Это сообщение я посвящаю легендарному автомобилю — Willys. Он прост, надежен и эффективен — автомобиль — солдат.
Он родился в 1940 году, когда армии США понадобился легкий полноприводной автомобиль для ведения фронтовой разведки, к которому было выдвинуты такие требования, которыми должен обладать автомобиль: легкое шасси, 4-цилиндровый двигатель, полный привод, высокая посадка, открытый салон. Автомобиль должен быть рассчитан на перевозку 4 пассажиров, обладать большой мощностью, грузоподъемностью в 600 фунтов (около 272 кг), и при этом весить не более 1300 футов (600 кг).
В схватке за контракт приняли участие четыре акулы автостроения того времени: GM, Willys, Ford и Bantam.
Не буду утомлять читателей деталями, но к маю 1941 года на финишную прямую вышли только трое: модель
Willys МА,
Bantam BRC40 и
Ford GPW. Близнецы же!
Победители были направлены в подразделения для войсковых испытаний, в ходе которых лучше всех показал себя Willys с его мощным двигателем и отличной проходимостью. Его дизайн также был признан лучшим из трех. На втором месте оказался Bantam. Ford же по многим показателям, в том числе максимальной скорости, оказался на последнем месте. Несмотря на эти различия, все три автомобиля
понравились военным.
В июле 1941 года было решено выпускать автомобиль серийно, но какой же? Поначалу предпочтение было отдано Ford, как крупнейшему производителю автомобилей в мире. Но вопрос цены производства сыграл свою роль. Ford оказался самым дорогим — его производство обходилось в $788,32. Чуть дешевле был Bantam – $782,59. Willys Overland же, несмотря на превосходство по основным техническим характеристикам, установил цену в $748,74 за 1 автомобиль.
Единственное, что не понравилось в нем солдатам -так это его название — «Виллис». Как они поначалу его только не обзывали! И «лягушонком», и «бентамским петухом», и «лилипутом», и «четырехлапым», и даже почему-то «чирикалкой».
Но прижилось только одно прозвище: джип. Так звали одного из героев популярного тогда комиксов и мультфильмов о моряке Попае —
Юджина Джипа. Кстати, в казармах и на кораблях еще раньше бытовало это прозвище: сначала джипами называли разгильдяев и сачков, а потом вообще всех новобранцев. А увидев лупоглазый автомобильчик на толстых рифленых протекторах, решили: «Вылитый Юджин Джип. Такой же пучеглазик. Джип да и только!»
Так говорят. А вот
здесь — чуть больше версий о возникновении этого легендарного уже имени.
Уже традиционно — продолжение — в комментариях.
«Виллис» был открытой машиной, без боковых дверок, на их месте борт немного понижался, образуя выемку, через которую можно было не только легко запрыгнуть или выпрыгнуть, но и вывалиться на ходу, если зазеваешься. Два сиденья впереди и одно заднее, причем полуторное: в одиночку на нем сидеть было просторно, вдвоем тесно. (Такая компоновка салона по традиции сохранялась и у гражданских джипов вплоть до 1980-х годов, а просторные задние сиденья нынешних джипов появились совсем недавно.)
На случай непогоды «виллис» имел съемный брезентовый тент, но без всяких боковых окошек, он защищал только сверху.
Он шел на любой скорости в интервале от 5 до 105 км/ч. Он преодолевал склоны до 40 градусов, разворачивался внутри 9-метрового круга, мог не переворачиваясь, ехать с боковым креном в 50 градусов. Полная тех. характеристика.
На его капоте можно было перекинуться в картишки и перекусить, он же служил походным алтарем для армейских капелланов. Он таскал за собой прицепы с солдатским скарбом, полевые кухни, пушки и пулеметы на себе, а в саперных войсках служил даже передвижной лесопилкой.
Работал он и локомотивом: вместо покрышек на диски колес ему надевали специальные насадки и ставили на рельсы. Известен случай, когда один такой «призванный» в железнодорожные войска «виллис» тащил за собой вагон весом в 25 тонн со скоростью 30 км/ч.
Казалось, что при своих мелких габаритах он никак не мог служить санитарной машиной, но и ею он был. Носилки с раненым укладывались на капот, а для поддержки их спереди к бамперу крепились специальные трубы.
Джип возил по дорогам войны и рядовых и генералов. И королева Елизавета.
В СССР «Виллисы» поступили по ленд-лизу с лета 1942 года, и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45-мм противотанковых пушек. Всего же в СССР было поставлено около 52 тысяч машин. У нас также был создан свой, «Иван-Виллис» — «ГАЗ-67».
Его также активно использовал противник.
Он служил и на Тихом океане, но в силу особенностей этого ТВД, использовался в основном как транспортник.
Был случай, когда к посту боевого охранения французской части вышли три солдата в американской форме и с оклахомским акцентом заявили о том, что мол, заблудились. Француз тут же скомандовал им «Руки вверх», и действительно оказалось, что это были немецкие диверсанты. «Какие же это американцы? — простодушно рассказывал потом француз. Пешком ведь пришли! Настоящие американцы приехали бы на джипе!»
Трое других немецких диверсантов погорели в Бельгии на том, что двое рядовых нахально сидели спереди, а старший, в форме полковника, притулился боком на заднем сиденье.
Он был настолько популярен, что уже после войны стал объектом внимания целой армии, но уже мошенников.
Вот такая история автомобиля — солдата...
А пытливому читателю, дошедшему до этих строк, я предлагаю загадку. Что за хитрая конструкция находится на бампере «виллиса», каким целям служила она на европейском театре военных действий?
Мира вам!
ВВ.
Но за ваше рвение и энтузиазм — конечно же, мое вам громадное спасибо!
На переднем крае, непосредственно в боевых порядках, и в атаке переднего края эти машины применять было нецелесообразно.
А подобные устройства были ведь очень распространены тогда на виллисах, вспомните хронику.
Нет...
Расколоться уже, или вы еще потренируете изобретательность?
Так, после высадки во Франции, немецкие солдаты, видя, какое количество янки, в т.ч. -высокопоставленных, вспомните того же Паттона, и с какой скоростью перемещается именно на джипах, между деревьями, растущими на обочине дороги, стали натягивать проволоку. Высота размещения — на уровне головы — шеи водителя и пассажира. Вспомните о том, что офицеры ВС США никогда не садились сзади — только на передние сиденья.Willis машина скоростная, и на высокой скорости у водителя и пассажира просто отрезало голову.
Итак, в случае удачи, можно было убить-ранить-добить-пленить важное должностное лицо.
Ответом на это и стали штанги из подручного материала на бамперах джипов.
Немцы, в свою очередь, научились этому у бойцов французского сопротивления.
Передаю слово Курту Мейеру — генерал — майору СС. Из его книги «Гренадеры».
Я был потрясен, когда услышал об убийстве своего верного товарища Вальдмюллера. Штурмбаннфюрер СС Вальдмюллер пал жертвой партизан маки 9 сентября у Босс-Боде в 10 километрах к северо-западу от Вильсальма. Партизаны протянули через дорогу проволоку. Вальдмюллер и его водитель были сбиты с мотоцикла. Оба они были серьезно ранены, а затем их, как крыс, утопили в заполненном водой рву. Храбрый оберштурмфюрер Хаук нарвался на фугас, который был подорван партизанами из-за кустов, и получил серьезные ожоги.
В той же Чечне на бронетехнику крепили все, что может защитить от гранаты РПГ, даже панцири от армейских кроватей типа «А».
И я подумал о том, что вы решили атаковать передний край противника, используя «Виллис» в качестве прорывателя инженерных заграждений.
А колючку растягивать на дороге нерационально — она более заметна, даже ночью, в свете фар.
Но однозначно — вы были более чем близки к правильному ответу. Впрочем, как всегда.
У друга детства моего отца, у дядька Мыколы, был Виллис. Тент и каркас под него он сделал сам. Правой двери не было, вместо неё была сделана даже не знаю из чего эрзац-дверь — что-то вроде картонного листа, в который было врезано окно, застеклённое, дверь отодвигалась назад, а не распахивалась. Дядька Мыкола говорил, что он ещё убрал пулемётное гнездо между двумя передними сидениями. Машина работала как зверь, никогда не барахлила и не глохла, ни разу не было такого, чтобы она не могла проехать там где нам было нужно.
В общем, как говорится, «Замечательно. Willys».
Знаете, с удовольствием бы поводил бы «Виллис». Представляю ощущения конечно же, ибо опыт вождения войсковых машин (легк./груз.) присутствует, но все же, хотелось бы прикоснуться к легенде...
Да, и долго рассматривал вашу картинку, практически боевая фантастика!
Ну никогда бы не додумался искать наименование узла или агрегата в масштабной модели! Но ведь работает-то!
Я старый солдат, донна Роза. Я бывший моделист-стендовик по авиации. Лучшая (на то время) база данных в городе. Раньше с информацией было туго: журналы соцстран, техническая библиотека, публикации в непрофильных журналах, типа Собеседника или Kviety, Дом авиации и Монино раз в году, переписка, в том числе и из Ваших краев, г.Славянск. А сейчас в сети есть что душа пожелает.Спасибо за оценку сообщения!
ВВ.
Также со временем станет легендарным.
Нет, ну, честно говоря, американцы тоже кое-что смогли сделать в плане военной техники. Во многом благодаря выходцам из России. Но до нашей им как до Луны. Вот недавно по «Звезде» был фильм про отечественные машины «в погонах». Там рассказывали про «шишигу» и сюжет: «шишига» продирается по колено в грязи. А на заднем плане в этой же грязи взлетает МИГ19. На минуточку, скорость отрыва — более 280 км/час. И ничего, взлетел.
Я вот все пытаюсь найти инфу. На ГАЗе до войны был сделан автомобиль повышенной проходимости. Кузов — этакое ландо открытое. Я видел фото, как он едет вверх по достаточно крутой деревянной многопролетной лестнице с площадками. Такой, в парке на гору для людей. Кто бы подсказал. Вот это машина была. Не чета «кроссоверам».
А то, что вы ищете — видимо ГАЗ-64.
Вчера Alenkе — Не порите ерунды, сегодня мне — От понаписали.....
Да, и с нетерпение ждем хоть одного вашего сообщения.
Будет хоть что брать в пример.
Всегда ваш.
Наберусь ума выдать что-то сопоставимое, напишу обязательно. Главное, время найти.
Еще раз, не обижайтесь. Ваша статья — очень интересная, с удовольствием прочитал, плюсанул. Ну, пошутил неудачно. А, вообще, я поворчать люблю. Но ворчание предназначается хорошим и умным, а плохим — ругань.
А в опытных сериях кузова были разнообразны весьма.
Еще раз спасибо.
ВВ.
Справедливости ради надо сказать, что «Иван-виллис» редко возвращался домой своим ходом. Чаще всего сердобольный самосвал вез его на буксире. И тогда у обоих — у хозяина и его старой машины — вид был сконфуженный, виноватый и вместе с тем счастливый. Ведь они смогли, сорвались с места, мчались по дорогам, как в былые годы. Ну а если в конце пути не хватило силенок, что поделаешь!
Куда уезжал дядя Аполлон в те счастливые дни, когда «Иван-виллис» заводился, оставалось для меня тайной.
Я хотел расспросить его об этом, но каждый раз не решался. Только однажды, набравшись храбрости, я начал разговор издалека:
— Откуда у вас «Иван-виллис»?
— Откуда? — Новый жилец провел руками по венку уцелевших волос, и глаза его заблестели. — Я нашел его на свалке.
— На свалке?
В моем голосе звучало разочарование, но дядя Аполлон как бы не заметил этого. Он начал рассказывать.
— Обычно истории заканчиваются на свалке, а тут все началось по новой, — задумчиво произнес он. — Я еду на своем автогрузовике среди гор ржавого железа и вдруг вижу — «Иван-виллис»! Старый знакомый, фронтовой друг, можно сказать! Стоит и смотрит на меня, да так печально, словно чувствует, что через мгновение тяжеленная клин-баба рухнет на него и превратит в железную лепешку. И фары, как глаза, спрашивают меня: «Помнишь, сколько раз я спасал тебя от смерти?» Как не помнить! Я тут же соскочил на землю и бросился к «Ивану-виллису», не беря в толк, что над головой покачивается болванка весом в полтонны… Очнулся я от крика крановщика: «Голуб! Тебе что, жить надоело? А мне за тебя срок отбывать?» — «Ладно, — отвечаю, — все обошлось. Я друга фронтового встретил. Мы вместе в ним пол-Европы исколесили, что немаловажно». А сам глажу его, рассматриваю знакомые вмятины, царапины, следы от пуль и осколков. Он! Не может быть сомнений — он! «Иван-виллис» собственной персоной. Подогнал я автопогрузчик, мягко подхватил «Ивана-виллиса», словно взял его на руки, и повез в безопасное место.
Дядя Аполлон разволновался, словно заново переживая встречу с фронтовым другом. А мне не терпелось поскорее узнать, что было дальше.
— Что было дальше? Написал я заявление и отправился к начальнику шихтового двора — так называется эта железная свалка. «Что у тебя, Голуб?» — «Заявление… если не возражаете». Протягиваю ему бумагу, а он читает, и у него брови от удивления лезут на лоб. «Зачем тебе эта развалюха? Тебе, как ветерану, «Запорожец» полагается вне очереди». — «Не нужен мне «Запорожец», говорю, дайте мне моего «Ивана-виллиса»… В память о Великой Отечественной». — «Что ты с ним будешь делать? Безумный!» «Ремонт сделаю, по одному старому адресу съезжу». Начальник долго думал, потом махнул рукой: «Ладно, забирай своего козла!»
А еще есть детский фильм. Название не помню.
Насчет штуковины. Может, для крепления дополнительного света?
Номер два: судя по форме, ей можно пихать (бревна, стог сена).
Номер три: передвижная виселица
Прекрасно отдаю себе отчет, что не угадал. Ничего путнего не придумывается.
Киев. Памятник фронтовым водителям.
Хайрез.