«Qui se Eunuchum ipse facit, cupiens evadere damno Testiculi.»Средневековый историк и церковный деятель Геральд Камбрийский был одним из самых образованных людей XII-XII вв. и
прославился своими описаниями западных стран — Уэльса и Ирландии. Его этнографические труды, однако, пестрят причудливыми подробностями.
Например, в книге 2, главе 3 «Путешествия по Уэльсу» он
утверждает, что бобры, мужские половые железы которых в то время якобы использовались в медицинских целях, избегают неминуемой смерти от рук охотников так, что производят самооскопление и оставляют упомянутые органы преследователям. Если же уэльский бобер подобную трагическую операцию уже прожил в прошлом, он просит пощады тем, что показывает добытчикам лекарственного сырья свое увечье. Разумеется, басня о взаимопонимании людей и бобров фантастична, бедные животные лишались жизни без милости, но из-за другой части тела.
На самом деле, у бобров ценится вещество, находящееся в жировиках —
бобровая струя.
К сожалению, Геральд Камбрийский писал не только о нравах и обычаях животных, но и целых народов.
Он, например,
живописал историю обитателя ирландского замка Уиклоу, у которого было туловище человека, но конечности и голова быка, причем этот персонаж имел обыкновение трапезничать каждый вечер при дворе Мориса Фитцджеральда. Историк проявляет жалость к бедному творению, которое наконец тайно убила деревенская молодежь из-за обидных инсинуаций молодых хозяев замка относительно их интимных связей с крупным рогатым скотом. Согласно Геральду, это не был единичный случай — в Коннахте женщины якобы имели связи с козлами (не в переносном смысле). Будущий король Ирландии, как гласит книга "
История и топография Ирландии", подвергался такому ритуалу: после совокупления с белoй кобылой, он якобы должен был выкупаться в ее тушеном мясе, которое наконец съедала его дружина.
Далее, в городе Лимерик по словам Геральда жила ужасная бородатая женщина. В Карлингфорде была поймана рыба с золотыми зубами, а в Данхолм Вуд — олень с аналогичным украшением от стоматолога. Красочные миниатюры из рукописи "
Topographia Hibernica" можно оценить
здесь (предупреждение для беременных и впечатлительных!).
Сегодня высказываются сомнения в том, что сам Геральд, учившийся много лет в Париже и лично посетивший описанные страны, сам верил в эти присказки. Его мечтой было стать архиепископом в Уэльсе и с целью добиться признания «эксперта» по западным странам на дворе англо-норманнских завоевателей Геральд стремился показать варварство, отсталость и бестиальную аморальность ирландцев,
легитимизировав таким образом идею англо-норманнского крестового похода на Запад. При этом своих соотечественников валийцев он описывает, в отличие от ирландцев, как древний благородный народ, который однако находится в упадке и также как народ Ирландии, нуждается в помощи более цивилизованных соседей. Этнографические труды Гиральда Камбрийского стали влиятельным источником сведений об Ирландии и определили ее судьбу на несколько последующих столетий. Средневековье давно поминуло, но политическая пропаганда, наживающаяся на мракобесии и национальных стереотипах, процветает доднесь.
Глаша. Отчего ж так, с песьими?
Феклуша. За неверность.
Listen or download Plethyn Twll Bach y Clo for free on Prostopleer
Listen or download Plethyn Lawr Y Lon for free on Prostopleer
и независимости. У израильтян же получилось возродить язык, который был уже пару тысяч лет фактически мертвый.Проверил сейчас, вы правы, мои воспоминания относились к ирландскому языку. Там правописание сложновато, особенно согласно правилам до реформы.
Бысть в Мунтьянской земли греческыя веры христианин воевода именем Дракула влашеским языком, а нашим — Диавол. Толико зломудр, яко же по имени его, тако и житие его. Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие и, егда внидоша к нему и поклонишась по своему обычаю, а кап своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «Что ради тако учинисте, ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «Таков обычай нашь, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «И aз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите». И повеле им гвоздием малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «Шедше, скажите государю вашему: он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит.
Бобрам в этом плане повезло, их не лечат а профилактируют.