lynx logo
lynx slogan #00078
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Хэн Соло и его верный маузер




   

№7473
9409 просмотров
6 января '15
вторник
9 лет 105 дней назад



Два вопроса

В начале января 1938 года в секретариате Л.М. Кагановича приняли телефонный звонок из секретариата К.Е. Ворошилова. Мужской голос сообщил, что приедет конструктор Сильванский, надо принять его и выслушать.

Конструктор действительно приезжает. Каганович принимает его и выслушивает. Итогом аудиенции становится получение Сильванским должности главного конструктора новосибирского авиазавода №153 и задания на одноместный истребитель.

image

Рисунок боковой проекции самолет И-220 (ИС) конструктора Сильванского.

Казалось бы, ничего особенного. Случаи разные бывают. Но есть одна важная деталь. В секретариат Кагановича звонил сам Сильванский. Из своей коммунальной квартиры. Именно это следует из неопубликованных воспоминаний Вадима Шаврова – известного авиаконструктора историка самолетостроения.

По другой версии, Сильванскому было совершенно незачем представляться сотрудником секретариата Ворошилова, потому что он был… зятем Кагановича. Да-да. У почтеннейшего Лазаря Моисеевича была дочь, а у дочери – муж. И мужа этого якобы звали Александром Васильевичем Сильванским

«Среди всех русских и советских конструкторов А. В. Сильванский оказался явлением довольно необычным и для нашего строя нетипичным», – написал он нем Шавров. Главной чертой этого «Остапа Бендера от авиации» называют феноменальную наглость закоренелого проходимца.

Так или иначе, самолет он сделал. Правда, нелетающий. В ходе испытаний выяснилось, что вращающийся винт цепляет землю, оставляя на ней «вспаханные» участки.

Предположите, не проходя по ссылке, что посоветовали новосибирские заводчане конструктору Сильванскому:

1. Убить себя об стену;
2. Разбежавшись, прыгнуть со скалы;
3. Вырыть вдоль взлетно-посадочной полосы канаву для воздушного винта;

и как поступил конструктор Сильванский:

1. Приказал вырыть канаву вдоль взлетно-посадочной полосы;
2. Перекомпоновал крыло, удлинив стойки шасси;
3. Велел отпилить ножовкой по 100 мм от каждой лопасти воздушного винта.

Несмотря скандальную неудачу с одноместным истребителем, посажен Сильванский не был. И даже метил на место, которое впоследствии занял Сергей Павлович Королев.

Примечание. Если поверить Марку Солонину, во втором блоке содержатся аж два правильных варианта ответа.
  Написал Тодор Живков  
100



Ну, заводчане-то, конечно, предложили вырыть канаву. А Сильванский, возможно, что-то сделал с винтом.
Но я так не играю. Вы не написали ответ на свой самый первый вопрос. А я изборолась со своим любопытством, но по ссылке не ходила.
Siesta › Специально для вас: боцман, выполнявший обязанности запасного стрелка и санитара.
Pardon › Ну, и тогда уж, как автору «того» вопроса — зачем на самолете боцман (даже такой мультифункциональный)? И еще — где еще, кроме поляка об этом есть. Я ничего не нашел.
Enom › О боцмане на самолете: Мой вариант ответа лежит не в авиационной, а в филологической плоскости. Есть такое языковое явление, которое называется конверсией: новое значение слова образуется, в том числе, употреблением его [слова] в новом контексте. Примеры: слово «пилот» пришло в русский язык в значении «лоцман», а «шофер» – по-французски «истопник», «кочегар».

В порядке гипотезы: попытка введения нового значения слова «боцман» оказалась неудачной потому, что с дальнейшим развитием авиационной техники численность экипажей уменьшилась до минимума.

О других упоминаниях наличия боцмана в экипаже К-7: Я их тоже не нашел, но это вовсе не означает, что мы имеем дело с вымыслом [хотя и дает определенные основания для такого подозрения]. Попробуйте поинтересоваться на этот счет у Олега Потоцкого. Связь с ним вроде есть.
Вот лоцмана и боцмана все помнят, но при том всегда отчего-то забывают важнейшего из этой триады. В обязанности кацмана было кормить корабельных кошек.
Ну, в данном случае, самолётных кошек.
Pardon › Эту ссылку вы уже давали. Изучил все. Я сослался в «том посте»на наиболее полный (полнее просто нет) труд о Калинине.
Ответа это не дает.
Но, это совершенно неважно, т.к. вы:
-во-первых, избрали необычных формат сообщения (вопрос)
-во-вторых, заставили вспомнить талантливого конструктора и его необычные самолеты.
А это не мало. Спасибо вам.
Про пилота и лоцмана — это, скорее, кальки с голландских слов у нас. Русско-совьетская морская терминология много оттуда взяла. В английском pilot — и пилот, и лоцман.
Но, насчет боцмана — тут все четче. Слово не имеет никакого, кроме специфического морского, значения. Вопрос для меня остался открытым.
Enom › Не вдаваясь в мелочи, позволю себе всего одну поправку: слово «боцман» , похоже, имеет не только специфически морское значение.
Вот состав экипажа дирижабля L 50: 1 командир, 1 офицер-наблюдатель, 1 квартирмейстер, 1 главный инженер, 2 такелажника (старшина-сигнальщик), 2 человека на механизмах балансировки (боцманы), 2 моториста (младшие офицеры) на каждый двигатель, 1 рулевой, 1 телеграфист, и 1 телеграфист для беспроволочного телеграфа.
То есть, насколько я понял, боцманы, как и на подводных лодках, отвечали за вертикальный маневр. Интересно, не правда ли?
Pardon › Это понятно. Я вам указывал именно на это в вашем предыдущем посте. И именно про дирижабли. Потому, что боцман — это веревки (концы, тросы, если хотите). И пускай даже вертикальная составляющая движения. Но для самолета — слишком нетипично.
Enom › Боцман – еще и старший унтер-офицер в команде. Подумайте в эту сторону. Вполне возможно, что его роль в экипаже К-7 не ограничивалась функционалом, описанным в упомянутом переводе с польского.

Кроме того, в авиации до сих пор используются тросы, концы, веревки, даже якоря. Слово «швартовка» применительно к ней тоже вполне употребимо.
Так что проведенная вами разделительная черта (между воздушной и морской стихиями) не кажется мне непреодолимой. Если боцман есть в экипаже дирижабля, то почему бы ему не быть в (сопоставимой по численности) команде огромного самолета (воздушного корабля)? Думаете, ему не нашли бы, чем заняться? smile
Pardon › Ладно, буду думать в сторону боцмана (хотя, допустим, на гражданском флоте он — никакой и не унтер-офицер вовсе).
А по ссылке ребята веселые.
Pardon › Здесь есть нюанс: дирижабли, в отличие от самолётов, относятся к воздухоплаванию. У них даже якоря есть. И вёсла, от птиц отбиваться.
Enom › во-первых, избрали необычных формат сообщения (вопрос)

И это здорово. Изящный налёт интерактивности пойдёт только на пользу нашему замшелому академическому сообществу.

Наш новый лозунг в 2015 году: всё для общения, и чёрт с ним, с форматом.
Siesta › Заводчане не могли такого. Им же рыть и пришлось бы. Отпилить проще. Я, например, всегда, когда возникала опасность что-то долго рыть, предпочитал быстро вместо этого что-нибудь отпилить. Причём, неважно что. Главное, не рыть.
Indian › Марк Солонин с вами согласен. По его версии дело было так: "С горя Сильванский стал чудесить. Он велел поставить на самолет штатный, необрезанный пропеллер, а для того, чтобы лопасти при разбеге не цеплялись за землю, «молодой, безвестный конструктор» приказал…
Приказал вырыть глубокую канаву вдоль взлетной полосы. Тут терпение участников процесса лопнуло".
Pardon › Очень точная оценка. Рыть канаву можно захотеть только с горя.
Да, а я бы удлинял стойки (хоья, прятать в крыло их стало бы труднее).
Enom › Ну да, вон у этих ишаков всё время моськи были вверх задраны. Пепелац полувертикального взлёта.
[ uploaded image ]
Indian › Меня бы смущала посадка — необходимо было бы садится на попу, задирая фюзеляж, нетривиальная задача для пилота.
Leshiy › А меня наоборот. Нет ничего опаснее при посадке, чем скапотировать. А тут: плюх на жопку и пошёл медсестёр щупать.
Но в первых полётах я бы заранее привинтил в кабине ватерпас, чтоб привыкнуть к нужному углу атаки. Кстати, на таком угле крыло действует, как закрылки, смягчает контакт со взлёткой, укорачивает пробег.
Indian › А вы представьте — садиться надо было бы даже не параллельно, иначе лопастями будешь землю рыть, а именно «козлить». Не перевернуло бы аэроплан?
Leshiy › Ну так вот — задираем рожу до упора, цепляем килевым гаком (или как оно у них) за планету, идёт опрокидывающее движение, нас бумцает на вот эти хорошие жирные надёжные шасси, причём центр тяжести остаётся сильно позади них, и уже никуда никого не опрокинет. То есть вообще не надо думать о том, чтобы приводить аэроплан хрупкий при посадке точно к горизонтали. При том, не забывать в этот момент оказаться точно по курсу полосы, точно в её начале, и с посадочной скоростью. Глиссада менее строгая. Можно плюс-минус, задрать с запасом.

В норме садились аккуратно, близко к горизонтали, чтоб не стукаться, думаю (хотя вообще надо смотреть мемуары), но после боя обычное дело — не стандартная посадка, а аварийная, в полубессознательном состоянии, с ранениями, без отдельных ценных кусков самолёта и с чем угодно на полосе, от воронок до обломков предыдущего попытавшегося сесть.
Разбег опять же короче, думаю. Скапотировать на взлёте меньше шансов.
Indian › Не буду спорить, но точно читал про посадку «ночной ведьмы» без передних шасси, которую перевернуло при попытке приземлиться на заднее колесо (понятно, что там — этажерка, но и мы учитываем, что нам клюнуть носом при таких вводных нельзя категорически).
Leshiy › Не, нас интересуют ишаки и всё подобное. Вот такие кургузые с характерными задранными стойками. Думаю, полно мемуаров, найти только. Включая тов. Чкалова и ту же братскую коминтерновскую Донецкую и Луганскую Испанию.
Indian › Интересный факт: тов. Чкалов убился об землю погиб на И-180, родном брате описанного в сообщении И-220. Оба они суть модернизированные «ишаки», с более мощным мотором.
Artifex › Почему вы назвали «братьями» И-180 «короля истребителей» и И-220? (потому, что Оба они суть модернизированные «ишаки», с более мощным мотором. )?
Enom › Там в сообщении есть ссылка на книгу Марка Семёновича Солонина. Собственно, и история взята оттуда. Она у меня на книжной полочке стоит. Вот цитаты из неё (глава 14):

Дело в том, что еще в апреле 1935 г. (!) Поликарпов начал разработку истребителя «ЦКБ-25» — это был все тот же «ишак», но с французским мотором «Гном-Рон» «Мистраль-Мажор» (в дальнейшем этот двигатель на заводе № 29 в Запорожье превратился в М-88, а проект «ЦКБ-25» превратился в реальный «И-180»). Проект «ЦКБ-25» в приказном порядке передали в новорожденное КБ Сильванского, и работа над истребителем, получившим название «И-220», закипела.

То есть, у Поликарпова приказом отобрали проект перспективного самолёта, и отдали Сильванскому. И-180 и И-220 суть один и тот же проект ЦКБ-25, но с разными моторами.

В апреле 1939 года Сильванский вызвал обворованного им Поликарпова на соревнование: «В соответствии с приказом наркома авиапромышленности за № 80 М.М. Кагановича от 7 апреля с/г, прошу принять вызов на соцсоревнование по опытному самолетостроению на 1939 г. по однотипному и одного и того же задания самолету „И-220“, спроектированному мною и находящемуся в постройке на заводе № 153, с самолетом „И-180“, спроектированным Вами и построенным заводом № 156. О принятии вызова прошу уведомить меня и одновременно сообщить председателю техсовета при наркомате т. Голяеву».

Оба самолёта закончили плохо по причине отсутствия хорошего мотора. Авиадвигатели вообще были самым слабым местом тогдашнего советского авиапрома.
Не удержусь, еще цитату выложу (глава 17):

«Пе-2» начал войну с моторами М-105 мощностью 1050 л. с, с ними же войну и закончил. «ДБ-3ф» пять лет (с 1940 по 1945 г.) выпускался с одним и тем же мотором М-88, взлетную мощность которого лишь в конце 1943 года несколько увеличили (с 1100 до 1250 л. с). Истребители Яковлева (от экспериментального «И-26» до самого совершенного «Як-3») отвоевали всю войну с мотором М-105. Правда, уже в 1942 году (вопреки протестам конструктора двигателя В. Климова) нагнетатель двигателя перенастроили для получения максимальной мощности на низких (2–3 км) высотах. Получился М-105 ПФ с максимальной мощностью 1180 л.с. В 1944 году мощность М-105 ПФ-2 дотянули до 1240 л.с. — и это оказалось пределом достижений отечественного моторостроения. С таким двигателем и летали, и воевали против «мессеров» серии G и К с моторами в 2000 л.с.

Да и если бы этот М-105 работал нормально! «Яки» возвращались из полета, залитые моторным маслом от носа до киля. Самым страшным была потеря обзора вперед, происходившая в самый напряженный момент боя, — струи масла из работающего на максимальных оборотах двигателя заливали фонарь кабины. Дело доходило до того, что «народные умельцы» на фронтовых аэродромах устанавливали на капоте «Яка» маслоотражательные козырьки или приделывали к фонарю кабины клизму с бензином для смыва масла со стекла…


Клизма с бензином на боевом истребителе — это сильно! В кино нам такого не показывали. Тогдашние лётчики были воистину героями.

С 1 января 1943 года по 9 мая 1945 года (т. е. уже на завершающем этапе войны, когда налеты авиации противника на «мирно спящие аэродромы» и «котлы окружения» 41-го года ушли в прошлое) безвозвратные потери личного состава ВВС Красной Армии составили:

— убито 9456 человек;

— погибло в авариях и катастрофах 4438 человек;

— пропало без вести 10941 человек. (35, стр. 312)

Даже если предположить, что только половина от «пропавших без вести» фактически погибли вследствие технических аварий, то и в этом случае численность убитых собственным самолетом оказывается немногим меньше числа убитых противником.
Artifex › И не только авиапрома. Спасибо за референс. Пойду полностью перечитывать.
Enom › Товарищ уперся рогом в кучность артиллерийского огня и не хотел разносить пушки [чтобы поместить между ними и фюзеляжем более длинные стойки шасси]. Тем более, эта «хирургическая операция» грозила сильно затянуть реализацию проекта, а сроки поджимали.
По ссылке сходил. Неужели этого бы хватило?
Причём, метода эта была в молодой Советской Республике общепринятой.

По тёмным коридорам красноармейцы, топая бутсами, тащили канцелярские шкафы. Дверцы у шкафов сами по себе распахивались и тотчас захлопывались с оглушительным треском. Красноармейцы вполголоса ругались.

— Значит, так, — сказал Володя Головчинер,— Мы сейчас узнаем, в какой комнате сидит начальник этого учреждения, пойдем к нему и попросим принять нас на работу.

Торелли взмахнул, руками, отступил и с ужасом и презрением посмотрел на Володю.

— Вы что? — спросил он свистящим шепотом.— Окончательно сумасшедший? Или нет? Или у вас еще не прорезались зубы? Вы хотите, чтобы нас прямо отсюда отправили в Чека и разменяли на мелкую монету? Пришли с улицы — и бенц! — прямо к начальнику! Кто мы? Что мы? Желтая пресса! Бульварные журналисты! Вы угробите всех. Стоило мне стараться и придумывать такой замечательный план, чтобы из-за вас обмишуриться навеки! Разве так поступают?

— А как? — растерянно спросил Головчинер. Мы с Яшей тоже опешили.

— Раз не знаете, так положитесь на меня! — высокомерно произнес Торелли. — Я подскажу вам все, что нужно делать. Никаких начальников! Мы сами начальники! За мной!

Торелли пошел вперед, а мы, горько сожалея, что впутались в эту историю, неуверенно пошли следом за ним.

К счастью, никто не обратил на нас внимания, и мы наконец попали в пустой и пыльный коридор на втором этаже. Он кончался уборной с выломанной дверью и черной лестницей.

— Пожалуй, лучше всего будет здесь, — сказал Торелли и толкнул первую же дверь. Она открылась, и мы вошли в пустую комнату. В ней не было ничего, кроме валявшихся на полу справок о прививке оспы и плаката с надписью:

    Борись с трихинозом свиней!

Торелли поднял плакат, достал из кармана синий карандаш, перевернул плакат чистой стороной, положил на подоконник и написал на нем витиеватым писарским почерком: «Информационный отдел». Потом подумал и приписал внизу шрифтом немного поменьше: «Завотделом — Головчинер В. Л.»

Мы следили за действиями Торелли, не спуская с него глаз, как кролики, зачарованные гремучей змеей.

Торелли достал из кармана брюк бумажный пакетик с несколькими кнопками, вышел в коридор и приколол плакат к двери.

— Вот и всё! — сказал он и радостно потер руки. — Все обдумано. Первый акт отошел. Теперь остается только ждать дальнейших событий. Присаживайтесь, прошу вас, на подоконники!

   


















Рыси — новое сообщество