lynx logo
lynx slogan #00056
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

северокорейский пограничник




   

№9814
10 712 просмотров
31 августа '22
среда
1 год 237 дней назад



Геннадий Прашкевич — Реквием по червю

Одноимённый рассказ я читал когда-то, давным-давно, в ХиЖ. Дело к тому, что недавно, гуляя в очередной раз по лесу с собакою и предаваясь вредному, скверному, непатриотичному, еретическому занятию — размышленьям, внезапно/вдруг вспомнил его (рассказ) как иллюстрацию к тому, о чём я в тот момент, извините за выражение, думал.

Вернувшись, стал искать его в сети по ключевой фразе и имени автора; отчего-то неправильно помнил, что написал его замечательный Борис Штерн — оказалось, что вовсе и не Штерн, а, наоборот, Геннадий Прашкевич, но дело не в этом, не в частностях.

Геннадий Прашкевич, о боги хаоса, как же Вы ошибались, персонифицировав негативное и сведя его к однобокому обобщению. Дело в том, по выражению АБС, что у нас и врага-то нет. Как там в английской песенке? «Врага мы повстречали, оказалось, он — мы сами».

Увы, мне приходится признать, что я/мы/они потерпели поражение, и всё, что остаётся — идти ко дну/в летейские воды с бодрым, жизнерадостным выраженьем лица.

Самое забавное тут в том, что это не мировоззренческий проигрыш, не победа зловредных пришельцев/рептилоидов/иллюминатов. Это всего-навсего победа маркетинговой стратегии. Позор, скажете Вы? Ну да, в чём-то, конечно, позор. Наша смерть искупит его, хоть и будет напрасной — как и любая смерть, впрочем.

Рассказ советую к прочтению, он одолевает уныние и скорбь, пробуждает надежду.
  Написал Аббэ Эбан  
9



Как раз прошлым летом, когда покупал кубометр «Химии и жизни» у одной очаровательной леди (ой, нет, не покупал, она мне его подарила) на севере Москвы (на то меня вдохновил тот космический крокодил Шекли), и пару недель назад она мне привозила остатки залежей, внезапно обнаружившиеся; и недавно опять — вдруг вспоминал Бориса Штерна. Как одного из самых интересных советских фантастов, что вполне работал на уровне того же Шекли и Лема... но вдруг всё сломалось, Горбачёв сломал вверенную ему игрушку, слишком сложную для его примитивного ума... и судьбы всех нас пошли под откос. И он так и не стал в результате этого нашим новым Шекли и Лемом. Хотя уже, мы видели, становился тогда в 80-е.

И верно, тогда было полно тонких, с хорошим образованием и юмором, высочайшей советской культуры авторов. Всех смёл 1991 год.

Брайдер и Чадович тогда запомнились в ХиЖ... рассказы и повесть Булычёва, понятно. Вот тоже, великий мастер, судьбу которого 1991 год смял — он начал писать уже не на качество, как прежде, а под диктат новых суетливых коммерческих издательств, рыночных — помните этот эпитет, он превозносился уж ельцинскими как синоним «максимально свободных и справедливых», хм... это все были люди с мышлением питекантропов, видимо. Потому что уже где-то с рабовладельческой античности всем известно, что рынок — не есть свобода, а как раз закабаление наиболее хитрыми наиболее честных. У кого больше накоплено ресурсов, изначально преступным путём, у кого не работает нравственный закон внутри как ограничитель — тот будет чрезвычайно успешен на рынке... и будет подавлять всех мнимых и истинных конкурентов вокруг себя на парсеки, докуда только дотянется. И это уже, забавно, да? считается новыми идеологами честной рыночной борьбой, конкуренцией: «Ну как же! Он ведь спасает, ратует за свой бизнес. А тут все средства хороши. Частный бизнес — это ведь святое!» Ну да, вон у Гитлера тоже был свой отлаженный, безупречно работавший частный бизнес в размере всего Евросоюза... Они все были образцовые, невиданно эффективные менеджеры. И, позвольте, господа, вроде как добросовестные приобретатели™. Во всяком случае, даже после 1945 года все их те предприятия, активы... так и продолжили работу.

Чтоб был истинно честный рынок, благостный для всех вокруг, и для общества в целом — на то требуется контроль над теми, кто злоупотребляет его природной хаотичностью. Кем же? Ну, видимо, теми, кто сам без греха. Где найти таковых? А вот это уже задача и ответственность правителя. А если он не умеет? Ну, ждите ещё пять-восемь поколений, пока не появится среди них сам собой тот, кто вдруг умеет. Шутка. В мире, где разрушены государственные институции, ничто уж не произойдёт ввиду их предполагаемой обывателями изначальной явной пользы. Заметьте, те же обыватели отчего-то достаточно рациональны всё же, чтоб не желать от своей давно сломанной стиральной машинки или холодильника, чтоб они им стирали и охлаждали. А тут верят. Оттого что это не входит в их сферу ответственности. Карго-культ. Все так и поклоняются Цезарю, по инерции уверенные спустя две с лишним тысячи лет, что его тогда не закололи шариковыми ручками. Хотя он был сильно такой не идеальный правитель. Но где найти тех, кто понимает это?
Indian › Удручает ещё и то, что нынешнему усреднённому обитателю нашего общего вертепа старательно и давно внушают: нет альтернативы, капитализм есть вершина развития экономики. Собственно, уже и сам «капитализм» потихоньку отменяют, заменяют на формации: земледельческое там, рабовладельческое, доиндустриальное, индустриальное и прочее. Мы, оказывается, живём в постиндустриальном мире, а капитализмы-империализмы — выдумка Маркса. «Все писатели харошии, а Лев Толстой — хамм. Патамушто граф» ™
Подмены лишь тогда выглядят таковыми, когда происходят внезапно. Ежели дело растягивается на два-три поколения, то вроде бы так оно и надо, естественный процесс.
Я вот Бэнкса сюда приносил — так его, покойника, клеймят «красным» и шельмовали бы вовсю, ежели бы его книги продавались хуже.
Tomorrow › Да ладно. Никто уж ничто не внушает с 1991 как раз. С той поры они уж не взывают к народу, они чётко и жёстко говорят 30 лет одно: «Мы правим, и будем править. А вы все умрёте».
а капитализмы-империализмы — выдумка Маркса

Я вообще его, и его дружка Энгельса, как в том нашем советском детском анекдоте про Карлсона, не особо тогда читал в детстве. Помню только, открыл Энгельса в 11 лет, прочёл страниц 20, понял, что вот этот, вероятно, был как раз неглуп, из чего не следует, что и тот тоже, с бородищей.

Но про дефекты капитализьма-империализьма-неоколониализма — это надо совсем каким-то инопланетянином быть чтоб не знать.

Спляшем?


рабовладельческое, доиндустриальное

Феодализм. При чём тут Маркс? Это вы ещё скажите, что не было античности и средневековья, потому что Маркс например про них тоже знал, но он устарел.

земледельческое там, рабовладельческое, доиндустриальное

Синонимы. Аспекты одного. Война Севера и Юга в США была как раз про это, если кто не заметил. И да, получилось только хуже, так что я, парадоксально, на стороне южан.

Вспоминается Фолкнер и та сцена из «Твин Пикса», если кто, конечно, тоже смотрел. Всецело разделял порыв алчного и беспринципного отца эпической дурочки Одри безмерно коварной мило: «Что же с нами стало?» Ну извините, сами так деградировали. А победили б южане, вы б пороли рабов насмерть и рождали мулатов и квартеронов, как прежде всегда. Как вон в «Хижине дяди Тома». Когда человек — подонок, ему никакой государственный строй не поможет.

Хотя конечно больше шучу: там всё сложно было. На смену прежнему злу пришло новое, невиданное.

Мы, оказывается, живём в постиндустриальном мире

Начался такой миф в 90-е... и знаете, он конечно лжив, всё тут у нас по-прежнему производится индустрией.

В пост призывается наша божественная Жанна времён нашей советской индустрии 1980-х. Мы с ней тогда знали, о чём она пела.

Но всё же в нём была доля истины. Заметьте, обратите внимание, как индустрия достигла пика своего, как то, что предсказывали тогда в 50-х — 80-х советские футурологи сбылось: больше не требуется человеко-года чтоб создать немыслимый переносной телефон или плоский телевизор, что можно повесить на стену как картину. Цветной при том!11

Я тут недавно заметил, пошутил в разговоре с друзьями: заметьте, мы каждый месяц уже на тупо еду и налог на воздух имени Незнайки на Луне тратим куда больше, чем на приобретение самых немыслимых чудес будущего, XXI века. Мой дед-фронтовик, что как раз предсказывал тогда в СССР те телевизоры на стенах, решил бы, что мы живём, как они ждали тогда, при победившем коммунизме. Как и подобает после недостижимого для нас с ним тогда 2000 года... Особо для него.

Потому что я ещё помню, как они копили на те цветные годами. Это не было дефектом, заметьте, соцлагеря — так было тогда во всём мире: передовая техника стоила как космонавтика примерно. Велосипед стоил месячную зарплату. А сейчас вон любая сложнейшая и элегантнейшая техника стоит копейки (ещё одно наше смешное советское слово, как мы в Союзе привыкали к имперскому синониму «гроши»).

Вот из этого всего исходя, на это понимание опираясь... — ну да, в постиндустриальном отчасти. Когда глупые роботы уж научились на своих гигантских фабриках массово ковать товары народного потребления™ почти забесплатно для всех советских людей. И это даже не заслуга КНР. И тем более США. Просто наука и техника двигалась вперёд. Как мы и привыкли тогда, и иного не знаем. Пока у нас тут Горбачёв, Ельцин и дальнейшие их наследники всё разваливали и приватизировали себе в карман.
Tomorrow › «Все писатели харошии, а Лев Толстой — хамм. Патамушто граф» ™

Откуда эта ваша цитата? Мы правда заслуживаем такого скотства в отношении нашего родного языка?

Как я помню, даже самые отчаянные большевики весь период Советского Союза как раз Льва Толстого печатали как не в себя. И нам всем в школах преподавали, юным пионерам. Или вам нет? А также другого графа, но тоже Толстого, Алексея. И вот ещё одного красного графа, что я вам цитировал недавно, Игнатьева.
Indian › Цитата из головы, в голове, похоже, из Хармса. С сохранением орфографии, как говорится. За точность цитирования не ручаюсь, так как пользуюсь, опять-таки, головой, а не гуглом.
Вот голова же была твёрдо уверена, что рассказ написал Борис Штерн. Ни тени сомненья.
Tomorrow › Этот да, этот мог.

Как раз томик Хармса купил в августе. Знал бы бедный Хармс, что в будущем будут его томики...

Надо будет постепенно начать оттуда и из прочих книг цитировать у нас отрывки. Как раз осень внезапно ударила, погода снова благоприятствует не гулять и любоваться миром в его наилучшем виде, а чаще вместо этого открывать книги.

Книги вообще придумали мы, северные народы. Как способ скоротать зимы и осени наши безрадостные. И вёсны ещё, такие же мрачные.
Indian › И зим всё меньше, равно как и вёсен. А книг много. Не успеть.
   


















Рыси — новое сообщество