и провисела в автофургончике до наших дней.. Фильм дурацкий, и версия эта не выдерживает критики.
Думаю, обладатель Масамунэ прекрасно знает, с чем имеет дело, и клинок ему об этом намекнул, а посему вряд ли мы когда его увидим и вряд ли узнаем, кого он выбрал хозяином.
Я о Масамунэ знала только в контексте легенды о нем и Мурамасе — белый и черный мастер. А отдельно об этом оружии — ничего. Спасибо.
Feadora › Легенда красивая.
Рассказывают, что в древней Японии было два несравненных оружейных мастера. Мастер Мурамаса делал мечи, устоять перед которыми не было никакой возможности. А мастер Масамунэ — мечи, которые защищали жизнь того, кто их носил.
Однажды решили сравнить — чьи же мечи лучше. Их опустили в ручей, по которому плыли опавшие листья. Листья, которые прикасались к клинку Мурамаса, оказывались рассечены надвое. Но клинок Масамунэ листья попросу оплывали, не касаясь его.
Также говорили, что, раз обнаженный, клинок Мурамасы не вернется в ножны, пока не изведает вкуса крови, будь то даже кровь его собственного владельца. По японским поверьям, такое оружие способно пробудить «жажду крови» в тех, кто рискнул бы им воспользоваться.


Но это всего лишь легенда, ибо жили они в разное время, их разделяли два столетия.
Прозаично...
Genosse › Да-да, вот именно об этой легенде я и говорю. Там еще было, что Масамура заклял свои мечи на уничтожение клана Токугава и потому те приказала уничтожить все мечи Масамуры. Фантазию людей, особенно по прошествии времени, очень сложно остановить.
А с виду такой невзрачный клинок.
В числе немногих, он даже имеет собственное имя — На самом деле много какое оружие имело собственные имена, волшебный меч короля Артура именовался «Экскалибур», в скандинавской мифологии практически каждое оружие имело имя, так молот бога Тора именовался «Мьёльнир» (Сокрушитель), нельзя не вспомнить Гронд, (Молот Подземного Мира), булаву Моргота из книги Толкина «Сильмариллион», а ещё были легендарные малайские ножи крис, которые имели имена, потому что обладали душой и могли действовать по собственной воле, крис Чондонг Чампур вылетал из ножен по ночам и летал, убивая людей, только созвав всех мастеров по изготовлению крисов, удалось его изловить и уничтожить. Один из самых легендарных крисов, Таминг Сари, давал своему владельцу полную неуязвимость в бою, чем многие короли, владевшие им, пользовались. Крис Сетан Кобер (Дьявол Кладбища) имел 13 изгибов, когда мастер, изготовил его и решил наделить его мистическими свойствами, в крис вселился джинн, который наделял владельца этого криса неуёмной жаждой власти и нетерпением, что привело к череде убийств султанов острова Ява, каждый владелец Сетан Кобер убивал своего предшественника, а потомки убитого похищали этот крис и мстили потомкам убийц, убивая их этим же крисом.
Yellow Sky › Когда писал это — имел в виду лишь японские клинки, имеющие собственные имена.
Не люблю всякие легенды, которые ничем не подтверждены, и КДПВ не особо вяжется с историей, но классно же написано!
Kindzarp › Хм. За похвалу — спасибо.
Далее.
Вы ставите под сомнение существование самого клинка?
КДПВ — если у вас под рукой есть фото Хондзё Масамунэ — немедленно к публикации.
Писал сообщение именно о нем, посему идею разместить на заглавном фото другой клинок — посчитал неуважением к самому артефакту и мастеру, его создавшему.
Genosse › Что-то я путаюсь. Но на фото никак не меч, тем более не катана или какой-нибудь вакидзаси.
Kindzarp › Говорят, что это именно он.
Genosse › С чего я и начинал. Не всё в интернете — правда.
Kindzarp › Спасибо, учитель!
С Феодоро вы уже закончили, как я понимаю?
Genosse › Нет, вы как-то неправильно понимаете. Или наше понимание правильности отличается. Я считаю, что говорить о мифе или легенде, как о факте — нечестно по отношению к читателям.
Kindzarp › Позвольте я раскланяюсь.
Меня второй день в параллельном мире пинаю дружно, посему с трудом себя сдерживаю, и вступать еще в одну дискуссию не считаю целесообразным.
Всегда ваш.
Genosse › Ваше право, которое ничем не ограничено.
Kindzarp › Пусть уж будет ссылка на лурк, можно поспорить о ней.
Kindzarp › Вот, как-то так.
Genosse › Комментарий Yellow Sky многое поясняет, предъявить фото «Экскалибура» — сами понимаете.
image
Это сам Масамунэ, если что.
Его фото вот. Тогда только так снимали.
Kindzarp ›
Сомневаться в существовании Масамунэ и его клинков — всё равно что сомневаться в существовании Хокусая и его гравюр. Некоторые в музеях выставлены, можно пощупать щупальцами.


Горячие споры ведутся даже о том, что на фото запечатлен именно Хондзё Масамунэ

Неа, не горячие и не ведутся. На этом фото — один из необычных широких танто Масамунэ: «Hocho Masamune».


В конце 16 века Хондзё Сигенага, находясь в крайне стесненных обстоятельствах, продал меч своему племяннику всего за 13 золотых монет

Притом, что самое досадное, даже не своему — а племяннику Тоётоми Хидэёси. И не за жалких 13 каких-то там слегка золотых монет, а за 13 самых крупных церемониальных японских монет, вместе весом за 2 килограмма золота.


Indian › Так гораздо понятнее, хоть и буквы по ссылкам дурацкие. smile Спасибо за уточнения.
Странный клинок на фотографии. Я не специалист в тонкостях японской оружейной истории, но вот шероховатая часть клинка с отверстием под заклёпку — это явно для рукоятки, так ведь? Хорошие ножи до сих пор так делают. И что тогда, вся длина клинка МЕЧА, а это меч — составляет, пардон за единицу измерения, всего ТРИ кулака? Ну даже если четыре, все равно короткий! А ведь мечи всегда были ДЛИННЫМИ, в той или иной степени. Любые мечи, независмо от страны. Огромные двуручные русские, или европейские рыцарские, или японские катаны — они такими маленькими не были никогда. Этот «меч» больше на кинжал похож, или это просто декоративный клинок, но мечом его никак не назовёшь.
Как-то раз один отставной офицер предлагал мне самурайский меч, привезенный с русско-японской войны за 150 баксов. Но у меня не было свободных 150 баксов. Вот же я простофиля, а?
Maiklnever › А может у него в подвале был цех по производству таких мечей и вы правильно сделали, что не купили? Мне кажется, что если человек не увлекается и не разбирается, то шансов купить редкую и ценную вещь у него не особенно много. Или вы коллекционер?
Maiklnever › На каждый такой настоящий самурайский меч, привезенный как с русско-японской, так и советскими и американскими офицерами в 1945-м, приходится по 40 поддельных. Для которых как раз вот 150 баксов — хорошая, честная цена.
Подкину материала. Документальный сериал "Охотники за мифами",
Серия 6 «Пропавший самурайский меч». Именно про Хондзё Масамунэ. В фильме ответы на многие вопросы из комментов.
Отличный пост, спасибо.
Значит так, я разобрался, спасибо Rem'y. На КДПВ нож мастера Масамунэ, но это не Хондзё. Это Hōchō Masamune (Хōтё Масамунэ), это не меч, а нож tantō, такие ножи колющие, они широкие, длиной ок. 30 см, в то время как Хондзё Масамунэ — это катана, они обычно не короче 60 см.

Фотографии Хондзё Масамунэ нет, но есть его осигата — прорисовка линии хамон, идущей вдоль всего клинка ближе к режущему краю, эта волнистая линия образуется из-за особенности технологии изготовления катан — их режущий край закаляют не так, как обух, граница между этими зонами закалки видна, оно называется хамон и для каждого меча она уникальна, поэтому хамон известных мечей переносили на бумагу (тут на фото видна эта линия). Осигата Хондзё Масамунэ:

[ uploaded image ]
Yellow Sky › Я вот тоже до этой обрисовки докопал, дальше не стал. Говорят, взята из свитка Honami Kōtoku (1556–1619) — Ōsaka gyobutsu meibutsu tōken oshigata (Japanese Rare Book Collection, Library of Congress).

Вот ещё пара ссылок по теме.
   


















Рыси — новое сообщество