Никто не помнит, кто из классиков ещё на рубеже XIX-XX этому журналистскому явлению диагноз ставил? То ли Чехов, или Аверченко с Тэффи, или Ильф с Петровым, то ли Твен, Шоу, О. Генри или Джером.Интересно вот, а сейчас, спустя сто лет, отчего не наблюдаем вокруг такого же количества сильных авторов?
Литература для умных закончена. Её сменили кукольные представления для тупых: Голливуд, телевизор, сериалы. Брэдбери был прав. Поймав суть ещё в самом начале этого процесса, в 1956-м.
И с сериалами все нет так уж плохо, взять «Черное зеркало» например.
Что, прямо О. Генри?
Ещё, пожалуй, Хаецкая Елена.
Так оно и есть, только уже не расставит время ничего по местам, ибо мусор будет множиться, и будет заваливать произведения новых хороших писателей, произведения которых так и не дойдут до читателя...
И вот, когда бумага станет баснословно дорогой, только богатые графоманы смогут позволить себе печатать свои книги.
И если у бумажных книг есть какой-то шанс дойти до будущих читателей, то для электронных версий уготована куда более печальная судьба. С концом электричества (гибелью интернета, электромагнитной атакой, далее везде) потерян будет не только мусор, но и гениальные, так и не изданные книги.
Чехов — родился в 1860, в 22 года (1882) дебют, в 25 слава, умер в 44 (1904).
Аверченко — 1881, в 27 «Сатирикон», умер в 43 (1925).
Ильф, Петров — 1897/1902, в 33/26 «12 стульев» (1928) умерли в 39 (1937/1942).
Твен — 1835, в 34 успех «Простаков за границей» (1869), умер в 74 (1910), писал и издавался до самой смерти.
Шоу — 1856, дебют в 23 (1879), успех около 40 (1897), «Пигмалион» в 56 (1912), был чертовски знаменит и писал 70 лет до самой смерти в 94 (1950).
О. Генри — 1862, «Короли и капуста» в 42 (1904), умер в 47 (1910).
Джером — 1859, в 30 лет (1889) успех «Троих в лодке», умер в 68 (1927).
Вы не можете утверждать, что сейчас нет хороших авторов.
Уровня перечисленных — ни одного.
Не стоит взывать к тому, что пройдёт лет 200 и выяснится, что в наше время жили неизвестные гении. Такого не бывает. Если литературный труд не приносит успеха — люди бросают его и занимаются основной профессией, в стол всю жизнь нетленки никто не строчит.
Как следует относиться к исключениям, скажем, что делать с Лавкрафтом, Кафкой и Джойсом?
Артур Конан Дойл — 1859, дебют в 27, «Этюд в багровых тонах» (1886) и сразу успех, писал до смерти в 71 (1930)
Киплинг — 1865, дебют в 17 лет (1883), писал до 1932, умер в 70 (1936).
Лавкрафт, Кафка и Джойс? Вы вообще о чём? Я ясно очертил круг той беллетристики, о которой идёт речь. Не о Сельме Лагерлёф, Астрид Линдгрен и Туве Янссон, не о Ремарке, Хемингуэе, Мериме, Прусте, Моэме, Фицджеральде, Стейнбеке, Фолкнере, Драйзере, Уайлдере, Ивлине Во, Миллере, Даррелле Старшем, Анаис Нин, Грэме Грине, Голдинге, де Сент-Экзюпери, Ричарде Бахе и Эзре Паунде, чёрт его возьми.
Отдельными кластерами можно выделить преследования инакомыслящих™ в Советском Союзе и фашистской Германии. Особо богато было, начиная от Гумилёвых, Введенского и Хармса и кончая тем же Довлатовым и Бродским.
Ну и чисто формально. То, что автор издавался при жизни и был знаменит — не означает, что это хороший автор. Это, по всей видимости, самоочевидно.
То, что, например я, не могу назвать хотя бы 5 современных писателей «уровня Чехова» не означает что их нет. Это, должно быть, так же самоочевидно.
Поэтому назвать ни 10, ни 20 имен недостаточно, чтобы сделать вывод о том, что сейчас нет хороших писателей. Разумеется можно утверждать, что я не читал потрясающих современных писателей — это правда. Но, как Вы тут метко заметили, у нас не принято делиться тем, что нам кажется, только тем что мы знаем. Собственно, пока что Ваши слова вашу точку зрения не прояснили.
И про Хемингуэя, Фолкнера и Голдинга, кстати, зря вы так, они вполне себе обрели признание при жизни.
Потом, просто много писали. Тренировали руку. Было из чего набрать на «золотой фонд». Исключения были редки.
Все знают Джека Лондона. Мало кто знает Брета Гарта. А ведь они страшно похожи. Темы почти те-же. Слог не витиеват у обоих. Просто первый взял напором, количеством. Трудом. Обаянием (сейчас бы сказали «харизмой»). Но, конкуренция была. Необходимо было писать так, чтобы покупали. И запоминали.
Электронная переписка убила эпистолярный жанр. Нельзя также написать роман в СМС. Формат не позволяет.
Дети не хотят читать. Как для них писать. Зачем? Кто перечитает (и вообще, сможет его прочесть) Платонова из тех, кому 25 (даже!)?
Человечество поглупело, м?
У человека просто не осталось свободного времени на чтение. Коммуникации стали сжирать его полностью. Изменился темп жизни. Больше, чем люди даже замечают.
Иначе, если бы дело было в том, что поглупели, что просто не надо сильно писать — тогда мировой успех «Пигмалиона», включая культурное влияние, сейчас повторяла бы какая-нибудь муть. Ради бешеного триумфа ведь больше не надо сильно писать. Но нет этого: суррогат поступает по каналам суррогата, а источники качественных произведений пусты.
Это та же самая уловка, что и в остальной политэкономии: в государстве тирания и разруха? — значит народ негодный. Не в народе дело, совсем в других вещах.
Вот это именно то, что мне видится основной проблемой сегодняшнего дня. Нет времени. Темп жизни диктует стиль жизни. Хочешь быть в потоке — беги, остановишься — вывалишься за обочину. Нет времени для неспешной литературы состояний и глубоких смыслов. Всё бегом и всё по верхам.
В СССР над этим много смеялись, как над забавным звериным оскалом капиталистической эксплуатации.
Причём, американцев в 1936-м можно было понять — они создавали крупнейшую экономику в мире, и впереди была война. А у нас теперь ничего не производится, тотальная занятость людей и весь этот темп организуются уже откровенно как симулякр.
Т.е., все-таки я подвожу к тому, что и мы тоже виноваты. А не только изменение ритма жизни.
А про бешеный триумф — чем он сегодня определяется? Если деньгами или изданными копиями (тут, правда еще и дедушка Ленин сможет фору дать), то автор Гарри Поттера всех переплюнула.
На рубеже XIX-XX? В США и Великобритании?
Или вы уже непроизвольно считаете всех этих авторов продукцией советских книжных магазинов эпохи застоя?
Т.е., все-таки я подвожу к тому, что и мы тоже виноваты.
Хорошо. Будете наказаны.
А про бешеный триумф — чем он сегодня определяется?
Бешеный триумф чего сегодня может быть?
Но переводили же и их для нас выборочно (не всех). А в оригинале читали не так уж и много.
Потом, про США и Великобританию я могу только догадываться. Тем более, на рубеже...
Про английскую литературу того периода мы неплохо знаем, именно из-за того, что КПСС как раз не вводила тотальную цензуру авторов своих партнёров по Холодной войне, а напротив, всячески их пропагандировала. Включая того же империалистического Киплинга.
Делала она это по двум причинам: своей толковой советской литературы не было, всё было крепко задушено; авторы XIX-XX были обычно нейтральны, как Конан Дойл, О. Генри и Джером, либо симпатизировали социализму советского образца, как Уэллс, Шоу и Лондон.
И, заканчивая о советской цензуре, чтобы вернуться к нашей теме: она сильнее прошлась по уже следующему поколению популярных писателей — англо-американских писателей-фантастов. Так, насколько я помню, Хайнлайна до его смерти, совпавшей с крахом СССР, не издавали. Зато как началась частная книгоиздательская коммерция — тут же стали выпускать многотомниками.
Любили при совьетах лишь Шекли. В «Технике молодежи» (или "Юном Технике, не помню точно) печатать. Наверное, потому, что короткие формы.
Ну вот и я изначально про то же. Телесериалы убили литературу. А компьютерные игры притопали следом, понюхали и сожрали труп.
И если раньше Голливуд хотя бы экранизировал лучшие из литературных произведений, то сейчас они, переиздав каждое уже по пять раз, пишут сюжеты уже сами, по принципу тех же телесериалов. Кинотелеиндустрия не учла, что вытеснив литературу, они себя же лишили необходимой основы собственных киношедевров в дальнейшем.
Лично мне хватает хорошей современной литературы, взять, хотя бы, того же Умберто Эко, или недавно ушедших Итало Кальвино и Милорада Павича. А Тома Стоппарда вы читаете? Пелевин и Сорокин очень хороши, это лицо современной русской литературы, их во всём мире в университетах изучают.
А возьмите вторую половину ХХ века, СССР, что там было написано из прозы? Ну что? Солженицын, Стругацкие, Аксёнов, Войнович, и это за 50 лет.
Меня несколько удивила тут реакция: ну как же нет, сплошные Чеховы, Ильфы и Твены кругом, каждый год по три новых шедевра. Эпоха изобилия, золотой век мировой литературы. Неужели настолько неочевидно? Или спорят уже ради одного спортивного интереса: тезис—антитезис—синтез?
Я Кинга нашёл. И тот уже старенький. Давайте других Жюлей Вернов современности.
Проблема в том, что литература не играет в сегодняшнем обществе ту роль, которую играла в начале двадцатого века из-за конкуренции доступной музыки, кино, всяческих способов времяпрепровождения на интернете.
Никто похоже даже не озаботился понять, отчего там был именно такой список, включая Аверченко. Для наших целей его, разумеется, надо безжалостно выкинуть вместе с Тэффи (хотя вот, покажите мне современный российский «Сатирикон») — взамен добавив Киплинга, Конан Дойла, Уэллса, Вудхауза того же, Сабатини, Сетона-Томпсона, Стивенсона, Конрада может быть, Беляева, Булгакова.
Мураками хороший автор, но совсем иного плана, чем перечисленные. Где Мураками — там Акутагава, Кавабата и Оэ тогда.
Постарайтесь почувствовать, чем перечисленные авторы так сильно отличаются от любого из называемых вами современных писателей. Потому что за вас я почувствовать не могу.
Киплинга, Конан Дойла, Уэллса, Вудхауза того же, Сабатини, Сетона-Томпсона, Стивенсона, Конрада может быть, Беляева
Окей, т.е. речь идет о библиотеке юношества? О хорошей приключенческой, научно-фантастической литературе? Из заглавного сообщения это совершенно не вытекало, так как в этот ряд из него можно поставить только Твена, да и то не целиком.
Давайте попробуем разобраться. Изначально я приводил примеры авторов, которые использовали лёгкий ироничный стиль.
Одновременно оказалось, что это всё, собственно, беллетристика. Причём, в довольно высоком значении этого неоднозначного термина. То есть качество книги для всех, и даже детей сто лет назад было выше, чем качество ваших Мамлеева, Пелевина и Сорокина, как книги для избранных интеллектуалов теперь.
Современные литераторы вроде только что упомянутых — циники и мизантропы, не стесняющиеся выливать на своих читателей ушата того, что у них на их счёт накопилось. Что является проекцией — тут была Alenka, она поправит меня если что.
Сто лет назад литератор любил своего читателя и старался его развлечь, подарить ему радость. Придумать для него более счастливый, красивый и весёлый мир, чем тот, что их обоих окружал.
Теперь всё наоборот.
Quis, quid, ubi, quibus auxiliis, cur, quomodo, quando.
И конечно же всему причиной — что вы старые пердуны.
Тем не менее, не уверен, можно ли как-то однозначно оценивать, насколько его больше. С одной стороны, сто лет назад было предостаточно депрессивной литературы, это же было время реализма, натурализма, декаданса в литературе. У того же Чехова «Скучная история» довольно депрессивна, не говоря уже о Достоевском, Леониде Андрееве или Андрее Белом. Да что там, тысячи их было. С другой стороны, и сегодня есть популярные нециничные книги. Читал сборник рассказов Гришковца «Следы на мне», он оставил у меня очень теплое впечатление, а это мегаизвестный автор. У Эко мизантропии нет, у Акунина, раз говорим и о жанровых вещах.
Если бы я следил за современной литературой, мог бы привести больше примеров. Сложная тема, на самом деле.
Я ещё раз определюсь: мы должно быть говорим именно про развлекательную литературу (зачастую приключенческую, но не обязательно, с интересным сюжетом). Заметьте, что я совершенно не определял круг тех писателей, что назвал заранее. Они — лишь возможные, по стилю, авторы той цитаты, что я искал.
Кстати, так никто из столь осведомлённых литературоведов мне и не подсказал, кто из них и где иронизировал над этим журналистским качеством — стремлении играть на искренних эмоциях людей. Кстати, погубившем года три назад наш старый Дёрти, когда на главной сплошь были острые, злободневные, резонансные посты, у каждого честного человека вызывавшие сразу прилив возмущения, праведной ярости, и так вплоть до инфаркта.
Знаете, Гришковец — однозначно не Марк Твен. А Акунин — не Булгаков. Я и не мог представить, что мне понадобится это отдельно как-то объяснять.
Из современных отечественных я симпатизирую тем, что мы уже перечисляли в предыдущих обсуждениях. И невозможно, чтобы таких вообще не было. Разрушена индустрия производства качественных талантливых книг, существовавшая тогда. А также чуть позднее, в виде своей послевоенной научно-фантастической волны — раз уж о ней тут отдельно заговорили. Все, кто добивается чего-то теперь, качественного — делает это вопреки. Тем больше им уважения. Сейчас в отечественной литературе — мёртвый сезон. В мировой — не уверен, давайте ваши варианты. И, учитывая ваши предыдущие — без Дэна Брауна пожалуйста.
Даже куда более мёртвый, чем в СССР — там хотя бы были возможны Булычёв, Стругацкие и десятки хороших писателей для детей и подростков — о которых сейчас уж совсем напрочь забыли. Им, кстати, можно будет посвятить отдельное обсуждение, или даже целый зоопарк. Этот пласт литературы — настоящее золотое дно, которое упускают все, кто сетует, что в послевоенном СССР были лишь Солженицын, Шаламов, Вен. Ерофеев да Иван Ефремов.
Вы чрезмерно лаконичны. Я вас понял, что вы мне намекаете, что я забыл в своём перечислении Беляева.
И, учитывая ваши предыдущие — без Дэна Брауна пожалуйста.
Как некрасиво.
Так и знал, что примете исключительно на свой счёт и всё равно придётся отдельно уточнять, что вы — в данном случае, множественное число, касающееся всех, предлагавших тут Маринину и Донцову. Пошлите запрос в канцелярию русского языка, чтобы разделили наконец sg и pl, реально назрело. Всякий раз уточнять на письме обходными манёврами — крайне коряво получается.
Постарайтесь избегать таких фраз, как «самоочевидно», «всем понятно, что», «не стоит ставить под сомнение, что» и т.д. Думающие же люди понимают, что без доказательств это — демагогия и однозначно выдаёт неподкованного тролля.
Приводить, как доказательство, мнения авторитетов — тоже не лучший метод. Про это есть куча статей. Даже Чапек, который придумал термин «робот» этому внимание уделил.