Судьба клинка, о котором я хочу рассказать сегодня, стала одной из величайших тайн минувшего тысячелетия. Считается, что ему около 700 лет, в 1939 году он был признан национальным достоянием Японии.
Горячие споры ведутся даже о том, что на фото запечатлен именно Хондзё Масамунэ, но других изображений просто нет.
Поиск человека, в чьих руках находится это произведение оружейного искусства, продолжается почти 70 лет, и длится он по сей день. Но его обладатель надежно хранит свою тайну, по простодушию, или осознанно, ибо цена ее слишком велика — поведав о ней единожды, он потеряет меч навсегда.
Этот клинок — произведение искусства, один из лучших, созданных человеком за всю его историю. В числе немногих, он даже имеет собственное имя — Хондзё Масамунэ, а это значит, что стал материальным воплощением души воина, владевшего им.
Свое имя он получил в битве, состоявшейся 16 века, от генерала Хондзё Сигенага, которому этот меч рассек в бою шлем, но выжив, он взял клинок в качестве трофея.
Его создал величайший оружейный мастер — монах Горо Нюдо Масамунэ, живший на рубеже 13 и 14 веков, ставший легендой оружейного мастерства.
Масамунэ использовал в своей работе
особую технику, и создавал мечи, неповторимые по своему качеству и красоте. Вид клинков Масамунэ поражает чувством вкуса и гармонии. Говорят, что клинки Масамунэ обладали такой силой, что их владельцам даже не было необходимости вынимать их из ножен — сила, вложенная в них мастером, даровала победу.
Особенности его стиля — ярко выраженный узор «древесные волокна», полученный в результате особой ковки, а также мерцающие вкрапления на границе закаленного края лезвия.
Легенда гласит, что Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, потому что их невозможно было подделать, но в действительности же он не делал этого из-за того, что создавал их исключительно для сегунов, а наличие на них подписи мастера могло быть воспринято ими как непочтительность – у полубожественных правителей не могло быть предметов, оскверненных подписями ремесленников.
В фильме «Горец» наставник Маклауда — Рамирес, утверждал, что свой клинок (который впоследствии принадлежал Маклауду), он получил в дар от своего тестя — Масамунэ, называя его гением.
Рамирес называл меч «единственным в своем роде, так же, как и его (Масамунэ) дочь».
В современной же Японии существует награда Масамунэ, которая присуждается ежегодно наиболее выдающимся оружейным мастерам.
Но вернемся к клинку Хондзё Масамунэ. В конце 16 века Хондзё Сигенага, находясь в крайне стесненных обстоятельствах, продал меч своему племяннику всего за 13 золотых монет. Спустя некоторое время, в оружейном каталоге Киото, он был оценен уже в баснословную сумму — 1000 иен.
Став позднее символом
сегуната Токугава, правившего Японией около двух сотен лет, клинок веками передавался из поколения в поколение членами династии Тогукава.
Но после капитуляции Японии в 1945 году, в рамках разоружения армии и населения,
проводимого оккупационными силами, а также для того, чтобы сломить дух нации, все мечи, как холодное оружие, подлежали изъятию у владельцев, и дальнейшему уничтожению.
Что самое печальное — американцы не могли даже отличить древние клинки от новоделов, которыми вооружали офицерский и сержантский состав императорской армии и население. Уничтожались десятками тысяч и драгоценные семейные реликвии, и штамповка.
Кроме того, десятки тысяч мечей были вывезены в Штаты американскими военнослужащими в качестве трофеев.
Спустя несколько месяцев, «высокодуховные» оккупанты смягчили безжалостную норму — в приказ были внесены долгожданные изменения. Было создано «
Общество по сохранению художественных японских мечей», одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности мечей, и теперь, драгоценные клинки хоть изымались, но не уничтожались. Некоторые японские семьи, воспользовавшись этим, сдали тогда дешевые мечи, надежно укрыв родовые реликвии.
Далее — в комментариях.
И вот здесь нить, тянувшаяся столетиями, обрывается.
В ходе дальнейших поисков клинка было установлено, что имя сержанта было записано неточно. Дело в том, что сотрудник полиции записал имя военнослужащего на слух, проведя фонетический перевод на японский язык, и оно, будучи вновь переведенным на английский язык, исказилось.
Кроме того, данные рядового и сержантского состава подразделений, воевавших на тихоокеанском театре военных действий, в скором времени были уничтожены в архивах.
Предполагают, что клинок был вывезен в США неустановленным американским военнослужащим. В послевоенные годы там шла бойкая торговля предметами, вывезенными из разграбленной страны, и зачастую исторические ценности, которые по сути невозможно оценить материальными мерками, уходили из рук в руки за пару долларов. Многие бездумно распродали все, некоторые же, учуяв, откуда ветер дует, сколотили бешеные состояния, скупив истинные произведения искусств, или предлагая японскому правительству выкупить оказавшиеся у них на руках артефакты.
А возможно, он стал жемчужиной чьей-то коллекции, и его могут видеть лишь посвященные. Дело в том, что в случае заявления о его обладании, необходимо будет подтвердить его подлинность, а это возможно лишь в Японии. Но после этого он пределов страны более не покинет.
Сами японцы уверены, что клинок Хондзё Масамунэ — одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства, не мог погибнуть, и рано или поздно он вернется.
Вот такая история о утерянном клинке, прошедшем через вереницу веков, и о тайне, которой он овеян.
До новых встреч!
Тронут.
Думаю, обладатель Масамунэ прекрасно знает, с чем имеет дело, и клинок ему об этом намекнул, а посему вряд ли мы когда его увидим и вряд ли узнаем, кого он выбрал хозяином.
Рассказывают, что в древней Японии было два несравненных оружейных мастера. Мастер Мурамаса делал мечи, устоять перед которыми не было никакой возможности. А мастер Масамунэ — мечи, которые защищали жизнь того, кто их носил.
Однажды решили сравнить — чьи же мечи лучше. Их опустили в ручей, по которому плыли опавшие листья. Листья, которые прикасались к клинку Мурамаса, оказывались рассечены надвое. Но клинок Масамунэ листья попросу оплывали, не касаясь его.
Также говорили, что, раз обнаженный, клинок Мурамасы не вернется в ножны, пока не изведает вкуса крови, будь то даже кровь его собственного владельца. По японским поверьям, такое оружие способно пробудить «жажду крови» в тех, кто рискнул бы им воспользоваться.
Но это всего лишь легенда, ибо жили они в разное время, их разделяли два столетия.
Прозаично...
Далее.
Вы ставите под сомнение существование самого клинка?
КДПВ — если у вас под рукой есть фото Хондзё Масамунэ — немедленно к публикации.
Писал сообщение именно о нем, посему идею разместить на заглавном фото другой клинок — посчитал неуважением к самому артефакту и мастеру, его создавшему.
С Феодоро вы уже закончили, как я понимаю?
Меня второй день в параллельном мире пинаю дружно, посему с трудом себя сдерживаю, и вступать еще в одну дискуссию не считаю целесообразным.
Всегда ваш.
Это сам Масамунэ, если что.
Его фото вот. Тогда только так снимали.
Горячие споры ведутся даже о том, что на фото запечатлен именно Хондзё Масамунэ
Неа, не горячие и не ведутся. На этом фото — один из необычных широких танто Масамунэ: «Hocho Masamune».
В конце 16 века Хондзё Сигенага, находясь в крайне стесненных обстоятельствах, продал меч своему племяннику всего за 13 золотых монет
Притом, что самое досадное, даже не своему — а племяннику Тоётоми Хидэёси. И не за жалких 13 каких-то там слегка золотых монет, а за 13 самых крупных церемониальных японских монет, вместе весом за 2 килограмма золота.
Серия 6 «Пропавший самурайский меч». Именно про Хондзё Масамунэ. В фильме ответы на многие вопросы из комментов.
Отличный пост, спасибо.
Фотографии Хондзё Масамунэ нет, но есть его осигата — прорисовка линии хамон, идущей вдоль всего клинка ближе к режущему краю, эта волнистая линия образуется из-за особенности технологии изготовления катан — их режущий край закаляют не так, как обух, граница между этими зонами закалки видна, оно называется хамон и для каждого меча она уникальна, поэтому хамон известных мечей переносили на бумагу (тут на фото видна эта линия). Осигата Хондзё Масамунэ:
Вот ещё пара ссылок по теме.