В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера... Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.Это постановление народных комиссаров Луначарского и Сталина стала началом целой эпохи советской скульптуры, увлекательной и иногда совершенно прекрасной. Предмет моего интереса — тоже советская скульптура, о которой я много слышала, иногда видела, но, как оказалось, ничего не знала. «Девушка с веслом» это такое определение, часто даваемое с оттенком презрения, суть штамповка, лишенная индивидуальности. Действительно, какая индвидуальность-то в веслом? Меж тем, существует два разных типа «девушек с веслом»: обнаженные и одетые. И три лица — два у обнаженной и одно у одетой. Подробности ниже.
Итак, девушки обнаженные появились в СССР благодаря талантливому скульптору, сыну столяра из глубинки, ученику Родена Ивану Иванову. Культурному большинству он известен под именем
Иван Шадр.
«Меня очень мало удовлетворяло одинокое, отрешенное, искусственное искусство Парижа. Хотя я всецело признавал большие достижения моих учителей... я невольно вспоминал прежние достижения былых веков — искусство индийское, японское, китайское. Я вспоминал храмы, святилища, капища. Они стремятся выразить образы вечности среди природы. Словом, я мечтал о новом монументальном искусстве. В современной жизни я искал явления, которые были бы способны получить монументальное воплощение. Я верил, что и ныне возможно новое большое искусство» —
говорил Шадр и слова его с делом не расходились. Так, первая девушка с веслом вместе с постаментом возвышалась над трудящимися в парке Горького на 12 метров и была необычайно агрессивно-сексуальной, критики пишут, что «смесь Венеры и Дискобола», а я все пытаюсь себе вообразить этого мутанта. Единственная сохранившаяся
фотография картины не проясняет. На КДПВ — модель скульптуры, выполненная Шадром и хранящаяся в Третьяковке. Большинство источников путаются в том, кто была натурщица, потому я и не буду спекулировать.
Как бы то ни было, первая фигура была осуждена общественность и простояла в парке всего год с 1935 по 1936, а потом была сослана в Луганск, где ее и разбомбили во время войны.
Вторую девушку Шадр ваял с учетом пожеланий рабочего класса и норм морали, потому сделал ее менее агрессивной, чуть менее монументальной, всего 8 метров, но купальник все равно посчитал излишним. Моделью, тут уже без споров, стала молодая гимнастка Зоя Бердинская. Статую поставили на том же месте в парке Горького, но она тоже была уничтожена в войну.
Всем известная девушка с веслом в купальнике — это работа другого скульптора
Ромуальда Йодко, и называлась она уже «Женщина с веслом». Первая обитель этой скульптуры — московском стадион «Электрик» в Черкизово. И именно эту, в купальнике, потом копировали и ставили во все советские парки отдыха, где был водоем и именно ее хоть раз, да видел каждый из нас.
Длинный и пространный анализ всех скульптур можно прочесть
тут.
Останови самолет, войди в пылающий дом.
Для девушки с веслом
Танцуют чайки кадриль, поют дельфины «шалом».
Ундервуд — Девушка с веслом
сюжет 5 канала