lynx logo
lynx slogan #00023
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

рысь




   

№8226
7503 просмотра
25 декабря '15
пятница
8 лет 124 дня назад



Алексей Рыбин — Честное слово русской литературы

[ uploaded image ]
Самые американские книги из всех, когда-либо написанных на русском языке — «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок».

Кажется, ни в одной другой русской книге так не раскрыта тема поиска денег как высшей цели...
  Написал говорящий гриб  
69



Ну, влияние Твена, Лондона, О. Генри понятно. Но вот для ценителей отмечу тонкое. А знаете ли вы, что главное в эпосе — образ Остапа, взят, очевидно, у Вудхауза. Нет, не из известных всем Дживса и Вустера. А из даже более гениального Псмита. Сама эта манера мыслить и выражаться...
Статья свежая, вчера опубликована.

И да, это тот самый Алексей Рыбин, который вместе с Виктором Цоем основал группу «Кино».
Вот ещё хорошо оттуда же.

Каждое из трёх направлений русской культуры – русская идеалистическая философия, русская фантастика и русский рок — представляли собой то, что Шпенглер, а вслед за ним и Бердяев, называли «псевдоморфозой» — стилем культуры, в котором национальное содержание пытается выразить в себя в диалоге с заимствованной формой.


Допустим, на первом месте у Великого Комбинатора был всё же не поиск денег как таковых. Деньги для сына турецкоподданного — прежде всего средство добраться до города мечты. Необходимое средство, но не самоцель.
Я хочу уехать, товарищ Шура. Уехать очень далеко. В Рио де Жанейро. Полтора миллиона человек и все, поголовно, в белых штанах.
Halfaxel › Деньги сами по себе вообще никому никогда не бывают нужны.
Тем не менее, все кто их бездумно изыскуют, делают это отчего-то обычно ради них самих. Чтоб было. А те, кому они действительно помогли бы для чего-то стоящего — пока это ещё недолго возможно; пока живы те, кто знает, как эти ресурсы направить на улучшение мира — от них объяснимо отворачиваются. Не от них даже, но от той структуры, что неизменно сопровождает в механизме человечества, огромном и аморфном, процедуру обогащения. Так мы наблюдаем захват производящих центров мироздания разрушающими, сдерживающими его развитие образованиями.
Indian › В общем, деньги ради денег Остапу не нужны. Нам и не показывают, что было бы, дай Бендеру такие деньги: сидел бы на диване и плов кушал? Ну нет.
Leshiy › Остап и породил всю современную постсоветскую генерацию политиков жалких — детей, нет, уже правнуков лейтенанта Шмидта (кстати, о нём Паустовский тогда очень трогательно писал, а массам он запомнился в таком вот комедийном ключе, увы; да и запомнился ли вообще? лет через сто они и Гагарина с Ленноном забудут). Они ведь хапают не ради достатка. Там уже чистый азарт.
Leshiy › Как это не показывают? А как же «Золотой Телёнок»? Остап забирает свой честный миллион (кстати, у Александра Ивановича он явно был не последний). И девать его Великому Комбинатору было совершенно некуда, как и Корейко.
Да и жестоко было бы со стороны авторов не дать главному герою достигнуть вожделенной цели.
Halfaxel › Да, жестоко. И эта жестокость уже в 80-х так сильно выбивалась из всего в конце (так же как и та бритва Кисы с клубом — ранее, в первой части), что сразу было понятно, что это просто такое место замазанное цензурой. Понятно, чёрт его возьми, каждому советскому пионеру. Как вон у Иосифа Флавия сразу ясно, что апокриф про Христа — лишь позднейшая неумелая вставка, не более. А наш Остап, наш Ахилл и Одиссей — с ним всё было хорошо на самом деле. Просто лживые советские чиновники побоялись нам в этом признаться, понимая, что мы тоже тогда все рванём прочь к пляжам тропическим из их серого рая.

И девать его Великому Комбинатору было совершенно некуда, как и Корейко.

Да было куда. Вы какого-то уже совсем инфернального Остапа в исполнении Юрского транслируете. Юрский ведь, при всём своём таланте, не Бендера сыграл, а Мисиму, Меркьюри, Гитлера и Рёма. Мы же это понимаем, нет?

Оригинальный сын турецкоподданного Ильфа и Петрова знал, на что ему миллионы. На Рио. И эта цель осмысленна и благородна. В отличие от правнуков лейтенанта, Остап желал лишь светлого буддийского тхеравадического личного освобождения от горестей и сует.

Остап бросил на стол лист, вырванный из книги.

— Это вырезка из «Малой советской энциклопедии». Вот тут что написано про Рио-де-Жанейро: «1360 тысяч жителей...» так... «значительное число мулатов... у обширной бухты Атлантического океана...» Вот, вот! «Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира». Представляете себе, Шура? Не уступают! Мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг, чарльстон под названием «У моей девочки есть одна маленькая штучка» и... о чем говорить! Вы сами видите, что происходит. Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах. Я хочу отсюда уехать. У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм. Теперь вам ясно, для чего мне нужно столько денег?


Видите, как писатели предсказали самую суть грядущего много лет спустя краха СССР, самой его идеи. Всем в итоге стало скучно строить социализм.

А вы говорите, он не знает чего хочет. Он знал это точнее чем весь советский народ.


Вон, кстати, глядите как Симонов прокомментировал:

Здесь неправда в развитии характера вступает в противоречие и с общим сатирическим замыслом романа и с его беспощадным по язвительности финалом, когда Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди пытается добраться до своего Рио-де-Жанейро, переправившись через Днестр, и попадает в руки румынской сигуранцы. Этот финал великолепен по своей закономерности!


Для нас, знающих о судьбе Петра Лещенко и ловчайше ускользнувшего от них же его более счастливого астрального двойника Александра Вертинскаго — этот символ Ильфа и Петрова приобретает совсем уж мрачный, выпадающий из сказки их повествования, инфернальный смысл.
Indian › Вот сцена с поимкой румынами Остапа, обвешанного серебром, мне категорически не нравится. Посыл авторов ясен, конечно, но представить турецкоподданного в столь жалкой ситуации, когда дело не касается чувств — сложно, в образ предприимчивого и находчивого великого комбинатора не попадает. И тут я предпочитаю, как и в некоторых других местах книги, не замечать этих слабостей. Да, я сам слаб.)
Leshiy › Понятно, не могли же в советское время написать концовку с Великим Комбинатором, сходящим с парохода в Рио-де-Жанейро, со средствами или, как обычно, с ветром в кармане — неважно. Это была бы уж совсем антисоветская книга.
Кстати, узнал любопытную подробность из «12-ти стульев».
Оказывается, в те времена арестанты отбывали наказание в тюремной одежде. Их собственные вещи хранились в тюремной камере хранения до освобождения. Но вот свои носки им разрешалось носить и в тюрьме.
Таким образом, выпущенный на волю арестант был вполне прилично одетым человеком — но без носков, они изнашивались в хлам.
Молодой человек, прилично и даже франтовато одетый — но в штиблетах на босу ногу — это недавний арестант.
Indian › Деньги — это бумага.



Santa › Вот померли Моррисон с Манзареком, что это понимали, Сократ с Платоном, Цой, Егор, Янка. Не станет Фёдорова с Озерским и Гаркушей, и нас — и всё, и не останется в этом мире тех, кто знает этот секрет.

Ведь истинно сказано, верует тот лишь, кто не взыскует благ мира сего, отрешён от них, взгляд его устремлён куда-то сквозь и выше.
Halfaxel ›
– Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? – спросил Остап. – Только подсчитайте все.
– Сто рублей, – ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.
– Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья. Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете.
Балаганов долго думал, несмело улыбаясь, и наконец объ­явил, что для полного счастья ему нужно 6400 рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо.

Думаю, что сам для себя Остап определял деньги как средство, которое позволит ему прогуляться по Рио в белых штанах, а вот человеческая его природа позволила найти его мечте применение — тот драйв, который у него в крови, тот движ, который ему нужен постоянно, что бы жить с адреналином в крови, вполне конкретно назвать «поиском денег» и дать возможность искать на свою голову приключений.
   


















Рыси — новое сообщество