Есть ли какие-нибудь подтверждения или опровержения текста под катом? Нашёл в
«Книге всеобщих заблуждений».
Екатерина II Великая, императрица всея Руси, умерла от апоплексического удара, в своей постели, в 1796 году, в возрасте шестидесяти семи лет.
Верно то, что удар застал Екатерину в ее toilette (Уборная (фр.)), однако императрицу тут же перенесли в постель, где она вскорости и скончалась.
Вопреки общепринятому заблуждению, Екатерину II не раздавил жеребец с внушительным «хозяйством», которого якобы пытались на нее взгромоздить; не были причиной смерти и травмы, якобы полученные от осколков ночного горшка, развалившегося под громадной derriere (Задница (фр.).) императрицы. Нет также ни одного свидетельства «особой» привязанности Екатерины к лошадям, кроме как к животным, на которых ездят верхом.
Непонятно, откуда вообще взялись такие пикантные истории. Возможно, это была лишь «черная» пропаганда, с успехом пущенная в ход обиженным на мать Павлом I, придворные которого славились умением распускать сплетни. А может, виной всему подлые французы, которые после Революции оказались в состоянии войны с коалицией сразу нескольких государств, включая Россию. (Истории о Марии-Антуанетте, кстати, были ничуть не лучше.)
Но откуда бы ни пошли все эти россказни, неординарное поведение Екатерины, конечно же, создавало определенный эротический frisson (Дрожь, трепет, содрогание (фр).). У императрицы действительно было немало любовников, большинство из них проходили «обкатку» на ее фрейлинах. В случае успешной сдачи «экзамена» кандидаты получали хорошие должности, титул и положение при дворе.
Один из фаворитов Екатерины, князь Потемкин (известный броненосец из фильма назван именно его именем), сам был когда-то ее любовником и умер в возрасте пятидесяти двух лет после того, как, «трясясь от лихорадки, съел за обедом огромный кусок ветчины, целого гуся, несколько цыплят и выпил неимоверное количество кваса, медовухи и вина».
Каким бы ни было истинное число внебрачных связей императрицы — всего одиннадцать (официально подтвержденное в ее письмах) или двести восемьдесят девять (как утверждают завзятые сплетники), — гораздо более важным наследием Екатерины II являются ее преобразования в политике и культуре.
При ней в Санкт-Петербурге построили намного больше, чем при его основателе Петре I, была устранена неразбериха и путаница в российских законах; высажены прекраснейшие сады; русские картинные галереи заполнились произведениями европейского художественного искусства; в обязательном порядке была введена вакцинация от оспы. Екатерина II покровительствовала писателям и философам со всей Европы, включая Дидро и Вольтера, которые называли ее Звездой Севера.
Генетическое же наследство императрицы оказалось гораздо менее впечатляющим. Ее сын, император Павел I (1796—1801 гг.), еще в детстве предал полевому суду и казнил крысу за то, что та осмелилась уронить его оловянных солдатиков. В уже более зрелом возрасте он отдал под трибунал собственного коня и приговорил к полусотне ударов плетью. В конце концов Павел I был убит (без всякого суда) своими же приближенными, а царский престол перешел к его сыну.
Одна из центральных улиц носит ее имя. А это памятник ей.
Екатерина умерла в туалетной/уборной комнате, от удара, такие диагнозы были присущи тому времени.
При Екатерине и правда были заложены основы многих коллекций искусства, именно она привила эту моду. Сама много покупала всевозможных произведений, но по собственному признанию делала это ради государственного престижа, а сама «болела» «каменной болезнью» — была страстной собирательницей гемм (камей и инталий) и даже сама занималась этим ремеслом. Покровительствовала Вольтеру? Ну скорее Вольтер покровительствовал ей, хотя бы в силу своего возраста и своего положения к моменту восхождения ее на престол, но она купила его библиотеку еще при его жизни (назначив его смотрителем своей библиотеки и выплачивая ему жалование), даже это значительный вклад. Эрмитаж, который мы знаем, построен благодаря ей... и отчасти фаворитизму. Например, знаменитые лоджии Рафаэля, ни до, ни после никто не удостаивался чести скопировать их, ведь их прототип в Ватикане, "Сегодня днем мне в руки попали плафоны Лож Рафаэля. Я прошу вас немедленно написать Рейфенштейну скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены, и я даю обет Святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии, так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они…», — писала она.
Извините, понесло.
О деятельности Павла, можно почитать в Вики хотя бы в разделе «Внутренняя политика». Они были не совершенно плохими и не совершенно хорошими, но вклад оставили огромный, другое дело, что мы помним и знаем.
И что означает отмеченное стрелочкой, не то чтобы буквальный смысл, а это метка какая-то, да?